Советскую актрису Елену Ануфриеву хорошо помнят кинозрители старшего поколения. Особенно в Павловском Посаде, откуда она родом, и в Орехово-Зуеве, где она одно время трудилась в местном театре. Да и как забудешь её удивительную героическую бабушку Веру из блистательного фильма «Молодая гвардия» Сергея Герасимова, бабушку юного героя-молодогвардейца Олега Кошевого. Пожалуй, это была самая известная роль актрисы, не имевшей громких званий. Замечу, что ещё до фильма образ бабушки Веры создан Ануфриевой на сцене Государственного театра киноактёра в одноимённой постановке.
Ставший знаменитым и популярным фильм снят через три года после Победы над фашистами, в 1948-м. На киностудии имени М.Горького, с участием начинающих молодых талантов послевоенного кино. Среди них и знаменитый земляк Ануфриевой (и наш с вами земляк!) двадцатилетний Вячеслав Тихонов. Это был его кинодебют. Картина удостоена Сталинской премии, а главный режиссёр вскоре стал народным артистом СССР.
Ануфриева из тех талантливых актрис отечественного кинематографа, чьи небольшие роли сразу приковывали к себе внимание и с первого взгляда надолго запоминались зрителям.
А сыграла Елена Ивановна порядка двадцати ролей в фильмах 1930-50-х годов. Некоторые из них стали шедеврами, классикой, вошли в Золотой фонд нашего кино.
Так получилось, что режиссёры поручали актрисе небольшие роли и эпизоды. Елена Ивановна сумела мастерски создать образы простых русских женщин-матерей, вдов – ткачих, колхозниц, доярок, бригадирш, казачек… К примеру, небольшую, но яркую драматическую роль матери Павла Корчагина она прекрасно сыграла в фильме Марка Донского «Как закалялась сталь».
Фильм вышел на экраны в военном 1942-м. Его демонстрировали и красноармейцам. Порой перед боем. И герои Николая Островского, Марка Донского, Елены Ануфриевой героически воевали вместе с нашими бойцами на передовой. Вклад советского кинематографа в общую победу над врагом трудно преувеличить. Наши актёры, нередко рискуя жизнью, бывали на передовой, на встречах с воинами РККА, вдохновляли их своим творчеством. Среди участников фронтовых творческих бригад можно было нередко увидеть и нашу землячку. И она не раз слышала словами благодарности за своё искусство от рядовых красноармейцев и командиров.
Так в чём причина успешного воплощения актрисой на экране героев из народа?
Елена Ивановна Ануфриева родилась 19 мая 1881 г. в Павловском Посаде, входившем в то время, как и Орехово-Зуево, в состав Богородского уезда Московской губернии, в многодетной рабочей семье. Корни предков крестьян актрисы Е. Ануфриевой можно найти в деревне Малая Дубна Орехово-Зуевского городского округа (бывшего Орехово-Зуевского района). Здесь проживали её родители, а также - бабушки и дедушки.
Главы семейства Ануфриевых не стало, когда Лене было уже под "тридцать". Ещё при жизни отца она, в 1909 году, поступила по классу драмы в Московское музыкально-драматическое филармоническое училище и окончила его в 1912 году, когда Ивана Ануфриева уже не стало…
Видимо, с детства девушке прививалась родителями любовь к труду. Поэтому, обучаясь в Москве, Елена параллельно учёбе занималась ещё и репетиторством, давала частные уроки дикции. Сама зарабатывала нелёгкую трудовую копеечку, помогала матери.
За пять лет до Октябрьской революции, в 1912-м, началась её театральная жизнь.
Она продолжалась и в страшные годы революций и гражданской войны. Ануфриева не рвалась в столичные театры, тем более что без протеже туда попасть было трудно. Сердце девушки из подмосковной периферии лежало больше к провинциальным театрам. Анализируя творческую биографию актрисы, видишь, как она путешествовала в поисках родного театра. К примеру, работала в Пушкинском летнем театре (Санкт-Петербург), здесь актриса участвовала в постановках произведений известных авторов (Грибоедов, Чехов, Крестовский и др.), а также – в благотворительных вечерах, балах-маскарадах, детских утренниках. Именно в Пушкинском летнем театре жители «далекой окраины», как они сами себя тогда называли, приобщались к искусству Веры Комиссаржевской и Григория Ге, русского народного хора под управлением Ольги Агреневой-Славянской и премьера Мариинского театра Андрея Лабинского.
Затем творческий путь актрисы продолжился в Крыму и на Украине. Недолго – с 1912 по 1913 годы – Ануфриева выступала на сцене Севастопольского народного театра, затем творческие сезоны (с 1913 по 1915 гг.) она посвятила Мариупольскому и Бердянскому театрам. В 1915-1916 годах стала участником актёрской труппы театра станицы Нижне-Чирской, летнего театра Феодосии и Керчинского театра. В разгар революционных лет России – в 1917 и 1918 – актриса возвращается из многолетнего творческого путешествия в родное Подмосковье. И активно включается в театральную жизнь Орехово-Зуева, выступает на сцене Морозовского Зимнего театра. Весной 1918 года все кружки и студии Зимнего театра были выведены в Дом искусств, открытый в помещении старого училища Викулы Морозова. В августе того же года Зимний театр передан в ведение Отдела народного образования. С осени 1918-го на сцене Зимнего в основном прекратились все спектакли в связи с ремонтом. Ануфриева продолжила свою актёрскую деятельность в драматическом театре при Отделе народного образования в Москве (1920–1922).
В 1925 году Ануфриева пришла в кинематограф.
При Горкоме кино она внимательно прослушала цикл лекций по истории и технике кинематографа, прилежно занималась по ритму и мимике в производственных мастерских.
В 1929-м она сыграла в фильме «Чины и люди» роль «любопытной бабы»; в 1931-м в фильме «Ледолом» просто «бабы»; в 1936-м в картине «Груня Корнакова» Ануфриева исполнила роль бригадирши. Потом в «Поколении победителей» сыграла вдову, а в «Чудеснице» (1938) – доярку. Затем Ануфриева получила роли в фильмах «Новая Москва» (сестра бабушки), «Семья Оппенгейм» (пассажирка поезда с ребенком); «В поисках радости» (мать Митьки Спирина), «Поднятая целина» (казачка), «Шел солдат с фронта» (мать Семена); 1941: «БКС № 3. Мужество» (мать Калачева); 1942: «Как закалялась сталь» (мать Корчагина); 1944: «Родные поля» (колхозница)…
Повторно в нашем Орехово-Зуеве Елена Ануфриева появилась в начале 1930-х. Теперь она «задержалась» здесь подольше, на восемь лет – с 1932 по 1940 годы. Служила в Орехово-Зуевском областном, так называемом «колхозном театре» профессионального актера и режиссера И.И. Логинова и в городском драмтеатре А.Л. Грипича (1891-1983), действовавших на базе нынешнего Зимнего театра. О творческой связи Е.И. Ануфриевой с "Зимним" упоминал в своих исследованиях известный российский киновед, соавтор четырёхтомной энциклопедии «Актёры отечественного кино» Алексей Тремасов, который в начале 1990-х учился на литфаке Орехово-Зуевского педагогического института (ныне - Государственный гуманитарно-технологический университет). Кстати, в 90-е при Зимнем театре ещё существовал театральный музей и в нём киноисследователь Тремасов вполне мог почерпнуть сведения о деятельности актрисы Ануфриевой.
С перерывами, с 1931 по 1932 и с 1940 по 1941 годы Е. Ануфриева являлась штатной артисткой киностудии «Мосфильм». В годы войны находилась в эвакуации в Алма-Ате. По возвращении в 1944-м пожилую актрису приняли в штат киностудии «Мосфильм», а затем, в ноябре 1947-го, в труппу Государственного театра киноактёра (с 1948 г. – Театр-студии киноактера), в котором она работала пять лет до ухода на пенсию в 1952 году.
В послужном списке Елены Ивановны Ануфриевой фильмы, поставленные выдающимся кинорежиссёром Сергеем Герасимовым. На съёмочной площадке она познакомилась и подружилась с народной любимицей Тамарой Макаровой, вместе они сыграли в двух картинах. Последняя киноработа Ануфриевой в драме «Сельский врач» (режиссёр С.Герасимов) о тружениках послевоенной советской деревни. Тамара Макарова (к тому времени уже народная артистка СССР) блистательно сыграла молодого врача, выпускницу медицинского института Татьяну Казакову, а Елена Ануфриева – также органично, на высоком «народном уровне», изобразила её пожилую пациентку Петухову. В фильме также снимались Всеволод Санаев, Инна Макарова, Валентина Телегина, Екатерина Савинова, Николай Рыбников, Георгий Милляр…
Премьера фильма состоялась 17 января 1952 года, картину ждал успех. Интересно, что во время съёмок фильма младенец, изображавший ребёнка Елены Зуевой (её играла Клара Румянова, у которой незадолго до съёмок полностью пропадал голос) так крепко уснул, что его не смогли разбудить, и тогда Клара Румянова сымитировала плач ребёнка.
Это был последний фильм с участием артистки. Её не стало вскоре после премьеры, в 1952-м. По своему завещанию похоронена в ограде православного монастыря в центре Павловского Посада. Жизнь её была долгой и интересной. Елене Ануфриевой весьма к лицу народные характеры.
Из семейных преданий родственников Ануфриевой известно, что в своё время актриса переписывалась с вдовой великого писателя А.Чехова народной артисткой СССР Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой, а в молодости портрет Ануфриевой писал сам Валентин Серов…
#Елена Ануфриева #советский кинематограф #Зимний театр Орехово-Зуева #фильм Молодая гвардия #фильм Сельский врач С.Герасимова #вячеслав тихонов