За свою длительную музыкальную карьеру немецкий проект Mantus стал неотъемлемой частью darkwave сцены. Так уж исторически сложилось, что именно Германия оказалась самой сильной в этом жанре и заполнила недостающую нишу.
Тогда в 2014 году многие критики отмечали, что Mantus уже не тот. И отчасти то правда. Если говорить об эволюции звучания, то можно сделать вывод, что отталкиваясь от darkwave и synth gothic, проект плавно очутился на территориях electro gothic и goth industrial, а затем остановился исключительно на gothic. И после смены вокалистки за два года до выхода Portrait Aus Wut und Trauer метаморфозы дали о себе знать, прежде всего в вокальной части. Мне было приятно слушать Тину Шиндлер, её прекрасный чувственный и хрупкий голосок был тем единственным светлым лучиком в «тёмном царстве». Но разве могут служить всему виной перестановка кадров в составе? Самое главное, что единственный основатель и композитор – её брат Мартин Шиндлер находится на своём законном месте. И Mantus - одна из тех немногих групп, которая остаётся преданной своему делу, верной себе и своим идеалам.
Альбом является своеобразной разведкой готик-металических месторождений. Благодаря концепции автора, проект от чистой и мелодичной музыки постепенно перешёл в более жёсткую форму готики. Можно было ожидать подобного соблазна и раньше, например, на Wölfe или Requiem, но Мартин избегает самоплагиата. В глобальном смысле Portrait Aus Wut und Trauer получает основательную готическую основу, неожиданные грани и проникновенные звуки которой представлены в мучительной ярости. Mantus используют богатые оркестровки, резкие и увесистые гитары, пластичные фортепианные мелодии и кельтские мотивы. Диск получился броским, как и прежние альбомы, поэтому можно сказать, что проект не растерял своего масштаба и глубины.
Инструментальное построение треков окунает в волнующую атмосферу - великую, мечтательную и тревожную. И это совсем не удивительно, ведь творчество проекта основано на философии «романтического нигилизма», подпитанного идеей того, что в окружающем пространстве ничего нет. И только за счёт духовной энергии внутри нас в основе существующего мира держится фундамент концепции мировоззрения и осознание целостности бытия.
После вступительного трека ловишь себя на мысли, будто присоединяешься к таинственному потоку звука Вселенной. Яркий вокал Кьяры Амберии вдохновляет и восхищает, а искаженный голос Мартина напоминает её тень, пришедшую откуда-то извне. Они вместе создают удивительно гармоничный контраст, в то время как хор вносит оттенки средневековья. Всё это дополняет музыкальная подложка, наделённая мрачными гитарными риффами, напыщенные тексты снова предлагают спуститься в глубины забытья, в недра собственного подсознания, где ощущения и чувства обостряются в несколько раз.
Portrait Aus Wut und Trauer несёт в себе лёгкий оттенок экспрессионизма без намёка на вульгарную эротику, что часто встречалось ранее в творчестве Mantus. Мартин не раз говорил о том, что в его лирике присутствуют достаточно откровенные тексты, включающие сексуальные фантазии, до краёв наполненные похотью и страстью: собственно, потому и понадобился женский вокал. На тот момент его сестра справлялась с поставленной задачей на ура. Этот союз мужского и женского начала всегда ярко отличал их от подобных коллективов. Конечно, сейчас сразу же многие вспомнят титанические труды Lacrimosa – и, казалось бы, что в этом жанре делать больше нечего, всё спето и ничего не забыто. Но возвращаясь в историю Mantus, достаточно вспомнить лишь дебютник музыкантов Liebe und Tod: тогда он «взорвал» тёмную сцену. Жаль только, что за пределами родины проект не получил должного внимания и не смог завоевать более широкую аудиторию из-за немецкоязычных текстов.
Ограниченное издание имеет также бонус-CD Grenzland, нечто вроде радиоспектакля в 12-ти частях. Мартин хотел создать что-то другое, выразить несколько интимных идей, отличающихся от основного звучания альбома. Если кратко, то «Пограничье» оказалось своего рода готическим саундтреком, состоящим из чистой изысканности.
Меланхоличная часть Mantus выделяется благодатью и деликатностью, композиции тихие и в основном сосредоточены на лирическом содержании. Электронные механизмы иногда присоединяются к светлым фортепианным бравадам. Другие треки привлекают внимание своими мягкими оркестровыми аранжировками. Мартин показывает ту скрытую внутри него сторону, которая только благодаря Portrait Aus Wut und Trauer отражает его личный внутренний мир. Grenzland же в свою очередь является мнимой Вселенной, где эмоции были перенесены в другую форму, это исцеление страстью создания. Мартин действительно талантливый композитор, способный посредством музыки отразить свою душу подобно зеркалу.
Поэтому не удивляйтесь, когда будете слушать опус, ведь он создан в двух разных плоскостях: первая половина выполнена в довольно типичной для Mantus традиции, а вторая получила впечатляющие художественные оттенки немецкой готики.
©Автор: Валентина Pantera Катышева