Найти в Дзене
channel pakgauz group

Ввоз транспортных средств международной перевозки из Абхазии

В прошлом году мы писали о проблеме, которая возникает при ввозе и использовании в России легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Республики Армения.

В этой статье речь пойдет о ввозе автомобилей из Республики Абхазия.

Ни для кого не секрет, что ставки таможенных пошлин на автомобили в Республике Абхазия разительно отличаются в меньшую сторону от тех, которые применяются в ЕАЭС. Данный факт обуславливает постоянное желание, тем или иным образом, ввезти автомобили из Абхазии на территорию России и пользоваться ими здесь без уплаты таможенных платежей.

Разберем одну из ныне существующих схем ввоза автомобилей под видом транспортных средств международной перевозки.

К наиболее проблемной категории относятся легковые транспортные средства (до 8 мест), которые ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС, водителями (в основном гражданами Российской Федерации) и которые заявляют цель их ввоза – осуществление перевозки пассажиров.

Оформление таких транспортных средств международных перевозок (далее – ТСМП), осуществляется в соответствии с положениями главы 38 (ст. 272 – ст. 280) ТК ЕАЭС.

При этом водителями транспортных средств, в качестве подтверждения международной перевозки, предоставляется необходимый комплект документов, включая документы, свидетельствующие об их трудовых отношениях с различными юридическими лицами, зарегистрированными на территории республики Абхазия.

При таможенном декларировании ввозимых легковых ТСМП, в рамках положений статьи 278 ТК ЕАЭС, в качестве стандартных документов перевозчика в таможенный орган, как правило, представляются следующие документы:

- паспорт лица, управляющего транспортным средством;

- в качестве документа о государственной регистрации и национальной принадлежности ТСМП – свидетельство о регистрации транспортного средства в Республике Абхазия;

- в качестве документов, подтверждающих маршрут следования ТСМП, представляются договора, содержащие сведения о принятии на работу граждан РФ в качестве водителей транспортных средств, а также командировочные предписания и маршрутные листы, подтверждающие заявленные сведения о необходимости совершения международной перевозки пассажиров, которая либо началась на территории Р. Абхазия и завершается на территории России, либо которая планируется на территории Союза (России) с последующим завершением в иностранном государстве.

Представление в таможенный орган иных документов в отношении легковых ТСМП таможенным законодательством Союза не предусмотрено.

Следовательно, имея на руках данный комплект документов, лица вправе въехать на территорию РФ для осуществления международной перевозки на определенный срок, который устанавливает таможенный орган.

Вот только маленький, но очень важный нюанс, а именно, если вовремя эту международную перевозку осуществить не удалось (а может быть и не хотелось её осуществлять вовсе), то можно сколь угодно долго оставаться на территории РФ для её осуществления. Следовательно, пользоваться данным транспортным средством международной перевозки по своему усмотрению.

При этом, необходимо отметить, что таможенные органы не могут применять меры административного реагирования к лицам, нарушившим срок временного ввоза в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП России.

Единственной мерой, которая остается в распоряжении таможенных органов – это выявить факт неправомерного использования данного транспортного средства.

К таким фактам могут относиться: использование ввезенных ТСМП во внутренних перевозках, а также неправомерная передача транспортных средств иным лицам, которые не осуществляли ввоз данных транспортных средств, в нарушении требований пункта 4 ст. 275 ТК ЕАЭС.

Однако установить такие факты таможенным органам крайне затруднительно, так как для этого необходимо проводить оперативные мероприятия, а по каждому факту невывоза транспортных средств международной перевозки такие мероприятия не проведешь.

Таможенные органы уже давно обеспокоены данной проблематикой потому, что количество таких транспортных средств, ввезенных с территории Республики Абхазия и оставшихся на территории РФ, составляет десятки тысяч автомобилей. Решение данной проблемы видится в ужесточении законодательных норм при ввозе данной категории транспортных средств, например, наступление обязанности уплаты таможенных платежей за невывезенные ТСМП, после установленного таможней срока.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал для участников ВЭД