Человечество за тысячелетия истории осваивало мир, приспосабливая его к своим потребностям. В какие-то эпохи к природе только присматривались с опаской. Знаний не хватало. Непонятное приходилось додумывать при помощи веры в сверхъестественное - богов и духов. Затем к сложностям природы добавились сложности мира человека. И силы прежних богов уже не хватало, чтобы с ними справиться. Должно было появиться что-то более могущественное - идея единого божества, способного не меньше, чем на сотворение мира и человека в одиночку. Потом физики, химики, биологи предложили иначе взглянуть на божественную природу (и природу бога). Однако человек не удовлетворился этими объяснениями и в XXI в. смешал все существующие и возможные способы понимания мира и себя самого.
В ходе построения отношений с миром люди придумывали назначение для природных явлений - таких, как цвет. На заре истории его смыслы, как и все остальное, связывались с религиями. Затем значения растеряли мистические краски. И цвет оброс социальной "шелухой". Теперь мы пользуемся палитрой, не задумываясь - откуда те или иные слои смыслов цвета. Эта серия постов поможет вам разобраться с источниками культурных стереотипов. В фокусе черный. И сегодня расскажу о его "жизни" в политической и экономической сферах культуры.
Начало истории черного тут:
Современная политическая культура содержит много весьма специфичных примеров использования цвета. Эти примеры, на первый взгляд, далеки от стихийно-природного, свойственного древним временам. В политике цвет применяется ради:
- маркировка "товара" - идей, предпочтений;
- маркировка "товара" - я не оговорилась - продажа политического продукта заинтересованным лицам;
- маркировка "товара" - снова не оговорилась - продвижение политического продукта незаинтересованным лицам = манипуляция общественным сознанием.
То есть, нужным цветом дизайнеры/маркетологи/пиарщики "красят" растяжки, плакаты, блокноты, ручки, флаги, чтобы подкрепить продвигаемую идею.
Откуда берется "нужность" цвета? Из сложившихся культурных стереотипов: зеленый - надежда, жизнь, красный - кровь, борьба, синий - безмятежность, простор и пр.
Вплоть до начала XIX в. черный цвет в странах Центральной, Северной и Восточной Европы отождествлялся, в основном, с клерикалами (священниками) - христианской церковью - аскетизмом, скромностью, мудростью.
Но уже с начала 1830-х гг. в Южной Европе, особенно в Испании, Италии, Франции, черный стал служить обозначением борьбы рабочих за свои права. Позднее «борьба» была трансформирована в «бунтарство». Макс Люшер – психолог, исследователь цвета – писал по этому поводу, что черный выразил идею «ничто» = абсолютного отказа в боевом протесте.
В России в 1879 г. черный был признан народовольцами из объединения «Черный передел», в начале XX в. им «вооружились» ярые защитники самодержавия – черносотенцы из «Союза русского народа» и «Союза Михаила Архангела».
К середине XX в. черный во многих странах (Россия, Эстония, Италия – фашисты-чернорубашечники Муссолини и пр.) стал цветом ультранационалистов.
На сегодняшний день политический черный остается в зоне негатива. Его по-прежнему предпочитают радикалы и националисты всех мастей, террористические группировки, анархисты.
Слово «черный» стало разменной монетой в политических разногласиях и протестах. В США набрало силу движение, "защищающее" права темнокожих людей, агрессивно требующее извинений за годы рабства и унижений.
В нашей стране обозначение этнической принадлежности словом "черный" находится в зоне ненормативной лексики.
В экономической культуре черный занимает положительную нишу. Его трактуют как выражение весомости, значимости, авторитарности, успеха и прибыли (скажем спасибо богатым генуэзским и венецианским купцам, а также королям Европы).
Черные автомобили, меха, одежда – «иконописный» канон современного видения успешности.
В моду прочно вошли «маленькие черные платья» Коко Шанель, черные туфли-лодочки и сумки, лимузины, черная икра и даже черный хлеб (ЗОЖ и ПП не обходятся без черного хлеба).
Экономически черный – цветное выражение денежного успеха.
В следующей серии о черном в искусстве.