Для детей 5 - 7 лет общение и совместная деятельность очень важны. Благодаря им ребёнок познаёт мир, учится строить отношения с другими людьми.
Последнее время можно часто наблюдать как родители делают упор на развитие познавательных процессов дошкольников. Многие выделяют индивидуальность, а на второй план отодвигают взаимодействие со сверстниками.
Автор: Ольга Станиславовна Щедренко, методист, руководитель муниципального методического объединения методистов учреждений дополнительного образования.
Содержание статьи:
- Влияние группы
- Причины популярности и непопулярности детей в группе
- Роль педагога
- Результаты исследования
- Полезные ссылки
Влияние группы
Зачастую педагоги увлекаются обучением предмету, не обращая внимания на сложившиеся взаимоотношения в группе дошкольников.
Нельзя недооценивать влияние группы сверстников на формирование личности ребёнка. Потому что именно в 5-7 лет начинают формироваться достаточно устойчивые особенности личностного реагирования, закрепляются определенные стереотипы поведения в обществе.
Группа сверстников - дошкольников живёт по своим законам, выстраивает свою систему ценностей, что сильно влияет на личностное развитие каждого члена конкретной группы.
Причины популярности и непопулярности детей в группе
Каждый ребёнок занимает в группе определённое положение, которое отражается в том, как к нему относятся сверстники. Не всегда по поведению и реальному общению детей мы можем в полной мере судить об их симпатиях. Дети не всегда имеют возможность играть с теми, кто им нравится.
Вопрос избирательных отношений в группе сверстников - дошкольников активно подвергается исследованиям, которые изучают психологические особенности популярных и непопулярных детей.
Результаты таких исследований показывают, что эти две группы дошкольников практически не различаются по уровню развития интеллекта и мышления. Это означает, что познавательные способности не делают ребенка популярным в группе сверстников.
Уровень общительности и инициативности в игре также особо не влияет на детские предпочтения.
Однако выделяются две крайности в общении, которые определяют непопулярных детей: замкнутость и пассивность, а с другой стороны чрезмерная общительность, стремление командовать и навязывать свою волю.
Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Популярные дети склонны к поддержке, одобрению, сопереживанию по отношению к своим сверстникам. В то время как непопулярные дети склонны к осуждению, нетерпимы к чужим победам, агрессивному решению конфликтов.
Роль педагога
Следует отметить, что каждая группа сверстников уникальна по-своему, и педагогам необходимо изучать особенности взаимоотношений внутри группы. Это позволит своевременно скорректировать процесс социализации ребенка и помочь ему стать успешным.
Работая в Студии раннего развития в учреждении дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание на проблемы взаимодействия между ребятами. Во время образовательной деятельности между учащимися сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались благополучно. Это не умение договариваться, слушать, принимать чужие победы и свои поражения. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали образовательному процессу в целом.
Результаты исследования
Для изучения избирательных отношений в группе с детьми 6-7 лет я использовала социометрическую методику Я.Л. Коломинского «Секрет» в модификации Т.А. Репиной. В её основу положен принцип «выбор в действии».
Мое изучение ещё раз показало, что важные черты "популярных" детей в старшем дошкольном возрасте: отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность. То есть те качества личности, которые обычно называют нравственными, а вовсе не интеллект, не творческие способности.
У детей, которые отвергаются сверстниками, напротив, преобладает отчуждённое отношение к другим детям. Их главная задача в общении заключается в доказательстве своего превосходства или защите своего «Я». Такая защита может принимать разные поведенческие формы и вызывает трудности в общении: от яркой агрессивности до полного ухода в себя (замкнутость).
Также я обратила внимание, что в число непопулярных детей, попали дети из семей с неблагоприятной эмоциональной атмосферой. А также дети из семей с гипо- или гиперопекой и некоторыми другими дисгармоничными типами воспитания. Об этом будет одна из следующих статей на нашем канале, поэтому не забудьте подписаться.
С помощью данной методики я смогла выявить референтные группы, статус каждого ребёнка, определить какими чертами отличаются "непопулярные" и "популярные" дети конкретной группы.
Особенно важны результаты такого исследования в работе с непопулярными детьми. Необходимо помочь им увидеть в сверстниках не противников и конкурентов или объекты самоутверждения, а близких друзей.
Важно понимать, что традиционные педагогические методы, такие как например, беседа, а тем более поощрение и наказание, здесь бессильны. Решать проблему взаимоотношений нужно в реальной жизни - здесь и сейчас, а также через смоделированные игровые ситуации.
Роль педагога в решении проблем во взаимоотношениях дошкольников огромна и требует включения в образовательный процесс коррекционно- развивающих методов.
О том, как помочь ребенку добиться признания у сверстников в группе, речь пойдёт в следующей статье.
Полезные ссылки
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Каждый "Палец вверх" подскажет нам, что тема вам интересна и её стоит продолжать!