Чукотка - край русской земли. Но таковым он был не всегда. А открылся русским первопроходцам враждебным миром, откуда летели стрелы и копья, а местные воины не знали пощады.
Из чукотской сказки "о Якунине" (записано со слов чукчи Гатле по прозвищу Утка в 1896 году):
"Был русский начальник, очень жестокий, худо побивал наших людей. (...) Много стад заграбили.
Поехал он однажды с Колымы в Анадырь. Сам едет в кибитке, люди бегут кругом. Услышали наши, собралось скопище с тундры, прибежали, засели по дороге.
Ночью напали на сонных, побивали всех, только начальника взяли живым. Еще двух русаков (были бедненькие ребята, их худо кормили, обижали), тех не побили, взяли. Сказали им: „Будете смотрящими, что мы сделаем, чтобы прекратилось худое побивание наших“.
Начальника того... побили на чикиле. Тогда тем бедняжкам дали запас, отправили домой на сильной упряжке оленей: „Теперь скажите вашим, чтобы прекратилось худое побивание людей“
Кто такой Якунин - неизвестно, но в сказаниях чукчей того времени "Якунин" появлялся периодически. Все время он нападал на чукчей и получал отпор, а после был пойман и измучен (разными изысканными способами). Но, видимо, Якунин этот каждый раз воскресал вновь и вновь и снова делал худое чукчам, а затем они делали худое ему.
Вероятнее всего, сборный образ "Якунина" у чукчей ассоциировался с образом чужеземного пришельца, злого, жестокого, алчного, ненасытного, которому в ответ платилось тем же. А может лукавили чукчи и оправдывали этим лукавством свои злодеяния против русских?
Первопроходцами в Сибирь были казаки! Именно их отряды отважно вступали в места, где прежде ступала лишь нога лесного человека да зверя. Чем глубже заходили русские экспедиции в дебри сибирской тайги - тем диковиннее им открывались местные племена.
Некоторые из них были мирными и с этими людьми удавалось подружиться, наладить обмен, договориться о проводниках, брать с них царские подати, в виде ясака, и аматанов (заложников), ежели туземцы передумают жить добром.
Многие племена были к русским настроены враждебно, аманатов давать отказывались, ясак платить не желали и тогда вспыхивали яростные стычки, а пушечный и ружейный огонь летел навстречу первобытным стрелам. Представьте себе, живет в лесах какой-то народ и тут приходят чужие люди, требуют за покровительство неизвестного царя богатства и заложников, на тот случай, если вдруг богатств этих окажется мало.
Но туземцы под свинцом, рано или позже, замирялись и государевы люди собирали с них ясак - драгоценную пушнину (т.е. шкурки соболей, лис, песцов), ценнее которой не было на Руси (за хорошую шкурку соболя давали 5 серебряных рублей, а терем в Москве стоил 10 рублей серебром). А еще ясак брали диковинным "рыбьим зубом" (бивни моржей), который тоже стоил очень дорого (10 рублей серебром за 4 клыка).
Сколько их было, этих разных племен и родов... Якуты, юкагиры, эвены, этельмены, ламуты, коряки, омоки, и всем пришлось смириться с появлением белых людей с огненными палками. И когда словно из глубин палеолита поднялись воины в костяных доспехах и пошли на русских - это было диво дивное и грозное, организованное. Чукчи ясака платить не желали.
Из челобитной царю Михаилу Федоровичу от казака Ивана Ерастова, 1642 год:
"И дашед, государь, мы, холопи твои, до Алазейской реки, и встретили нас, холопей твоих, в Алазейской реке многие алазейские люди князец Невгоча и Мундита. А с ними, государь, были с тундры чюхчи мужики з своими роды и с улусными людьми. И мы, холопи твои, сказали им про твое царское величество и жаловальное твое слово, чтоб оне, алазейские мужики, были послушны и покорны…
И учали у них просить твоего, государева, ясаку на 151-й год. И те, государь, иноземцы, алазейские юкагири и чюхчи, в твоем государеве ясаке отказали и по обе стороны Алазейские реки обошли, и учали нас, холопей твоих, оне, алазеи, с обеих сторон стрелять. И мы дрались с ними съемным боем целой день до вечера..."
Между тем, чукчей побаивались все окрестные народы, за их дикий нрав и жестокость, за их самолюбие и лицемерие. Чукчи часто нападали на своих соседей и отбирали у них всё ценное. И русским пришлось столкнуться с этим неведомыми людьми, которых оказалось не четыреста, как утверждали юкагиры, а многие тысячи.
Это были разные племена, чукчи "речные", чукчи "сидячие", чукчи "оленные" и чукчи "каменные". Но все эти первобытные народы, в случае опасности или войн, объединялись в хорошо организованное войско и наносили удары, обращая своих врагов в бегство. Жизней же своих не жалели, а потому даже взятые в плен аманаты не представляли для них никакой ценности.
Но русские старались закрепиться на подступах к враждебной земле и в низовьях реки Колыма ими был поставлен Нижнеколымский острог. В 1649 году казаками Семена Дежнёва был ставлен Анадырский острог (самый северо-восточный форпост России).
В 1660 году состоялся первый военный поход русских за ясаком на Чукотку. Русский отряд Курбата Иванова увяз в боях с "каменными чукчами", ясака же отряду взять не удалось. Теряя в боях людей, казаки и стрельцы откатились назад. В ответ на нападение русских, чукчи стали нападать на союзников Руси, юкагиров и коряков, разоряя стойбища, угоняя стада оленей, уводя в полон женщин и детей.
В 1711 году из Анадырска к чукчам пришел казак Петр Попов и "уговором и лаской" предлагал чукчам принять подданство русского царя. Попов с помощниками объезжал стойбище за стойбищем (заодно насчитал 2050 лучников), чукчи ясак платить отказывались, но соглашались вести торговые дела. Целый год ездил на упряжках Попов по землям чукчей, но его никто не тронул, т.к. он враждебных намерений не питал.
Однако, вскоре вопрос покорения чукчей, не желающих платить ясака, был решен на государственном уровне. Указом Сената и Екатерины I на север в 1727 году послана Дальневосточная экспедиция, дабы открыть путь к Америке и заодно привести все встреченные народы под подданство российской короны. И Главный командир Северо-Восточного края казачий голова Афанасий Шестаков и драгунский капитан Дмитрий Павлуцкий со своими людьми отправились покорять упрямые земли.
Но в этот раз даже подобраться к владениям чукчей не удалось. В марте 1730 года немирный народ встретил их на реке Погыч, что в шестиста километрах от границ чукотской земли. Чукотские воины напали внезапно, отряд был разбит, казак Шестаков пал в бою, остальным пришлось бежать.
В апреле 1731 года Павлуцкий затеял новый поход, собрав более внушительные силы. Из Анадырска на покорение Чукотки выдвинулись 230 казаков и солдат, бомбардирская команда с пушками, 280 вооруженных коряков и юкагиров, 700 оленей (для пропитания и езды). Только через два месяца нартовому отряду Павлуцкого показались первые чукотские стойбища.
Капитан действовал решительно, стойбища разорялись, всё ценное забиралось, отряд шел дальше. Три сражения с чукчами показали, что на открытом пространстве чукотские воины проигрывают и истребляются ружейным и пушечным огнем, но и чукчам это показало очевидное - пора переходить к партизанской борьбе и засадам. Так и не выполнив своей миссии, потрепанный в боях отряд Павлуцкого вернулся в Анадырск, приведя в полон 300 чукотских женщин.
Ясака взять с чукчей все не получалось. А теперь и из крепости Анадырской выйти было небезопасно, чукчи нападали на русских, и еще больше разоряли и коряков с юкагирами. Помимо этого чукотские отряды совершали и дальние походы, так была уничтожена казачья станица Походская в устье р. Колымы, чукчи напали на острог Нижнекамчатский и полностью уничтожили крупное коряцкое стойбище.
В 1742 году из далекой России пришел Указ императрицы Елизаветы Петровны:
"На оных немирных чукч военною оружейною рукою наступить и искоренить вовсе, точию которые из них пойдут в подданство Ея Императорского Величества оных так же жён их и детей взять в плен и из их жилищ вывесть и впредь для безопасности распределить в Якутском воеводстве по разным острогам и местам между живущих верноподданных".
В мае 1743 года из Якутска выступила воинская команда в составе 407 казаков, солдат и гренадер на лошадях. Но лошади в пути пали, и солдатам пришлось добираться до Анадырского острога пешим ходом и на собачьих упряжках. В марте 1744 года (уже майор) Павлуцкий с этими солдатами, вместе с 237 коряками и юкагирами снова выдвинулся в поход.
Но чукотские стойбища теперь встречались редко (откочевали в глубь своей земли). А сами чукчи следовали поодаль. Они не подъезжали на расстояние ружейного выстрела, нападая лишь на погонщиков оленей и лишая отряд съестных припасов. Через четыре месяца оголодавший и замерзающий отряд майор Павлуцкого был вынужден повернуть назад, теряя по пути своих людей.
Еще через год была решена и судьба майора Павлуцкого. 21 марта 1747 года, вместе с небольшим отрядом, Павлуцкий бросился в погоню за чукчами, разгромившими коряцкое стойбище. Но в устье реки Орловой русских поджидала чукотская засада.
Отряд вместе с начальником оказался на открытом каменном участке и повергся нападению нескольких тысяч чукчей. В бою русские потеряли 90 человек безвозвратными потерями, пушку, знамя, 40 ружей, майора Павлуцкого и двух сотников. Остаткам отряда пришлось бежать.
"Холодная война" с переменным успехом продолжалась десятилетиями. Прочие северные народы были обозлены на русских, обещая покровительство, казаки и солдаты ясак брали, а защиту от чукчей обеспечить не могли. Последовали бунты.
В 1760 году в Анадырск прибыл ревизор, царский подполковник Ф.К. Плениснер. В своём отчёте он констатировал следующее: расходы на ведение войны превзошли доходы от ясака и трофеев почти в 50 раз, а потому "чукчей в подданство приводить в рассуждение бедного их места, и притом негодного сих народов состояния никакой нужды не было и ныне нет".
В 1764 году Сенат издал указ о ликвидации Анадырского острога и прекращении войны. Крепость была сожжена, церковь разобрана, а весь русский гарнизон в тысячу человек был перемещен в Нижнеколымск.
Лишь в 1788 году русские купцы отважились торговать с чукчами и открыли торговую ярмарку на р. Анюй. Торговая же пошлина была представлена как ясак и в России стали думать, что чукчи замирились и готовы встать под руку Самодержавия.
В честь этого Екатериной II был торжественно подписан Указ о принятии чукчей в российское подданство, чукчам раздали подарки (ножи, топоры и бусы), а на их землях (вдоль Берингова пролива) были водружены столбы с российскими орлами.
При этом сами чукчи об их российском подданстве ничего не ведали (по утверждению командора Иосифа Биллингса, побывавшего с экспедицией на Чукотке в 1791 г.). Ясак чукчи так и не платили.