Как мы уже сказали, серьёзное чтение невозможно без "включения" в текст художественного произведения; для осмысленного понимания текста необходимо внимание к языку автора произведения, напряжение ассоциативного и образного мышления читателя. Умение сопоставлять свой личный читательский опыт с новым впечатлением от прочитанной книги приходит постепенно, но этого никогда не произойдёт, если человек не будет читать. Постепенное и осмысленное формирование круга чтения подчинено не только логике развития читательского интереса к книге, - во многом оно связано с интуицией читателя, с развитием его художественного вкуса.
Выбор книги для чтения не должен быть необдуманным и случайным; выбранная для чтения книга должна интересовать читателя, он должен понимать - зачем он её будет читать?... Кроме того, большое значение имеет обстановка, в которой будет прочитана книга: разумеется, более глубокое впечатление производят на читателя книги, прочитанные в спокойной обстановке, пусть в течение ограниченного времени - но вдумчиво и внимательно. Почему это так важно? Ведь настоящее чтение не является разновидностью безделья, не является способом ухода от повседневных насущных проблем (с надеждой, что их разрешит кто-нибудь другой)!
Что означает выражение "вдумчивое чтение"? Возможно ли оно в наши дни, в насыщенной событиями и информацией жизни? Ведь зачастую даже отдельный день рабочей недели современного человека оказывается так наполнен резкими переменами, негативной информацией, быстрой сменой событий, что просто нет возможности выкроить время для того, чтобы спокойно взять в руки книгу. Более того - нет возможности просто задуматься о смысле быстро сменяющих друг друга в течение дня событий, встреч, впечатлений.
Современный читатель по-новому начинает ценить тишину, так необходимую для вдумчивого чтения тем больше, чем она труднее достижима. Спокойная обстановка и тишина необходимы для диалога читателя с книгой по многим причинам; но прежде всего потому, что внимательное чтение книги даёт возможность человеку прислушаться к себе - выявить и сопоставить свои собственные впечатления, сформировать собственное мнение о книге.
Кроме того, важно заметить - глубокая по содержанию книга достойна того, чтобы быть прочитанной внимательно, с удовольствием, не "для галочки" и не только потому, что "все прочитали - как же я не успел?..." Заинтересованное внимательное чтение обязательно даст результат: человек научится бережно относиться к тексту книги (не "отбрасывать" в процессе чтения то, что кажется ему ненужным и лишним, а задумываться о том, зачем тот или иной законченный фрагмент существует в тексте книги); постепенно научится делать своеобразные "читательские открытия"- в тексте содержательной книги важна каждая смысловая деталь; соотнесённость знаковых деталей, их последовательность в пространстве текста книги имеют немаловажное значение для читательского восприятия.
Развитие внимательного отношения к тексту книги - признак культуры читателя. Но не менее важно, что человек, умеющий внимательно читать, способный составить собственное мнение о прочитанной книге, будет уважительно относиться к чужому читательскому мнению. Во-первых, это будет происходить потому, что внимательный читатель будет способен оценить чужую интересную точку зрения, если увидит в ней оригинальную и глубокую мысль; во-вторых, и это не менее важно, сумеет оценить "мастерство читателя" - умение так прочитать текст, чтобы точно понять его смысл, открыть глубину содержания текста и для самого себя, и для возможных собеседников.
"Читатель-тот, кто читает, кто занят чтением каких-либо произведений; к кому обращены произведения письменности; читатель-посетитель общественной библиотеки." - такие два толкования слову "читатель" даёт Словарь русского языка (составитель - Ожегов С. И. Словарь русского языка. Издание третье. - Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М.: 1953. С. 820.).
Думается, подобное толкование лексического значения слова "читатель" в контексте статьи нашего блога может быть дополнено следующим замечанием: читатель обладает особой интуицией, которая помогает ему и в выборе книг для чтения, и при сопоставительном комментарии прочитанных книг; но самое главное заключается в том, что читательская интуиция - непременное условие развития художественного вкуса. Без развития читательской интуиции невозможно формирование собственного мнения человека о прочитанной книге.
В заключение приведём словарное толкование понятия "интуиция":
Интуиция - 1) Чутьё, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо; 2) Постижение чего-либо "непосредственно созерцанием", без участия научного анализа.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. Издание третье. - Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М.: 1953. С. 220.
В Современном толковом Словаре русского языка под редакцией доктора филологических наук С. А. Кузнецова встречаем несколько иное толкование: Интуиция - от латинского intuituo - взгляд на что-либо, созерцание чего-либо.
1) Безотчетное неосознанное чувство, подсказывающее правильное поведение, правильное понимание чего-либо;
2) Способность постижения истины непосредственным путем, без обоснования доказательствами.
-Современный толковый Словарь русского языка под редакцией С. А. Кузнецова. - Санкт-Петербург.: Норинт, 2001. С. 247.
В следующей статье мы вновь обратимся к вопросу о том, что такое "читательская интуиция", а также к вопросу о том, что такое "художественная интуиция" на основе комментария к произведению Константина Николаевича Батюшкова "Прогулка в Академию художеств" (произведение было создано в 1814 году).
#чтение книг #публицистика