Найти тему

О милостыне: стоит ли подавать всем увечным и нуждающимся, если среди них могут быть обманщики

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" - говорил Иисус Христос во время Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея). Что значат эти слова?

А значат они то, дорогие братья и сестры, что милостивые люди, помогавшие всю жизнь другим людям и братьям нашим меньшим от бескорыстия сердца своего и по велению души, будут помилованы самим Господом Богом на Страшном суде за милостыню, проявленную по отношению к нуждающимся душам.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Милостыня бывает двух видов: духовная (молитва за людей, помощь в познании духовных истин, моральная поддержка и сочувствие, нужные слова и действия, сказанные и сделанные вовремя) и материальная (пожертвования денег, вещей, продуктов и других материальных ценностей нуждающимся людям или животным).

Блаженный Феофилакт Болгарский, автор "Толкования на Святое Евангелие", говорил о милостыне так: "Милосердие можно оказывать не только имуществом, но и словом, а если ничего нет, то и слезами".
То есть на самом деле предела милостыне нет: каждый из нас может поделиться с нуждающимся тем, что имеет.

Есть у нас, к примеру, возможность помочь деньгами, поможем деньгами. Есть возможность поделиться продуктами, вещами или предметами быта - значит поделимся ими. А если сами мы бедны и ничего не имеем за душой, то помочь нуждающимся в таком случае мы можем словом - теплым, ласковым, обнадеживающим.

А то и слезами, как говорил блаженный Феофилакт: можно поговорить с человеком, выслушать его боль и горечь, поплакать вместе с ним, - а человеку, глядишь, и легче станет от сострадания и поддержки, и жить захочется. А еще можно просто улыбнуться от сердца нищему на паперти, проходя мимо него, но не имея времени остановиться, а у него на душе от этой улыбки просветлеет - солнышко выглянет. Ведь нищим не улыбаются, будто они и не люди вовсе. А они такие же люди, как и мы с вами, и носят в себе образ Божий.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Иной раз я думаю, скольких бы людей можно было спасти, просто оказавшись с ними рядом вовремя, скольких уберечь от непоправимого шага, просто по-человечески выслушав их проблемы!
Сколько юношей и девушек наложило на себя руки, сдавшись на волю обстоятельств или несчастной любви, только потому что рядом с ними не нашлось мудрого милостивого человека, желающего оказать им помощь и поддержку. Сколько ушло их, неразумных, зазря.

История из жизни:

У моего старшего брата был друг детства и как-то так вышло, что в какой-то момент жизни у него пошли нелады в семье и на работе, он отчаялся, запил. А лукавый, воспользовавшись его унынием, толкнул его наложить на себя руки. И все, не стало больше хорошего человека. И молиться за него в церкви нельзя. Только разве что святому мученику Уару, да и то в келейной домашней молитве. А ведь окажись тогда рядом с ним человек, который готов был бы его выслушать, поговорить с ним, все могло бы закончиться совсем иначе.

Но рядом не оказалось никого - даже друзей, которые после школы все разъехались. Старший брат часто сожалел потом, что его не было рядом с другом в тот злополучный день. Но кто мог знать, что такое может случиться? Кто мог предвидеть?

В какой-то миг мы стали черствыми и равнодушными к чужой беде. Когда это случилось? Когда появился интернет, блоги и социальные сети? Или когда они завладели нашими умами настолько, что мы оказались готовы поддержать любого незнакомого человека в виртуале ради минутной славы или лайка, но можем пройти мимо сидящего на площади безногого инвалида, не евшего несколько дней и просящего о подаянии, даже не заметив его беды?
Или можем шикнуть на исхудавшую несчастную собачонку, голодными измученными глазами умоляющую нас о куске хлеба, вместо того, чтобы накормить её или пристроить в приют? Слава Богу, если еще не пнем ее при этом, чтобы не путалась под ногами, а инвалиду не наговорим грубых насмешливых слов.
Что с нами стало, то есть, с некоторыми из нас? Куда исчезают сострадание и любовь? Почему дела милостыни все чаще творятся на публику, а не от искренности сердца и любви к ближнему?

В последние годы я невольно сталкиваюсь с ситуацией, когда мирские люди, в числе их есть и православные, к сожалению, сомневаются в целесообразности милостыни.

  • Одни считают, что кругом одни проходимцы: и подавая нищим, они будут "кормить теневой бизнес", который расцветает на пожертвования. (Сформировали клише, хотя не отрицаю, мошенники действительно встречаются, но не всегда и единицы).
  • Другие машут рукой и говорят: "Зачем подавать нищим, ежели они все равно все пропьют?" (Осудили и обвинили без суда и следствия).
  • Третьи считают, что кто-нибудь другой наверняка подаст милостыню нуждающемуся человеку или умирающей от голода собачке, поэтому можно не тратиться самим, так как жизнь и так не сладкая, самим не всегда на все хватает. (Бездействие порою бывает хуже преступления, когда есть возможность кого-то спасти, а люди равнодушно проходят мимо).
  • Ну а у четвертой категории людей всего понемножку - и от 1, и от 2, и от 3 пунктов.
  • И только пятые ребята настоящие меценаты: снимут с себя последнюю рубаху ради нуждающегося или отдадут последние 100 рублей, которые у них есть, так как просто не смогут пройти мимо человека или животного, попавшего в беду. Хвала им и честь. И низкий поклон. Если мою статью читает человек, поступающий так, знайте, дорогой вы наш, вы совершаете благое и очень важное дело в глазах Божьих. И ваше добро вернется вам сторицей, да еще и в десятикратном размере, если жертвуете вы от чистого сердца и щедрости душевной. У Бога каждый человек, каждое живое существо на счету.
Все в жизни меняется. И человеком стать, на самом деле, никогда не поздно. Главное, открыть сердце навстречу чуду и любви. Фото из открытых источников
Все в жизни меняется. И человеком стать, на самом деле, никогда не поздно. Главное, открыть сердце навстречу чуду и любви. Фото из открытых источников

Впрочем, вернемся к теме.

Существует такая евангельская аксиома: правая рука не должна знать, что делает левая. То есть подал милостыню, помог человеку и забыл об этом. Навсегда. Какая разница, на что и куда потратит потом деньги человек? Не мы судьи ему, судья ему Бог. Да и нам тоже. И только Ему ведомо, кому и что нужно, кто в чем нуждается.
Сегодня мы, может быть, подадим милостыню мошеннице, прикидывающейся бедной и несчастной, а завтра подадим человеку, стоящему на грани, и спасем его от голодной гибели или отчаянного шага. Понимаете?
В старые времена не задавались вопросом: подавать милостыню или нет. Ее подавали всегда. Это было делом чести. Фото из открытых источников
В старые времена не задавались вопросом: подавать милостыню или нет. Ее подавали всегда. Это было делом чести. Фото из открытых источников

Нам не дано знать, какому человеку мы делаем добро: нищему и обездоленному или обманщику-затейнику. Да и не нужно знать. Зачем? Мы просто должны помогать по велению сердца и души, из сострадания и любви к людям. Искренне. Бог видит каждый наш порыв, каждое доброе дело, каждое пожертвование - духовное или материальное. Он в сердце наше глядит.

Поэтому на вопрос: стоит ли подавать всем увечным и нуждающимся, если среди них могут быть обманщики, ответ есть только один: ДА! Тысячу раз ДА! Стоит!

Тем более что на самом деле, подавая милостыню и помогая нуждающимся людям, мы помогаем в первую очередь себе и своей душе - становимся чище, добрее, лучше, светлее. Мы учимся любить. Не только родственников и друзей, но и всех остальных людей, которые являются нашими "ближними". Тем самым мы воплощаем в жизнь завет Христа: "Возлюби ближнего своего, как самого себя".

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

История из жизни:

Я до сих пор помню свои эмоции, когда в 11 классе, зимой, ждала на вокзале автобус и зашла в небольшое кафе выпить горячего чаю, чтобы согреться. Туда зашёл дедушка: старенький, исхудавший, в ветхой, но опрятной одежде. Не пьяница какой-нибудь, не бродяга, а просто очень бедный человек. Он попросил на кассе стаканчик кипятка. Я помню, как кассирша накричала на него: "Вот, ходят тут всякие по 5 раз на дню! Денег нет, нечего и ходить, людей пугать!" Он опустил голову и молча ее слушал, будто был в чем-то виноват.

Я хоть и школьницей неразумной еще была, но меня эта картина поразила до глубины души. Кассирша показалась мне тогда огнедышащим драконом (прости, Господи, за сравнение), а дедушка - несчастным ребёнком, которого нужно срочно спасать из её цепких лап. Но что я могла сделать против взрослой разгневанной женщины? И я сделала первое, что пришло мне в голову в тот момент. Я достала все оставшиеся у меня от покупки билета родительские деньги (к сожалению, было у меня их немного - на чай и несколько пирожков) и вручила их не ожидавшему этого дедушке. При этом чувствовала я себя отвратительно: мне было боязно, что я унижу дедушку своим порывом.

Кассирша, кажется, проворчала что-то под руку: "Вот дурында, ведь все равно все до копейки пропьет".

А дедушка... Дедушка расплакался и сказал: "Большое спасибо". В моей душе, которую я явственно ощутила тогда где-то в районе груди, в этот момент перевернулось все, что только можно было. Появились и горечь от того, что я не имею больше денег, чтобы отдать их дедушке, ведь ему они нужнее, чем мне; и боль, что такой скромный добрый дедушка нуждается; и жгучая обида от того, что люди стали настолько равнодушны к чужой беде.

Не помню, что я промямлила дедушке в ответ перед тем, как поскорее ретироваться за свой столик. Я просто не могла ничего сказать внятно - в горле стоял комок. От захлестнувших эмоций и слез деда у меня самой глаза оказались на мокром месте и мне не хотелось, чтобы он это увидел.

А дедушка купил чай с пирожками и сел за соседний столик. Не пошел и не пропил, как клеймила его кассирша. Христа перед распятием тоже клеймили, помните? А он был безгрешен.

  • Не судите, да не судимы будете (Нагорная проповедь, Евангелие от Матфея).

В последующей своей жизни я встречала немало нуждающихся людей, были среди них и те, кто просил о помощи, и те, кто, как этот дедушка, никого ни о чем не просил, но сильно нуждался, и всегда, если я могла им хоть чем-то помочь, на глаза набегали слезы. Они щипали глаза и жгли сердце. И с ними, этими слезами, я росла, как человек и как личность.

Милостыню мы, и правда, творим в первую очередь для себя: для спасения собственной души, человечности и избавления от греха гордыни. И только потом делаем ее для других. Через помощь нуждающимся людям и животным мы спасаем свою душу. Приближаемся ко Христу. Слава Богу за все!

О милостыне святого праведного Иоанна Кронштадтского

Иоанн Кронштадтский с детьми. Фото из открытых источников
Иоанн Кронштадтский с детьми. Фото из открытых источников

Когда речь заходит о милостыне, я всегда вспоминаю святого праведного Иоанна Кронштадтского с его необычайной силой духа и огромным, просто огромнейшим!, добрым сердцем, способным вместить в себя вселенскую любовь ко всем людям: от последнего нищего до императора.

Батюшка Иоанн любил всех без исключения людей и готов был снять с себя последнюю рубаху, чтобы отдать ближнему своему, или пойти домой без обуви, если видел на паперти нищего, которому она была нужнее. Он не делил людей на добрых и плохих по той простой причине, что отделял грех, который творит человек, от его образа, который подобен образу Божьему. А ведь в Кронштадте, в котором служил отец Иоанн, ему часто приходилось иметь дело с бывшими заключенными и оступившимися людьми, которых он возвращал на путь истинный.

Своей любовью к людям святой Иоанн снискал всенародную ответную любовь к себе. Его любили нищие, бродяги, аристократы, императорская семья. И каждый его поход на службу или со службы превращался в целое событие: люди выстраивались в длинные ряды, чтобы встречать и провожать батюшку. Нередко смущенному пастырю приходилось менять часы своего прихода в церковь и приходить в нее на несколько часов раньше, чтобы избежать всеобщего внимания. Но тогда люди тоже приходили к храму пораньше, чтобы не пропустить любимого батюшку.

Состоятельные люди часто делали отцу Иоанну щедрые подношения, а он сразу же раздавал эти подношения, все до копейки, бедным и обездоленным. И чем больше он раздавал, тем больше даров ему приносили снова. А он вновь отдавал все пожертвования, не оставляя ничего себе. Порою он даже не смотрел в корзины с подношениями, а сразу отдавал их вместе с содержимым нищим.
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А еще батюшка Иоанн основал "Дом трудолюбия", в котором ежедневно питались тысячи нищих и организовал больницу и школу для бедных детей при своем доме. В общем, отец Иоанн был настоящим меценатом своего времени. Святым при жизни.

"Да не оскудеет рука дающего", - говорил Господь. И в отношении великого святого нашей Русской православной церкви эта фраза воплотилась как нельзя точно.

Дай нам Бог хотя бы на 1/100 долю быть такими же милостивыми, щедрыми и любящими, как святой Иоанн Кронштадтский, тогда не оскудеет русская земля добрыми делами и поступками. Тогда вернется на Русь утраченная в годы советской власти благодать.

Отче Иоанне, моли Бога о нас!