Найти тему
Культ Культуры

История цвета. Черная политика

Человечество за тысячелетия истории осваивало мир, приспосабливая его к своим потребностям. В какие-то эпохи к природе только присматривались с опаской. Знаний не хватало. Непонятное приходилось додумывать при помощи веры в сверхъестественное - богов и духов. Затем к сложностям природы добавились сложности мира человека. И силы прежних богов уже не хватало, чтобы с ними справиться. Должно было появиться что-то более могущественное - идея единого божества, способного не меньше, чем на сотворение мира и человека в одиночку. Потом физики, химики, биологи предложили иначе взглянуть на божественную природу (и природу бога). Однако человек не удовлетворился этими объяснениями и в XXI в. смешал все существующие и возможные способы понимания мира и себя самого.

В ходе построения отношений с миром люди придумывали назначение для природных явлений - таких, как цвет. На заре истории его смыслы, как и все остальное, связывались с религиями. Затем значения растеряли мистические краски. И цвет оброс социальной "шелухой". Теперь мы пользуемся палитрой, не задумываясь - откуда те или иные слои смыслов цвета. Эта серия постов поможет вам разобраться с источниками культурных стереотипов. В фокусе черный. И сегодня расскажу о его "жизни" в политической и экономической сферах культуры.

Начало истории черного тут:

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
Культ Культуры17 января 2022

История цвета. Черный - не белый
Культ Культуры18 января 2022

Современная политическая культура содержит много весьма специфичных примеров использования цвета. Эти примеры, на первый взгляд, далеки от стихийно-природного, свойственного древним временам. В политике цвет применяется ради:

  • маркировка "товара" - идей, предпочтений;
  • маркировка "товара" - я не оговорилась - продажа политического продукта заинтересованным лицам;
  • маркировка "товара" - снова не оговорилась - продвижение политического продукта незаинтересованным лицам = манипуляция общественным сознанием.
-2
-3
Не хочу постить картинки с современной политической партийной символикой.
Не хочу постить картинки с современной политической партийной символикой.
-5

То есть, нужным цветом дизайнеры/маркетологи/пиарщики "красят" растяжки, плакаты, блокноты, ручки, флаги, чтобы подкрепить продвигаемую идею.

-6

Откуда берется "нужность" цвета? Из сложившихся культурных стереотипов: зеленый - надежда, жизнь, красный - кровь, борьба, синий - безмятежность, простор и пр.

Вплоть до начала XIX в. черный цвет в странах Центральной, Северной и Восточной Европы отождествлялся, в основном, с клерикалами (священниками) - христианской церковью - аскетизмом, скромностью, мудростью.

-7

Но уже с начала 1830-х гг. в Южной Европе, особенно в Испании, Италии, Франции, черный стал служить обозначением борьбы рабочих за свои права. Позднее «борьба» была трансформирована в «бунтарство». Макс Люшер – психолог, исследователь цвета – писал по этому поводу, что черный выразил идею «ничто» = абсолютного отказа в боевом протесте.

Часто протестующие носят маску Гая Фокса. Гай Фокс - участник Порохового заговора против английского короля Якоба. Ему было поручено зажечь фитиль. Закончил плохо: поймали, пытали - всех сдал, казнили. Маска Фокса - символизирует протест против коррупции, глобализации и проч. Символика протестного движения начала 2000г. "Анонимус"
Часто протестующие носят маску Гая Фокса. Гай Фокс - участник Порохового заговора против английского короля Якоба. Ему было поручено зажечь фитиль. Закончил плохо: поймали, пытали - всех сдал, казнили. Маска Фокса - символизирует протест против коррупции, глобализации и проч. Символика протестного движения начала 2000г. "Анонимус"

В России в 1879 г. черный был признан народовольцами из объединения «Черный передел», в начале XX в. им «вооружились» ярые защитники самодержавия – черносотенцы из «Союза русского народа» и «Союза Михаила Архангела».

Татьяна Назаренко "Казнь народовольцев"
Татьяна Назаренко "Казнь народовольцев"

К середине XX в. черный во многих странах (Россия, Эстония, Италия – фашисты-чернорубашечники Муссолини и пр.) стал цветом ультранационалистов.

Итальянский диктатор Бенито Муссолини в окружении чернорубашечников
Итальянский диктатор Бенито Муссолини в окружении чернорубашечников

На сегодняшний день политический черный остается в зоне негатива. Его по-прежнему предпочитают радикалы и националисты всех мастей, террористические группировки, анархисты.

Некие радикалы
Некие радикалы

Слово «черный» стало разменной монетой в политических разногласиях и протестах. В США набрало силу движение, "защищающее" права темнокожих людей, агрессивно требующее извинений за годы рабства и унижений.

-12

В нашей стране обозначение этнической принадлежности словом "черный" находится в зоне ненормативной лексики.

В экономической культуре черный занимает положительную нишу. Его трактуют как выражение весомости, значимости, авторитарности, успеха и прибыли (скажем спасибо богатым генуэзским и венецианским купцам, а также королям Европы).

Стив Джобс
Стив Джобс
Павел Дуров. Поняно, что у больного Джобса не было настроения выбирать цветную одежду. А вот Дуров очевидно играет
Павел Дуров. Поняно, что у больного Джобса не было настроения выбирать цветную одежду. А вот Дуров очевидно играет

Черные автомобили, меха, одежда – «иконописный» канон современного видения успешности.

-15
-16
-17
-18

В моду прочно вошли «маленькие черные платья» Коко Шанель, черные туфли-лодочки и сумки, лимузины, черная икра и даже черный хлеб (ЗОЖ и ПП не обходятся без черного хлеба).

-19
-20
-21

Экономически черный – цветное выражение денежного успеха.

В следующей серии о черном в искусстве.