Основную долю в затратах на оборудование и эксплуатацию осветительных установок наружного освещения составляет стоимость электроэнергии, поэтому наиболее предпочтительными становятся источники света с высокой световой отдачей. Исходя из этого наиболее распространенными источниками света для установок наружного освещения являются натриевые лампы высокого давления и светодиодные источники света. Для освещения мест массового пребывания людей (площадей, парков, скверов) чаще всего используют металлогалогенные лампы и светодиодные источники света. Это обусловлено требованиями к их цветопередаче.
Совокупность источника света и устройства, служащего для его укрепления, включения в сеть, перераспределения его светового потока, ограничения его слепящего действия, называется осветительным прибором. Основными его характеристиками являются:
– класс светораспределения (при освещении улиц используются светильники прямого света, в местах массового пребывания людей также возможно применение отраженного и рассеянного света);
– тип кривой силы света (в основном используются широкая, полуширокая и косинусная);
– световая отдача;
– коэффициент полезного действия (КПД) (не менее 65% для утилитарного наружного освещения, не менее 50% — для функционально-декоративного освещения).
Нормы освещения остаются неизменными при любых источниках света. Мощность и расположение осветительных установок рассчитывают с коэффициентом запаса 1,5 для источников света, используемых для освещения улиц, и 1,7 — при освещении тоннелей. Такой большой коэффициент запаса связан с необходимостью учета потерь светового потока при загрязнении поверхности ламп.
Основными нормируемыми параметрами наружного освещения являются освещенность и яркость поверхности.
Освещенность поверхности — плотность светового потока по освещаемой поверхности (отношение светового потока, падающего на элемент поверхности, к площади этого элемента); единица измерения — люкс (1 лк равен освещенности, создаваемой световым потоком 1 лм на поверхности 1 м2).
Яркость поверхности — сила излучения с единицы площади поверхности излучающего тела на плоскость, перпендикулярную направлению излучения (является отношением силы света излучающего элемента к площади его проекции, перпендикулярно заданному направлению). Единица измерения яркости — кандела на квадратный метр, численно равна силе света в 1 кд с 1 м2 площади светящей поверхности на плоскость, нормальную к направлению излучения.
Установки наружного освещения должны создавать необходимые условия для работы водителей автотранспорта и пешеходов, своевременного обнаружения препятствий. Фотометрической характеристикой, которая определяет видимость объектов, является яркость дорожного покрытия. Равномерное распределение освещенности и яркости по освещаемой поверхности получить не удается. Чередование участков с большими перепадами яркости особенно отрицательно сказывается на надежности работы водителя. Продолжительность адаптации зрения зависит от перепада яркостей, и при большом перепаде могут ухудшиться восприятие дорожной обстановки. Из этих соображений при проектировании наружного освещения проезжих частей улиц и дорог также предъявляют требования к общей и продольной равномерности распределения яркости дорожного покрытия.
Значения этих нормируемых параметров зависят от категории улицы и принимаются согласно табл. 9.1.
Освещение пешеходных пространств следует проектировать исходя из норм средней горизонтальной освещенности Еср и отношения минимальной освещенности к средней Емин / Еср. Основные объекты пешеходных пространств классифицируются и нормируются в соответствии с табл. 9.2.
Шаг расстановки светильников на городских улицах (d) может быть рассчитан исходя из требований горизонтальной освещенности поверхности.
(отрывок из книги "Транспортная планировка городов", М: А-проджект, 2018. С. 237-239)
При перепечатке ссылка на первоисточник обязательна.
Группа издательства А-проджект ВКонтакте
Читать по теме на канале издательства "А-проджект"
Парковочное пространство города
Расстояние видимости при расчёте элементов улично-дорожной сети
Измерение интенсивности движения с БПЛА