Netflix закончил 2021-й год художественным фарсом, язвительно высмеивающим филистерство и эскапизм, чьи споры давно паразитируют в организме каждого представителя вида Homo Sapiens.
У руля сего трагикомического высказывания стал Адам МакКей — режиссёр, зарекомендовавший себя как мастер легкой подачи сложных конструкций. Именно МакКей посадил в пенную ванну Марго Робби с бокальчиком игристого, чтобы она перевела на обывательский язык кишащие специализированными терминами беседы аналитиков хедж-фондов.
И он же «скормил» Кристиану Бэйлу грузовик пирогов, чтобы тот был максимально убедителен в смешном фильме о чудовищных последствиях злоупотребления властью.
Стыдная и грустная историческая хроника, проходя через мозг-ретранслятор Адама МакКея, оборачивается забавным и ненавязчивым рассказом с лёгкой моралью — таков режиссёрский стиль. Новый фильм не стал исключением: он выдержан в тех же настроениях, с той лишь разницей, что в сюжете не реальность, а гипотетическая возможность. Руки, стало быть, были совсем развязаны.
Итак, чудаковатый астрофизик провинциального университета и его аспирантка случайно обнаруживают, что к Земле летит комета. Расчеты ужасают: всего через полгода произойдёт неминуемое столкновение, грозящее всему живому погибелью. Взволнованные ученные, не теряя времени, страшась ответной реакции, спешат поведать миру о своём открытии и… натыкаются на стену равнодушия: президент увлечён рейтингами и внутриполитическими склоками мелкого толка, именитый меценат оценивает выгоду, телевизионщики заботятся о динамике репортажа и собственных физиономиях в кадре, простые люди смакуют детали очередного звёздного адюльтера.
Как бы убедительно профессор Минди и его ученица не взывали к неразрешённой проблеме, сколь часто не напоминали о грустной участи динозавров — оглушенный информационным шумом социум остаётся безразличным к событию, которое произойдёт (а может и нет — где доказательства?) только через шеееесть дооолгих месяцев.
Вот такая нехитрая завязка в оригинальном исполнении, пожалуй, самого дорогого каста за последние годы. МакКей собрал в одном фильме такие актерские величины, что даже при весьма нескромном бюджете проекта, становится очевидным: далеко не ради выгоды уважаемые артисты подписывали контракт. «Не смотрите вверх» — первостепенно коллективное высказывание.
Однако фильм вызвал неоднозначную зрительскую реакцию: нашлись и симпатизирующие, и оскорбленные (куда без них), и просто разочарованные, что, не зная матчасть, включали «фильм с ДиКаприо», а получили не то пародию на киноапокалиптику, где Брюса Уиллиса подменяет Рон Перлман, не то фильм с постковидной симптоматикой, не то очередную «экошизу» (спойлер: и первое, и второе, и третье).
Трактовки вариативны, и нет, в сущности, разницы, что следует подразумевать под кометой: засилие ли пластика, горящие леса, новый вирус, химические выбросы или таки космическое тело, держащее курс на возможно единственную обитаемую планету Вселенной, — угрожай нам любая из этих бед — сценарий фильма вполне может повториться наяву. Уже повторяется…
Так что провожая очередной прожитый год человечества на планете Земля таким фильмом (на Netflix картина вышла аккурат под католическое Рождество), создатели призывают социум призадуматься о собственном поведении и, в случае чего, не удивляться, если рождественские чулки вдруг окажутся под завязку набиты углём.
Задумайтесь и вы: Земля — для вас дом? Место, которое вы холите и лелеете даже в ущерб собственному бюджету и отдыху? Или все-таки это временная аренда жилья, обстановка которого важна для вашего комфорта, но благоустройство всегда остаётся на совести более заинтересованного лица? Ответьте честно на этот вопрос. Необязательно вслух.
Ну и не забывайте смеяться. Все-таки это комедия. Довольно смешная к тому же :)
Спасибо за внимание :)
Подписывайтесь на мой канал и инстаграм — впереди ещё больше интересного из мира кино!