Найти тему

О вторичных выгодах

Наверное, большинство из нас помнит то время детства, когда возможность поваляться дома с температурой была маленьким праздником. Ведь это позволяло отдохнуть от детского сада, а потом и школы, оказавшись окутанным вниманием и заботой наших родных. Но у многих из нас этот сценарий превращается в бессознательный паттерн нашей психики и уже во взрослой жизни может проявляться в моменты, когда нам необходима перезагрузка, к примеру, когда истощение наших ресурсов доходит до определённого предела. А у людей с демонстративными чертами личности подобный паттерн часто включается при недостатке внимания. В поле моего наблюдения попадали такие случаи, когда состояние физического здоровья человека начинало рушиться за считанные недели и месяцы, практически, до степени инвалидности после того, как этот человек не мог смириться с переездом близких, в чьём постоянном внимании он нуждался в силу демонстративных черт характера. Сразу оговорюсь, что речь идёт не об одиноком человеке, а переезд его близких был всего лишь за город – на несколько десятков километров дальше, чем это было до того, когда жили они в пределах одного района, что, практически не должно было повлиять на дальнейшее общение. Но страх дефицита внимания был такой силы, что в течение месяца возникла вполне реальная болезнь, потребовавшая срочного включения практически ежедневного внимания и ухода этих самых близких родственников. Можно было бы считать это удивительным совпадением, если не ориентироваться в подходах и взглядах современной психосоматики и игнорировать дальнейшие действия по саботированию собственного лечения, а так же, совершенно «случайные» самоповреждения по неосторожности (падение с переломом из-за отказа от соблюдения предписанных медиками мер) в последующем, усугубившее и без того печальное состояние.
На самом деле, приведённый пример является довольно классическим случаем вторичной выгоды проблем со здоровьем, хоть и довольно утрированным. Бывают и более простые, но кажущиеся абсурдными ситуации, когда человек, получивший некий особый статус в своём окружении посредством болезни, после успешного её излечения продолжает говорить близким, что болен, искажая результаты обследований и прогнозы врачей, говоря о страшных диагнозах и отсутствии перспектив. И уж совсем парадоксально, когда таких людей огорчают оптимистичные прогнозы медиков, и фразы «вы здоровы» их по-настоящему раздражают. Но здесь я плавно подхожу к тесно связанной с данной проблемой теме манипулирования, ведь герои моих примеров при конструктивном разрешении своих проблем теряют инфо-поводы и аргументы, используемые ими в качестве инструментов такой манипуляции. Но об этом, всё же, будем говорить отдельно.

Вторичная выгода касается не только темы психосоматических проблем со здоровьем, или истерических (демонстративных) механизмов каких-то телесных симптомов, синдромов и реальных заболеваний. Она касается и очень большого количества психологических проблем, неврозов и многих «неразрешимых» ситуаций и, как нам, порой, кажется, внешних обстоятельств. И именно этот механизм очень часто становится камнем преткновения в терапевтическом процессе. К примеру, очень распространённой является выгода позиции «жертвы». Что под этим имеется в виду?
В отдельном разговоре я более подробно коснусь такой психологической и социальной модели взаимодействия, как треугольник Карпмана, где жертва – это роль, не подразумевающая никакой ответственности за происходящее с её носителем. Причина всегда во вне: в других людях, или обстоятельствах. «День такой, год такой, мир такой», «не мы такие, жизнь такая» и т.п. Позиция пассивная, зависящая от внешних условий и людей, а значит, очень удобная, довольно часто становящаяся пресловутой «зоной комфорта», т. к. не подразумевает никаких действий для изменений, никаких затрат энергии. А как мы помним (в своих видео я об этом говорил), природа стремится к энергосбережению. В чём же тут может быть выгода? Да в том же внимании.
Трагизм и драма, опять таки, для демонстративных личностей – инструмент получения очень лакомой энергии внимания окружающих. Сочувствие, соучастие, сопереживание, жалость. И только пребывая в столь плачевном состоянии, или обстоятельствах они способны максимально-обосновано получить все эти так остро необходимые им составляющие межличностных взаимоотношений. Особенно, если их ситуация исключительно не простая, или даже уникальная. Бывают и другие неосознанные выгоды. Но все они, как правило, так или иначе связаны либо с манипулированием другими людьми, преследованием какой-то цели, достичь которую, кажется, наиболее возможным именно апеллируя своим прискорбным положением, либо с перекладыванием ответственности, в силу не сформированного навыка её несения.

Огромным шагом на пути к разрешению многих сложностей становится уже осознание своей вторичной выгоды относительно тех, или иных личных тяжб.

И это может реально помочь в открытии новых возможностей и даже в излечении физических недугов. Дело лишь за малым и одновременно самым сложным: за осознанием.