Найти тему
Историк на диване

Почему "пуристы" от реконструкции также вредят движению, как ржавые "гоблины"

В свете очередных разгоревшихся в сети дискуссий на тему, кто настоящий рекон, а кто "косплейщик" (такие штормы известной неаппетитной субстанции, увы, случаются с завидной регулярностью) и "не достоин носить гордое имя реконструктора" мне тоже есть что сказать. Давайте начнем с главного и разберемся, кто же такие реконструкторы (помимо того, что странные дяденьки и тетеньки в странных костюмах, которые дубасят друг-друга железками или бахают из макетов мушкетов). Для меня лично, это те, кто занимаются воссозданием материальной культуры той или иной эпохи, то есть пытающиеся создать целостные образы людей (костюмы, доспехи, фурнитура, прически, украшения), которые жили, подчас, столетия назад. А также ставящие исторические эксперименты с целью понять, как в те далекие времена строилось повседневное существование представителей разных сословий, осваивающие разные профессии с использованием доступных жителям воссоздаваемой эпохи материалов и инструментов, готовящие еду из ингредиентов, которые могли быть под рукой у условной хозяйки XIV века. Казалось бы, все ясно и что тут спорить - надо просто заниматься любимым делом. Но не тут-то было.

Интересно, какие ошибки часто совершают начинающие (и не только) реконструкторы? Узнать об этом можно из статьи, доступной по этой гиперссылке.

Вернемся к заголовку статьи. С "гоблинами" - все и так понятно. Это "люди из 90-х" в ржавых кольчугах из гроверных шайб и драных бригандинах, криво скроенных из старой побитой молью армейской шинели, в страшных мятых шлемах, в которых лишь отдаленно можно узнать исторические аналоги с зазубренными каркалыгами в руках, рукояти которых обмотаны черной изолентой. Такие люди (к счастью, массово эти "динозавры" вымерли и сохраняются как вид чаще всего где-то в очень далекой глубинке), создают о любом мероприятии соответствующее впечатление. И не важно, насколько крутые они фехтовальщики - зрители все равно не смогут в полной мере оценить их технику. Зато внешний вид а-ля "бомж с вокзала" они оценят. В основном, из-за таких вот людей о движение исторической реконструкции сформировалось мнение как о "странных, но неопасных фриках". Да и, чего греха таить, в начале 2000-х абсолютное большинство клубов, которые позиционировались как реконструкторские, стояли (пусть и не в первом ряду, но все же) в "гоблинском строю во время штурма Минас-Тирита". По крайней мер, с точки зрения реконструкции современной. Макеты оружия и костюмы, условно, а-ля усредненная Европа, фальшионы, форма которых часто была взята из головы, шлемы, геометрия которых вызвала бы удар у Ильи "Герцога" Петрухина, использование современной фурнитуры, купленной в ближайшем швейном магазине. Продолжать можно долго. Собственно, я тоже относился к этому же "братству". Не со зла - просто не было нормальных источников информации в виду неразвитости Интернета. Часто практиковалась "реконструкцию реконструкторов" и т.д. Но большинство, когда информация появилась в свободном доступе, исправились. Сейчас "гоблины" - редкость. Их просто не пускают на крупные мероприятия. Ведь организаторам нужна или красивая картинка, которая понравится зрителям (в случае, если это "туристический" фестиваль), или условное "погружение в эпоху" (если мы говорим о "закрытых" реконских ивентах). Ни в один из этих форматов "гоблины" не вписываются. Так что отдельные артефакты "времен завоевания Гондора" заняли почетное место в клубных музеях. "Сила света" победила. И лишь местами, куда не дотянулась рука злобных "паспортистов" исторических фестивалей, остались отдельные локальные "заповедники гоблинов".

Интервью с известным военным историком и блогером Климом Жуковым о том, почему "гоблинов", "покемонов" и "смешариков" нужно изгонять с исторический фестивалей, можно прочитать, кликнув на эту гиперссылку.

Я в гостях у друзей - в клубе "Доброволец" в Подольске примеряю "артефакт эпохи гоблинов" - шлем, который принято называть "совиной маской" или просто "совой".
Я в гостях у друзей - в клубе "Доброволец" в Подольске примеряю "артефакт эпохи гоблинов" - шлем, который принято называть "совиной маской" или просто "совой".

Теперь о "пуристах" (от английского pure - чистый), которые в противовес "гоблинам" ратуют за стопроцентный антураж, как говорится от трусов до последней маленькой пряжки или тесемки, проводят часы за переводами старинных манускриптов. И не дай Бог накладка у тебя на ремне (а точнее ее исторический прототип) найдена не в Германии, а, например, во Франции. Или костюм у тебя пошит не из домоткани, крашеной корой дуба, а из магазинной (пусть и стопроцентно натуральной) шерсти. Тебя ждет как минимум примерка "испанского сапожка", а как максимум - публичное "аутодафе". Конечно, в фигуральном смысле. Казалось бы - что же здесь плохого? Люди ведь борются за повышение уровня исторического соответствия? Но любое, даже благое, дело, можно довести до абсурда. И условные "пуристы", которых, на самом деле, не так уж много в движении, выполняют роль "инквизиторов", считаю всю остальную массу "средних" реконструкторов ярыми "грешниками". Поэтому они обычно "варятся" в своих отдельных "котелках", их тусовки и мероприятия малочисленны (они же "только для избранных, тех кто познал реконструкторский Дзен"). Однако я знаю массу людей, которых окатила выплеснувшаяся из тех самых "котелков" неаппетитная субстанция. И которые после этого завязали с реконструкцией. Они ведь пришли в движение приятно провести время, погрузиться в эпоху, а не выслушивать, какой они отстой.

Юмористическую статью о том, какие "виды" реконструкторов можно встретить на фестивалях, можно прочитать, кликнув на эту гиперссылку.

Польша, фестиваль "Йомсборг" на острове Волин. Это мероприятие ежегодно (по крайне мере до пандемии) собирало по несколько тысяч человек со всего мира.
Польша, фестиваль "Йомсборг" на острове Волин. Это мероприятие ежегодно (по крайне мере до пандемии) собирало по несколько тысяч человек со всего мира.

Только вот и сами "пуристы" (по крайней мере большинство из них) тоже не без греха. Ведь любое, даже самое хорошее, дело можно довести до абсурда. Представим ситуацию: "тру-реконструктор" раннего средневековья хочет заказать себе реплику одного богатых мечей. Как это происходит. Человек находит понравившуюся ему картину и идет к мастеру. Кузнец, выбрав более или менее подходящую по химоставу железку с помощью газового горна, пневмомолота и муфельной печи делает нужный клинок. После этого наш "тру-рекон" идёт с картинкой гарды и навершия к литейщику, который вырезает из современного литейного воска мастер форму, потом с помощью газовой печи в графитовом тигле плавит металл и отливает нужные детальки. Ну, или с помощью гравера-дремеля и алмазных буров делает рисунок по стальным деталям. Потом шлифовка болгаркой, полировкой пастой ГОИ. И вот наш "тру-рекон" на фестивале уже всем рассказывает, как он занимается "экспериментальной археологией". А ведь, следуя логике "пуристов", ему нужно было самому добывать руду, потом варить из нее сталь, потом вручную выковывать заготовку, резать форму в дереве и т.д... А еще отказаться от туалетной бумаги и прочих прекрасных изобретений человеческой цивилизации. Сразу вспоминается известный анекдот: "Группа реконструкторов XIV века так классно погрузились в эпоху на фестивале, что половина из них умерла от чумы".

Как мастер из кричного железа кует клинок: пошаговая инструкция.

Прекрасный кузнец Сергей "Флинт" Старцев делает превосходные реплики исторических предметов. При этом не гнушается использовать газовый горн.
Прекрасный кузнец Сергей "Флинт" Старцев делает превосходные реплики исторических предметов. При этом не гнушается использовать газовый горн.

Если подводить итог, то, создавая некую условно элитарную тусовку, такие люди "дробят" движение исторической реконструкции, деля его на "тру" и не тру" части. Как вы понимаете, ко вторым отношусь и я, и еще 99 процентов реконструкторов нашей (и не только) страны. По сути, их деятельность, с одной стороны положительная, с другой наносит движению вред. Ведь они демотивируют массу людей, записывая их в "реконы второго сорта". А ведь есть еще мастера-ремесленники, которые занимаются воссозданием старинных профессий - им тоже не до "шовчиков", бойцы, которым интересна только "военная" составляющая движения и которые имеют минимальный "гражданский комплект" (среди мужчин, кстати, таких большинство), исторические кулинары, музыканты...

Как в парке живой истории "Форпост" прошел "мирный" фестиваль, участники которого воссоздавали жизнь условного средневекового городка Вайсвальда, можно прочитать (и посмотреть), кликнув по этой гиперссылке.

Май 2021 года. Липецкая область, фестиваль "Русборг". Общий вид участников вполне на высоте
Май 2021 года. Липецкая область, фестиваль "Русборг". Общий вид участников вполне на высоте

Глобально, организаторам мероприятий чаще всего нужно шоу, красивая "картинка" (та самая, которую, как я уже писал портят "гоблины"), причем "картинка" массовая. Да и сами участники (я про абсолютное большинствр "закрытых" мероприятий) в массе своей части хотят не ходить втроем по лесу, нахваливая "шовчики" друг-друга, а массовости с "большой войной", интересным общением. Хотят, говоря современным языком, хорошую тусовку. При этом, конечно, соблюдая требования исторической достоверности. Это тот самый "средний путь" между двумя крайностями - "гоблинами" и "пуристами". Хорошим примером этого является фестиваль "Русборг" - пока что самое массовое в России мероприятие по раннему средневековью, собирающее каждый год более тысячи участников. Там есть определенный (причем довольно жесткий) набор требований. И только пройдя процедуру "паспортизации", то есть доказав обоснованность основных деталей своего костюма и доспеха, человек получает допуск на фестиваль. При этом организаторы мероприятия потихоньку поднимают планку исторической достоверности, потихоньку, год от года, "отражая" сомнительные предметы. В итоге общей уровень остается на высоте. Народ туда приезжает со всех уголков страны (и даже из-за рубежа). При этом никого в "недореконструкторы" не записывают. Вот такие вот чудеса.

Интервью с организатором "Русборга" Павлом "Палем" Семеновым можно прочитать, кликнув на эту гиперссылку.

Если вам понравился канал и статьи - подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте (все это способствует развитию и продвижению канала), предлагайте темы для новых исторических изысканий. Вместе с вами мы постараемся раскопать новые необычные факты и свидетельства древних эпох во славу Ее Величества Истории. Если вас интересует какая-то тема - пишите в комментариях. И, конечно, я всегда открыт для дискуссий. Так что, как говорится, вэлком.

Автор: Алексей Зернаков

Иллюстрации: Алексей Зернаков