Здравствуйте, друзья. Продолжаем смотреть рисунки с изображением Ленина в ранних номерах журнала "Крокодил". Кто хочет посмотреть другие части этой серии, можете перейти по ссылке:
Часть первая.
А мы продолжим. Во втором номере за 1923 год на обложке журнала снова изображение в стиле православной иконы:
Рождество косомола. Даже Богородицу изобразили, но наркомы, изображённые в виде волхвов, оттесняют её в сторонку, потому что здесь она не при чём. Ленин, естественно, в центре.
На самом деле, Ильич на этот период был нечастым гостем на страницах "Крокодила". Крокодильцы гораздо чаще рисовали карикатуры на врагов, иногда шаржи на наркомов, Ленин тяжело болел в ту пору, и не участвовал в общественной жизни.
В тридцать третьем номере за 1923 год изображение Владимира Ильича появилось на прилавке магазина:
Художника Дмитрия Мельникова возмутило возмутило соседство портретов Троцкого, Ленина и Маркса с иконами, лампадами, крестами и религиозной литературой. Это последнее прижизненное изображение В.И. Ленина на страницах "Крокодила".
Третий номер "Крокодила" был полностью посвящён В.И. Ленину в связи с его смертью. И хотя он уже выходит за рамки заголовка этой статьи, я всё-таки включу его в свой обзор.
Художник Борис Ефимов так изобразил переименовывание Петрограда в Лениград:
Петроград—Ленинград. Здесь царь Пётр l уходит из города, а Ленин остаётся.
А здесь народ прощается с Ильичём. И в траурной процессии угадывается образ вождя:
А еще в те времена была мода всё называть именем Ленина. Константин Ротов изобразил эту ситуацию:
Постановлением Президиума ЦИК СССР от 5 февраля воспрещено без разрешения Президиума производить переименования чего бы то ни было именем В. И. Ленина.
Ну да, правильно, а то так и пивную можно назвать в честь Ленина.
Далее идёт обзор "Ленин в советской карикатуре", "Неизданная карикатура" и "Ленин в иностранной карикатуре". Не изволите ли взглянуть?
Художник Пётр Шухмин изобразил здесь Троцкого, Ленина и Чичерина в образе трёх богатырей.
Следующая карикатура посвящена электрицикации:
Ленин красноармейцу:
—Смотри, эта падаль боится света так же, как твоей винтовки.
Действительно, любое достижение молодой Советской республики очень сильно расстраивало наших врагов.
А вот в битве за урожай вот уж действительно, хватит отступать:
А благодаря художнику Виктору Дени мы знаем правду в лицо:
Художник Алексей Занятов из газеты "Беднота" изобразил Ленина мировым дворником:
Ильич производит уборку на земном шаре от царей, королей и буржуев.
А тут сам ангел мира просит помощи у вождя пролетариата:
Без Ленина ангел мира не решается лететь на Генуэзскую конференцию.
А этот рисунок был опубликован впервые в том самом, четвертом номере "Крокодила" за 1924 год. Сам Ленин смеялся до слёз, когда его увидел. Пантелеймон Лепешинский изобразил Владимира Ильича и немецкого социал-демократа Августа Бебеля героями пьесы Салтыкова-Щедрина "Мальчик в штанах и мальчик без штанов". Бебель, стало быть, мальчик в штанах, а Ленин—мальчик без штанов. Бебель зазывает драчуна и забияку Ленина в свой фатерланд, чтобы примирить его с остальными мальчиками, но мальчик без штанов-Ленин непочтительно отвечает на это любезное приглашение: "Накося, выкуси!"
По этому поводу следует заметить, что меньшевики, желая сорвать созыв lll съезда РСДРП, провоцировали Бебеля выступить в роли третейского судьи между сторонами.
Очень хорошо понимая хитрую дипломатию меньшевиков и наивную тщетность попыток Бебеля примирить русскох революционеров, Ленин в вежливых словах, но невежливо по существу дал понять, что вмешательство товарищей иностранцев в распри русских фракций, ещё не договорившихся до крупных разногласий, считает преждевременными (Это было ещё в 1905 году).
А вот Ленин в иностранной карикатуре:
Клемансо—французский премьер-министр, как и другие представители западного мира, с нетерпением ждущий краха молодой Советской республики. Он никак не может понять, что армия Ленина—это пролетарии всех стран.
Ну, тут вроде всё уже объяснено в самой карикатуре. То есть международный капитал не прочь был подзаработать на коммунистах, так же как и коммунисты иногда прибегали к помощи международного капитала.
Ну, вот, вроде бы и всё. До свидания, всего вам доброго, жду вас на канале.