Продолжаю знакомить вас с советским архитектурным наследием в центре Самары. Я уже писал про конструктивизм, постконструктивизм и сталинский ампир, теперь пришла пора рассказать про последнее заметное явление в архитектуре времён СССР – советский модернизм.
Считается, что этот стиль зародился вскоре после принятия постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 4 ноября 1955 года. Эпоха пролетарского неоклассицизма с его богатой лепниной, величественными колоннами и пронзающими небо шпилями завершилась, и архитекторам пришлось искать новые средства для самовыражения, отчасти обращаясь к идеям конструктивизма и даже предшествовавшего ему буржуазного модерна.
Интересно, что сам термин «советский модернизм» появился лишь в начале 2010-х годов, поэтому неудивительно, что у него нет точно определённых критериев. К модернизму тесно примыкает брутализм, характеризующийся массивностью форм и нарочитой грубостью внешней отделки. В этот же период – с середины 50-х по начало 90-х годов прошлого века – в Советском союзе развернулась массовая жилая застройка, которую многие также относят к модернизму, но в рамках этого материала мы её рассматривать не будем. Во-первых, это очень обширная тема, которая может по объёму перекрыть все предыдущие статьи, а во-вторых, практически все самарские «хрущёвки» и «брежневки» находятся за пределами исторического центра. Мы же, как и всегда, сосредоточимся на старой части города, и начнём непосредственно с места, где он зародился – стрелки рек Самара и Волга.
1. Элеватор (Князя Засекина, 7Б)
Для многих жителей и гостей нашего города самым узнаваемым символом Самары является вовсе не Ладья на набережной и не крылатый монумент на площади Славы, а сугубо утилитарное и к тому же заброшенное сооружение – старый элеватор, стоящий на берегу реки Самара недалеко от Хлебной площади. Сдвоенная серая башня, увенчанная шипастой «короной» бросается в глаза каждому, кто въезжает в город по железнодорожному или старому автомобильному мосту.
Элеватор интересен не только своим внешним видом, но и тем, что при его строительстве впервые в Советском союзе была применена технология скользящей опалубки, что позволило возвести каждую из башен этого огромного сооружения всего за 30 дней! Все же работы по возведению элеватора заняли около двух лет. На тот момент – в начале 1980-х годов – это был крупнейший элеватор вертикального типа во всей стране. Увы, сегодня этот шедевр брутализма находится под угрозой сноса. Он не обладает каким-либо охранным статусом, и на его месте хотят построить очередную стеклянную башню.
2. Музей им. П.В. Алабина – бывший мемориал Ленина (Ленинская, 142)
Это один из самых молодых примеров советского модернизма – здание музея было завершено в 1990 году. Над ним работало сразу несколько архитекторов: Е.Г. Розанов, А.Г.Моргун, А.Панферов, В.Н.Шестопалов, Е.К.Шумов. Изначально эта постройка должна была стать частью целого мемориального комплекса, посвящённого Владимиру Ильичу Ленину, но успели возвести лишь сам мемориал да поставить памятник молодому Ульянову на площади перед зданием.
Кстати, интересная деталь в облике музея: второй его этаж кажется абсолютно глухим, лишённым окон, но это не так. Одно окно там всё-таки сделали, да какое! Огромный проём смотрит в сторону бывшего дома купца Рытикова, где в 90-е годы XIX века жила семья Ульяновых, а сейчас располагается Дом-музей Ленина.
3. Дом актёра (Вилоновская, 24)
Неприметное на первый взгляд здание, но в этом-то и заключается его «фишка»! Поскольку Дом актёра находится между двумя постройками рубежа XIX — начал ХХ веков, архитекторы Ваган Каркарьян и Николай Красько позаботились о том, чтобы его фасад не слишком отвлекал внимание от соседних памятников архитектуры.
Облик нового здания получился строгим, лаконичным, но в то же время выразительным – рельефная глухая стена третьего этажа напоминает приподнятый театральный занавес, а размещённая над входом скульптурная композиция работы московского художника Алексея Штеймана добавляет всему зданию яркий запоминающийся штрих.
4. Дом профсоюзов (Волжский проспект, 19)
Это здание привлекает внимание не своей причудливой формой (оно скомпоновано из трех объемов-параллелепипедов – для модернизма это вполне заурядно), а удивительно масштабной и детализованной мозаикой, которая протянулась по стенам одного из корпусов Дома профсоюзов. Это Мозаичное панно работы художника Вячеслава Герасимова называется «Революция и социалистическое строительство» и внесено в список объектов культурного наследия города.
Само здание, как можно догадаться из названия, строилось для размещения профсоюзных организаций, теперь здесь находятся офисы различных общественных организаций (в их числе – Федерации профсоюзов Самарской области, так что преемственность в назначении здания всё же сохраняется), а прямо под революционной мозаикой расположился ресторан «Руки вверх» – а что, этот возглас наверняка часто раздавался в неспокойном 1917 году…
5. Правительство Самарской области – Дом советов (Молодогвардейская, 210)
Архитекторы Дома советов Алексей Моргун, Ваган Каркарьян и Валентин Черняк не сразу пришли к тому внешнему облику здания, который сейчас мы можем видеть на площади Славы. Они перебрали несколько вариантов, в том числе основанных на чужих работах, а под конец даже изменили уже согласованный проект – неслыханная по тем временам дерзость!
Вот что писал об этом один из архитекторов, Ваган Каркарьян: ««Для того чтобы это крупное сооружение зрительно не подавило вертикаль монумента Славы, авторы проекта пошли на сознательное ограничение высоты Дома Советов и отказались от ранее согласованного и одобренного практически во всех инстанциях проекта Т-образного в плане здания в 10–11 этажей».
6. Самарский цирк (Молодогвардейская, 220)
Известный факт: при взгляде сверху чёрно-белая крыша здания напоминает клетчатую кепку знаменитого клоуна Олега Попова – не случайно самарский цирк носит его имя.
А вот то, о чём знают далеко не все самарцы: несмотря на свой футуристический внешний вид, здание цирка является типовым проектом. Аналогичные постройки в 1960-е годы были возведены ещё в десяти советских городах: Новосибирске, Владивостоке, Уфе, Перми, Брянске, Воронеже, Луганске, Харькове, Донецке и Кривом Роге.
7. Жилой комплекс «Шанхай» (Молодогвардейская, 207-217)
Домов, которые в народе называют «Шанхаем», в Самаре два: один находится на Безымянке, другой же, герой моего сегодняшнего рассказа, вытянулся вдоль улицы Молодогвардейской недалеко от цирка. Своё название он получил, по одной из версий, из-за очень высокой плотности населения, по другой – из-за необычных конструкций на крыше, отдалённо напоминающих вид китайских мегаполисов. Эти конструкции называются перголами и предназначались для защиты от солнца отдыхающих на крыше людей.
К сожалению, смелые планы по благоустройству крыши дома так и не были воплощены в жизнь. Плитка, предназначенная для этих целей, ушла на мощение сквера вдоль Молодогвардейской, а перголы начали потихоньку разбирать местные жители. В советское время на крыше любили играть местные пацаны, но затем доступ туда перекрыли, и сегодня только редкие любители экстрима умудряются туда проникать. Так что, увы, с комфортом прогуляться по крыше «Шанхая» вряд ли уже кому-то удастся…
8. Здание ОДУ Средней Волги (Полевая, 5)
За этой непонятной аббревиатурой скрывается очень длинное название: Объединённое диспетчерское управление энергосистемы Средней Волги. Незнакомые же с предназначением этого здания люди порой зовут его «летающей тарелкой» за характерную форму диспетчерского зала, который венчает всё сооружение.
Здание строилось с 1972 по 1980 годы по проекту уже не раз упоминавшегося в тексте Алексея Моргуна и его тёзки Алексея Герасимова. В облике постройки видны отсылки к популярному в 20-30-е годы стилю конструктивизм, особенно заметно сходство ОДУ с Клубом имени Зуева на Лесной улице в Москве: тот же цилиндрический объём, пронизывающий угол массивного параллелепипеда, те же ровные ряды одинаковых маленьких окошек… Жаль, до наших дней не сохранилась оригинальная отделка стен здания, её заменили обычным керамогранитом.
9. Дворец бракосочетаний «Теремок» (Молодогвардейская, 238)
Своей формой новый Дворец бракосочетаний, построенный в 1983 году, чем-то напоминает западноевропейские модернистские храмы – не очень типичное (мягко говоря!) решение для атеистического Советского союза.
Авторами этого необычного даже в рамках модернизма сооружения стали Алексей Герасимов и Ваган Каркарьян. При этом последний очень сомневался, сможет ли проект получить одобрение у вышестоящего начальства. И, чтобы избежать рискованной процедуры согласования, новое здание оформили… как пристрой!
Что же касается его внешнего облика, то тут можно найти сразу множество разных образов: сложенные в молитве руки (отсылка к идее свободного от религии храма нового образца, которая появилась в стране ещё в 40-е годы), склонившиеся друг к другу влюблённые и даже стены шалаша, в котором, как известно, можно построить рай с любимым человеком.
Но самарцы почему-то прозвали новый Дворец бракосочетаний теремком – возможно, из-за некоторого сходства с высокими крышами древнерусских теремов. Что ж, простой народ всегда проявлял богатую фантазию по части названий, в чём вы ещё раз убедитесь, прочитав последний пункт моего сегодняшнего списка!
10. «Кукуруза», она же «Напильник», она же «Тёрка»… (Осипенко, 32)
Как только не называют эту высотку на пересечении улицы Осипенко и проспекта Ленина! И «тёрка», и «кукуруза», и «напильник»... Кто-то не поленился и насчитал аж 24 варианта названия этого здания! И почти все их дом получил за свои многочисленные выступающие балкончики, расположенные в шахматном порядке.
Дом на Осипенко, 32, построенный в стиле брутализма, стал первой куйбышевской 20-этажкой. Возвели его в 1980 году с использованием новой на тот момент технологии скользящей опалубки. Монолитная двадцатиэтажка на 152 квартиры стала типовым проектом, и её «сёстры» вскоре появилась также в Уфе, Минске и Алма-Ате. Однако самарский вариант выглядел наиболее запоминающимся за счет скошенных балконов-«зубцов» и отсутствия декоративной отделки стен.
Со временем бетон огрубел и потемнел, что сделало здание ещё более «брутальным», но к Чемпионату мира по футболу 2018 года его покрыли светлой краской – видимо, испугались, что иностранные болельщики не оценят всех прелестей брутализма. Среди самарцев же мнения разделились, многим старый облик здания нравился больше. Но, зная фирменное «качество», с которым город готовили к ЧМ-2018, можно предположить, что уже скоро новая краска начнёт облетать, и бетонная «кукуруза» предстанет перед нами в своей прежней грубоватой красе!
Материал был впервые опубликован на сайте "Блокнот - Самара".