Сейчас необычными иконами можно назвать резные иконы из дерева или слоновой кости, иконы из обсидиана, каменные иконы. Но на протяжении истории существовали такие традиции и уникальные случаи, по сравнению с которыми вышеупомянутые иконы кажутся абсолютно заурядными. В этой статье вы найдете иконы из птичьих перьев, на сушеной рыбе, на черепе крокодила и не только.
Начнем от наиболее приземленных к наиболее неожиданным.
Эта шкатулка — так называемый молитвенный орех. Такие орехи были популярны в Северной Европе в XV-XVI вв. На них вырезались миниатюры, изображающие события Священной истории. И, несмотря на название, выполнен он из дерева, а орехом называется потому, что внешне и по размеру напоминает грецкий орех, особенно в сложенном состоянии.
Если мастер работал в одиночку, то на создание одного такого ореха могло уйти до 30 лет! И неспроста: некоторые изделия проработаны настолько, что на них можно разглядеть перья на крыльях ангела, отделку одежды и украшения.
Понять уровень проработки помогает факт, что обычная фотография не может запечатлеть все детали миниатюры. Те изображения, которые вы видите выше и которые можно найти в интернете, являются склейкой из многих фотографий, сделанных с фокусом на разное расстояние. Таких орехов существовало немного и доступны они были только для богатейших людей.
Сведений об этих изображениях немного. Они были выполнены около 1590 г. из перьев попугаев и колибри Хуаном Батистой Куирисом, испанским колонистом в Мексике. Он работал в одной из ремесленных школ при монастыре, которая была под началом епископа Васко де Кирога, известным в то время покровителем искусства и ремесла, в том числе и среди индейцев. Эти образы — пример исполнения традиционных европейских образов методом, характерным для коренного населения Америки.
Эти иконы выполнены из перламутра — внутреннего слоя раковин пресноводных и морских моллюсков.
Работа с перламутром требовала особого мастерства. Он настолько твердый, что для резьбы по нему использовался только закаленный инструмент. Но по своему художественному качеству он не уступает и жемчугу, а потому он получил широкое распространение в искусстве и иконописи. Известны перламутровые иконы из Святой Земли, Палестины, Афона, России.
Такие иконы, ввиду сложности работы, преимущественно выполнялись не для простого народа, а для вельмож, царей, священства. К примеру, иконостас Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры, освященный митрополитом Филаретом (Дроздовым), украшали 5 перламутровых икон.
Иногда перламутровые иконы выполнялись прямо на раковине. Примером такой иконы служит образ Неопалимой Купины из Синайского монастыря св. Екатерины, который ныне хранится в Принстонском университете.
А это — икона на сушеной камбале. Образы на сушеной рыбе крайне редки, их стали писать в XIX в. чумаки — украинские торговцы рыбой и солью. Они отправлялись за товаром на Черное и Азовское море на возах, запряженных волами, а затем перевозили его на ярмарки.
Чумаки проводили очень много времени в дороге. Образы на рыбах они прикрепляли к своим телегам, вероятно, в качестве подорожной иконы. Это подобно тому, как сейчас в машинах некоторые верующие держат иконы.
Возможно, что чумаки выбрали для материала иконы рыбу неслучайно, так как рыба является одним из древнейших христианских символов. Слово ichthus (др.-греч. Ίχθύς — рыба) является акронимом, который означает “Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель”. Также возможно, что традиционная деревянная основа была гораздо дороже сушеной рыбы и быстро приходила в негодность в пути (солнце, осадки).
Традиция брать с собой иконы в путешествие в то время была распространена не только у чумаков. Простые паломники изготавливали иконы-композиции в бутылках из бумаги, картона, засушенных трав и прочих подручных средств.
В Вологде хранится уникальная икона XIX в., написанная на позвонке кита. Вероятная история происхождения гласит, что икону заказал А.М. Латкин, участник китобойного промысла. Его корабль потерпел крушение, но сам он чудом спасся и в знак благодарности решил заказать икону на позвонке добытого им кита.
На кости изображен лик Спасителя, Преображение Господне, ангелы, апостолы, святые, а также пророк Иона и кит.
А вот иконы на костях и черепах животных и рыб поменьше не такая редкость. Хотя точно неизвестно, когда именно появилась такая традиция, она была достаточно распространена на Святой Земле вплоть до XIX в. Такие иконы иногда были частью традиции, когда из материала, обретенного на святом месте, писались иконы, изображающие события, на этом месте произошедшие. Например, икона Крещения могла писаться на гальке из Иордана.
Таким образом, хотя православная иконописная традиция сложилась еще в первом тысячелетии и подобные эксперименты в ней крайне редки, но местные, национальные и народные традиции значительно расширяют кладезь христианского творчества.