Часто мы видим, что писаная икона помещена в киот. Обычный киот выглядит как застекленный ящик, призванный обеспечивать иконе лучшую сохранность — как в храмах, так и в домашних условиях. В киоте создается специальный микроклимат для иконы, в котором она менее подвержена внешним воздействиям — воздуху, перепадам температуры, пыли, прямым солнечным лучам.
Прообразом киота, как и некоторых других предметов религиозного назначения, служащих для хранения, является Ковчег Завета (или Кивот Завета) Иерусалимского храма. Главное предназначение таких предметов — защита святыни.
Киоты древних образцов
Исполнение киотов в древности наглядно отражает их защитную функцию. В те времена, когда иконы писались редко, отношение к ним было особенно благоговейным и почтительным. Икона являлась для людей святыней и драгоценностью, чем-то сакральным, что было необходимо скрывать. По этой причине киоты, в которых они хранились, часто делали со створками, которые могли быть обитыми бархатом и расшитыми. Открывали и выносили икону только по большим праздникам.
На севере России, где благодаря географическим особенностям широко распространилась резьба по дереву, традиционно создавались скульптурные изображения-иконы — так называемые «резные образа». Фигуры святых вырезались из дерева и помещались в киот, как правило, по форме напоминающий икону, церковь или часовню. Наиболее древние киоты дополнялись закрывающимися створками.
В конце XVII века в русском искусстве получила широкое распространение флемская (фламандская) резьба. Родина такой резьбы — Фландрия, оттуда она через Германию распространилась по Восточной Европе. В Россию ее привезли белорусские мастера-резчики, которых во времена служения патриарха Никона приглашали для оформления храмов. Особенностью этой техники является рельефность и орнаментальные мотивы в стиле барокко. Благодаря высокому качеству резьбы такие узоры казались полностью отлитыми из золота.
Ветка — духовный центр старообрядчества, кладезь древнерусской культуры
Золоченая резьба по дереву особенно ярко развивалась с конца XVII века в регионе на территории современных Гомельской, Брянской и Черниговской областей. Сюда в 1680-е года, после принятия реформ, спровоцировавших раскол Русской православной церкви, началась эмиграция верующих старообрядцев-поповцев.
Староверы основали на территории Беларуси город Ветку, впоследствии на долгое время ставшей их “крепостью”. С основанием города связана легенда: переселенцы, продвигаясь вниз по течению реки Сож, по древней традиции пустили на воду икону, чтобы Господь дал знак, где им остановиться. С целью не потерять из виду икону, к ней привязали ветку. Икона привела их на остров недалеко от местечка Хальч, который затем и стали именовать «Ветка». Название имело также и символическое значение связи с родиной, Россией, ветвью которой теперь стал белорусский город, и верой предков
Находясь на территории Великого Княжества Литовского, вне досягаемости русских войск, Ветка стала крупным духовным центром старообрядчества. Здесь было основано несколько монастырей, десятки скитов, куда съезжались паломники со всей России. В искусстве, быту и народном творчестве старообрядцы сохранили традиции Древней Руси и создали собственный культурный феномен. Это произошло благодаря взаимодействию большого количества традиций: православных белорусских, католических «шляхетских», казацких и многочисленных старообрядческих. Синтез искусств породил подлинный оригинальный стиль, отразившийся в иконописи, чеканке, золотом шитье, шитье жемчугом и бисером, золочёной киотной резьбе и бытовом резном декоре целого региона.
Ветковская золоченая резьба
До нас дошли ветковские резные киоты XVIII–XIX веков, техника исполнения которых восходит к образцам флемской барочной резьбы, прославившей белорусских мастеров еще в XVII веке. Они обогатили данную технику собственными приемами, которые превращали дерево в сквозной узор из хитрых переплетений растительных и орнаментальных мотивов.
Узоры складывались из отдельных деталей — листьев, ягод, виноградных лоз, вырезанных из дерева, чаще всего липы. Затем их в несколько приемов покрывали специальным грунтом — левкасом — и золотили сусальным золотом. Витиеватый скульптурный орнамент на дереве создавал образ Райского сада. Такая киотная резьба дополняла оригинальную традицию ветковской иконописной школы. Украшались иконостасы старообрядческих храмов, монастырей, а также в зажиточных домах. Уникальным по красоте был резной золоченый четырёхъярусный иконостас Лаврентьевского монастыря, который был основан в 1735 году и до своего закрытия в 1844 году являлся крупным центром религиозной и хозяйственной жизни гомельского старообрядчества.
Золото в христианском искусстве имеет множество символических значений, главное из которых — передача Божественного нетварного света, сияния, исходящего из Царствия Божия. Поэтому на иконах мы часто видим позолоченный фон. Икона — своего рода окно в Царствие Небесное, из которого на нас зрят святые. Простые киоты чаще всего представляют собой не просто рамку, но имеют как бы небольшие своды, спускающиеся к самой иконе. Вместе с ковчегом, углублением, которое вырезается на доске перед написанием иконы, это создает впечатление своеобразной лестницы, ведущей смотрящего на нее к изображенному Небу.
Резной киот для иконы и Глухой киот для иконы
В ветковской золоченой резьбе благодаря растительным мотивам, особой технике резьбы и золочения, многократно усиливается символизм Небесного. Также она является уникальным наследием не только старообрядческой, но и белорусской культуры.
КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ