Экскаваторы на базе трактора ЮМЗ старшему поколению механизаторов хорошо известны. Трактора ЮМЗ выпускали в городе Днепропетровске Южным машиностроительным заводом c 1970 по 2001 годы.
История завода «Южмаш» в Днепропетровске переменчивая, с лета 1944 года началось строительство завода для выпуска грузовых автомобилей ГАЗ. Завод в Днепропетровске в 1946 году начинает выпуск ЗИС-5, а после — ДАЗ-150 (ЗИС-150). Основная продукция завода — это прицепы ДАЗ, после 1948 года начинают выпуск автокранов К-32. На шасси ЗИС-150 выпускают самосвалы ЗИС-585.
С 1951 года завод Южный машиностроительный завод переходит на оборонную промышленность и через год начинают собирать трактор МТЗ-2 расширяя производство. До 1970 года в Днепропетровске и Минске выпускали одинаковые трактора МТЗ-5.
Южный машиностроительный завод разработал и начал выпускать свою модель колесного трактора ЮМЗ-6. Трактора ЮМЗ-6 и МТЗ-50 одинаковые классом соперники, но ЮМЗ имел знак качества СССР. В Швеции выпускался глубоко модернизированный трактор ЮМЗ-6 как Volvo BM-700.
Для сельхозхозяйственных работ, у трактора ЮМЗ-6, со слов механизаторов, сцепление ненадежное и мощность двигателя Д-65 меньше на ¼, чем у МТЗ-80. Думаю, поэтому, часто экскаваторное оборудование ЭО устанавливали именно на ЮМЗ-6. По количеству выпускаемых тракторов завод в Днепропетровске во временна СССР опережал завод в Минске, и общее количество выпущенных тракторов ЮМЗ доходит до 2 миллионов.
Двигатели для тракторов ЮМЗ поставлялись из Минского тракторного завода Д-242 и из Рыбинского моторного завода Д-65Н. Двигатели Д-65 устанавливали на трактора ЛТЗ-60 и на стационарные генераторные установки. На трактора ЮМЗ-6 с литерой «Л» устанавливался пусковой двигатель, буква «М» с электростартером. Всего были 4 модификации тракторов ЮМЗ-6.
С развалом СССР поставки тракторов ЮМЗ в Россию начали уменьшаться и в 2001 году производство ЮМЗ-6 прекратилось. Преобразованный в 90-е годы в Саранске ОАО «Сарэкс» из Саранского экскаваторного завода, перенял выпуск экскаваторов на базе ЮМЗ-6.
К 2005 году в Саранске, ОАО «Сарэкс», выпустил 192 тысячи единиц различной техники. Экскаваторы создавались на шасси ЮМЗ-6 и МТЗ-80, договор о сборке техники был заключен Минским Тракторным Заводом.
Для экскаватора, выпускаемого в Саранске использовали двигатели Д-65 и агрегаты МТЗ, красили технику в коричнево-красный цвет. Простые и надёжные экскаваторы, сделанные в Саранске, были вне конкуренции по цене.
Начиная с 2009 года все активы в Саранске ОАО «Сарэкс» перешли в «Тракторные заводы» и в 2017 году чуть не обанкротили предприятие. Финансовая помощь, выделенная государством в 2019 году, помогла Саранскому экскаваторному заводу возобновить производство мини-погрузчиков МКСМ и различных сельхоз агрегатов.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте "Авторемонт и техника"