Найти в Дзене
WSPN

Как рассказ о своем счастливом октябрятском детстве восприняла племянница?

Оглавление

Как порядочный дядюшка, я решил удовлетворить ее любопытство и провести своеобразный экскурс в историю: показать советские значки, фотографии из моего детства, и даже сохранившуюся коллекцию марок.

Недавно ко мне приехал погостить брат со своими детишками, и младшенькая племянница очень заинтересовалась нашим старым семейным фотоальбомом. Как порядочный дядюшка, я решил удовлетворить ее любопытство и провести своеобразный экскурс в историю: показать советские значки, фотографии из моего детства, и даже сохранившуюся коллекцию марок.

Больше всего ее заинтересовало фото, где я еще учился в начальных классах. И не столько я сам на нем, сколько октябрятский значок. Она поинтересовалась, для чего он был мне нужен. Конечно, трудно современному ребенку объяснить, как нас с ее отцом в детстве принимали в октябрята, и это была большая честь и гордость, но я все же попытался.

Но племянница восприняла мой рассказ совершенно не так, как ожидалось. Она была уверена, что в Советском союзе октябрят принуждали и заставляли носить эти значки, и подвергали другим неприятным мучениям, поэтому они все сплошь были несчастными детьми. Поэтому мне пришлось провести для нее более подробный ликбез, и объяснить, что на самом деле советские дети воспринимали становление октябренком, как значимое и позитивное событие.

Когда ребенка принимали в октябрята, он получал значок с детским портретом Ленина и тематическую открытку. Но, чтобы получить право носить значок-звездочку, необходимо было выучить пять правил октябренка, получить пять пятерок в школе, сделать пять добрых дел. Для детей это было очень важно и почетно, ведь стать октябренком мог не каждый.

Октябрятский отряд формировался на основе школьного класса. В отрядах были т. н. звездочки-группы, состоявшие из пяти учеников. В каждом отряде ребенку отводилась своя роль. Были библиотекари, физкультурники, цветоводы, политинформаторы и командир.

Воспитание октябрят проходило в игровой форме. Основная цель привить детям коллективную ответственность. В звездочке каждый отвечал не только за себя, но и за других. Придумывали задания детям учителя.

В апреле проходила октябрятская неделя, когда вожатые водили младших на ленинские чтения, рассказывали о ВОВ. А каждую пятницу к октябрятам приходили пионеры, устраивали собрания, и рассказывали о том, как важно помогать тем, кто нуждается в этом.

В восьмидесятых годах октябрятские значки стали изготавливать уже из пластмассы, и по размеру они уже были меньше.

В итоге, выслушав мой рассказ, племянница даже пожалела, что не застала время пионеров и октябрят, ведь это была по факту не эксплуатация детского труда, а воспитательный конструкт, формировавший личность человека в духе коллективизма и взаимопомощи.

Вам может быть интересно: