И это гораздо меньше, чем в среднестатистической загнивающей Европе.
Книга и чтение как таковое сейчас перешли в разряд качественного интеллектуального хобби. Книжные магазины давно уже встраиваются в этот тренд. Они сами все больше напоминают некий хобби-маркет: 30-40% в продажах современного книжного магазина давно уже составляют не книги.
Со времен СССР мы рухнули вниз в смысле чтения в десятки раз. Мне сейчас скажут: ой, книги дорогие, так бы больше читали. Я разговаривал про это со специалистами —они прямо отвечают, что это неправда.
Есть сегмент читающих людей, они читают всегда, сколько бы книги не стоили. Даже если завтра сделать все книги по 100 рублей, количество читающих не вырастает даже на 10%.
Треть россиян ещё умеют читать, но эта цифра, увы, снижается. Но повышается, а снижается. Серьезную литературу, художку и философию в России читают, я назову страшную цифру, но она такова, 2 млн человек. В стране, где 120 миллионов взрослых людей.
Значит ли это то, что не выходит отличной литературы? Рискну сказать: нет, не значит. Писателей ещё остался десяток-другой пристойных — от Евгения Водолазкина и Михаила Тарковского до Алексея Иванова и Леонида Юзефовича. Есть Михаил Гиголашвили, Олег Ермаков, Сергей Шаргунов, Александр Терехов. Есть Марина Степнова и Майя Кучерская.
Значит ли это то, что у людей совсем нет времени читать? Но почему тогда люди находят время на бесконечные пяти-шести-сезонные сериалы, также, как и на их многочасовые обсуждения в сетях?
Значит ли это то, что мы со всем этим прогрессом невероятно отупели? Наверное, да.