Найти тему
Лана-архитектор

Алиса и МГУ: какие проблемы вскрывает эта ситуация?

Юная девочка Алиса в самом рейтинговом вузе страны -- МГУ -- вот уже несколько месяцев притягивает к себе внимание страны. Если бы она поступила и училась, как все, посещая лекции и семинары, внимание скоро бы пошло на спад, но этого нет: как в захватывающем индийском кино то драки, то слёзы, то выступление ректора МГУ.

Виктор Антонович Садовничий высказался (18.01.2022) максимально вежливо и корректно обо всей этой ситуации. Да, он обратил внимание, что ситуация не новая, встречалась и раньше, но он придерживается мнения, что ребёнок должен дорасти, созреть.

"Даже в тех случаях (*речь идёт о подростках 13-14 лет) я говорил родителям, что нужно быть очень внимательными, чтобы ребёнок созрел, прошёл детство, чтобы он созрел для будущего... Алиса -- уникальный случай. Девочка безусловно находится в непростой ситуации. Она ещё ребёнок, но мы делаем, и моя позиция -- сделать всё, чтобы достойно учить эту девочку. И преподаватели стараются. Важно, чтобы у неё хватило сил и здоровья... Будем продолжать эту работу... Это случай для психологов. Моя позиция -- проявлять крайнюю осторожность и внимание".

Многим почему-то кажется, что Садовничий смотрит на эту ситуацию несколько со стороны. На самом деле это не так: у него самого есть очень талантливый внук, который, вероятно, в детстве показывал выдающиеся успехи. Однако в 9 лет в МГУ не поступал, а "всего лишь" стал победителем Всероссийской Олимпиады по математике, что и дало ему возможность в прошлом, 2021 году поступить в Московский физико-технический институт (приказ №4084-4). Нормальный и скромный парень, один из нескольких десятков скромных ребят-победителей и призёров Олимпиад в России.

На мой взгляд, девочка Алиса в вузе -- это событие скорее со знаком "плюс", несмотря на всю свою абсурдность. Объясняю почему. Проблема талантливых и успевающих детей в стране есть, и давно. Да, их не много относительно большинства: на 50 человек едва ли наберётся 4-5 способных на более быстрое обучение. Но им необходимо особое внимание, и их глупо и неразумно держать в классе со всеми. Часто они приходят в школу к 6 годам, но их не берут, так как по Российскому законодательству "ещё рано". Отметим, что в той же Турции и других странах Европы детей берут в школу с 5,5 лет, и программу они осваивают не хуже. То есть для какого-то количества нормальных и здоровых детей фактически теряется 1 год в детском саду, хотя они уже достаточно созрели для учёбы.

Дальше оказывается, что какое-то количество учеников в классе успевают понимать программу быстрее, чем другие ученики. Но в подавляющем большинстве школ с этим явлением ничего не делают, и ориентируются на самых слабых учеников. Ориентироваться на самых отстающих, или, наоборот, самых сильных -- не правильная позиция изначально. Ни к чему хорошему это не приводит. Нужно составлять детские коллективы так, чтобы уровень заинтересованности и знаний был примерно одинаковый, сами классы должны быть меньше. При такой системе и ученикам, и учителям будет работать в разы легче, они смогут больше успевать и освоение знаний пойдёт в разы эффективнее. Проблеме школьного образования способных и талантливых детей нужно уделять особое внимание, если мы хотим видеть Россию действительно образованной страной.

Тут подходим вплотную к ещё одной проблеме -- отношении государства к труду учителя. Если раньше были какие-то поощрения, выделялось жильё, то сейчас этого нет. Есть семьи учителей в сельской местности, которые стоят в очереди на жильё лет 30, а сами ютятся в бараках без удобств, но продолжают работать в школах и учить детей. Но большинство выпускников педвузов работать в школу не идут. Особенно это касается успешных выпускников! Как раз они с лёгкостью получают иную работу, хорошо оплачиваемую, либо подают документы на гранты и уезжают из страны. Да, в школах работать некому. На те деньги, что там платят, перспектив купить своё жильё нет, от государства ничего не выдают. И получается, что ученикам в школе "с учителями не везёт", со всеми вытекающими...

Меня иногда спрашивают в комментариях, почему я продолжаю развивать эту тему. Мне не всё равно, что происходит с вузами страны. Не всё равно, что сокращается количество бюджетных мест в вузах, что талантливые ребята вынуждены уезжать, чтобы получить желаемую специальность бесплатно. Что если нам раньше всё доходчиво и понятно объясняли учителя, то сегодня для этого нужно оплачивать репетитора. Мне кажется, проблема с образованием должна быть на слуху, у каждого должно быть своё мнение на этот счёт. От этого зависит, в какой стране мы с Вами будем жить завтра. А Вам? Всё равно?

Дорогие мои! Спасибо Вам за интерес к моим статьям! Пишите вопросы и комментарии, так Вы поддерживаете автора статьи! Подписывайтесь на мой канал, впереди будет много интересного! Удачи!