Найти тему

Загадка трагической смерти Эсхила. Cлучай или воля небес?

Оглавление

Эсхил – великий древнегреческий поэт и драматург, которого называют "отцом трагедии". Им написано около девяноста трагедий, семь из которых сохранились до нашего времени и являются бесценными сокровищами мировой драматургии. О нем замечательно сказал Виктор Гюго:

"Эсхил – это подобие языческого пророка. Его произведения, дойди они до нас в целости, были бы чем-то вроде греческой Библии ".

Жизнь Эсхила напоминает собой греческие мифы, где герои соприкасаются с богами. Бог Дионис являлся ему во сне, а богиня Деметра посвятила его в тайны своих мистерий.

Вдохновленный богами, Эсхил превзошел всех своих современников в искусстве трагедии и множество раз побеждал на поэтических состязаниях драматургов. Грандиозность и величие его трагедий остаются недосягаемыми до сих пор.

Эсхил. Бюст V в. до н.э. Капитолийские музеи, Рим. Справа - Прометей, которому посвящена одна из самых известных трагедий Эсхила - "Прометей прикованный". Рисунок на керамике, VI в. до н.э. Ватиканские музеи, Рим
Эсхил. Бюст V в. до н.э. Капитолийские музеи, Рим. Справа - Прометей, которому посвящена одна из самых известных трагедий Эсхила - "Прометей прикованный". Рисунок на керамике, VI в. до н.э. Ватиканские музеи, Рим

Необычной была и смерть великого трагика. Согласно древней легенде, Эсхил погиб в мирное время при удивительном стечении обстоятельств. Об этой смертельной античной драме рассказали римские авторы Плиний Старший, Валерий Максим и Клавдий Элиан.

Вдохновленный богами Эсхил из Элевсина

Эсхил родился в 525 г. до н.э. в городе Элевсин неподалеку от Афин.

Элевсин. Храм богини Деметры (1818). Художник Джозеф Ганди. Музей Джона Соуна, Лондон.
Элевсин. Храм богини Деметры (1818). Художник Джозеф Ганди. Музей Джона Соуна, Лондон.

Элевсин был центром "элевсинских мистерий" - религиозных священнодействий, связанных с культом богини Деметры и ее дочери Персефоны, которую похитил повелитель царства мертвых Аид.

Во время мистерий, словно в театре, разыгрывался миф о Деметре, символически представлялось ее горе, ее странствия в поисках дочери, и возвращение Персефоны из царства мертвых.

Деметра и Персефона.
Деметра и Персефона.

Элевсинские мистерии таили в себе глубокий смысл и указывали на существование жизни после смерти. Современник Эсхила, великий поэт Пиндар, воспел мистерии в своих одах:

«Хорошо снаряжен тот, кто сходит во гроб, зная истину Элевсина. Ему ведом исход земной жизни и новое ее начало — дар богов».
Тесмофории. Шествие во время праздника в честь богини Деметры. Фрэнсис Дэвис Миллет (1897).
Тесмофории. Шествие во время праздника в честь богини Деметры. Фрэнсис Дэвис Миллет (1897).

Часть ритуала элевсинских мистерий была секретной и предназначалась только для тех, кто прошел обряд посвящения. Посвященные давали клятву не разглашать секреты мистерий. Если же они они нарушали эту клятву, их приговаривали к смерти.

Эсхил был одним из посвященных и неоднократно участвовал в элевсинских мистериях. Многое из увиденного и услышанного во время священнодействий он использовал потом в своих трагедиях.

Повеление Диониса

Существует легенда, что Эсхил начал писать трагедии по повелению бога виноделия Диониса:

"Сам Эсхил рас­ска­зы­вал, что, будучи еще маль­чи­ком, он заснул в поле, когда сторожил вино­град; и вот ему явил­ся во сне Дио­нис, при­ка­зав писать тра­гедии.
Когда насту­пил день, он поже­лал выпол­нить волю бога, и когда он попы­тал­ся, то ему очень лег­ко далось писа­ние сти­хов."
(Павсаний, Описание Эллады)
Дионис и его юный спутник Ампел. Рисунок на вазе. V в. до н.э.
Дионис и его юный спутник Ампел. Рисунок на вазе. V в. до н.э.

Вдохновленный самим Дионисом, Эсхил написал около девяноста трагедий, каждая из которых была шедевром. В Афинах ежегодно проводились театральные состязания в честь Диониса и автор самой лучшей трагедии награждался венком победителя. Эсхил побеждал в этих состязаниях тринадцать раз.

Над божественным источником вдохновения Эсхила подшучивали впоследствии некоторые античные авторы:

"Эсхил ведь писал свои трагедии во хмелю" (Каллисфен)
"Говорят, что Эсхил писал трагедии, подогревая себя вином" (Плутарх)

Но даже шутников поражала грандиозность и величие трагедий Эсхила. Восхищенные почитатели называли его полубогом и говорили, что он "вырядил трагедию в блеск золотой".

Место, где проходили состязания драматургов - Театр Диониса в Афинах.
Место, где проходили состязания драматургов - Театр Диониса в Афинах.

Герой греко-персидских войн

Эсхил умел не только писать трагедии, но и воевать. Он сражался с персами в битвах у Марафона (490 до н.э.) и при Платеях (479 до н.э.), участвовал в морских сражениях при Артемисии и Саламине (480 до н.э.).

Свои воинские заслуги Эсхил ставил намного выше, чем сочинительство, которое давалось ему чрезвычайно легко. В эпитафии на его могиле нет ни слова о его заслугах как поэта и драматурга. В ней говорится только о мужестве Эсхила в битве при Марафоне. Считается, что эту эпитафию написал сам Эсхил:

"Эвфорионова сына, Эсхила Афинского кости
Кроет собою земля Гелы, богатой зерном;
Мужество ж помнят его марафонская роща и племя
Длинноволосых мидян*, в битве узнавших его"

*мидяне - так называли персов древние греки.

Пролог к трагедии

Незадолго до смерти с Эсхилом случилось какое-то досадное событие, заставившее его покинуть родной город и уехать в далекую Сицилию.

Некоторые древние источники говорят, что Эсхил проиграл на очередных поэтических состязаниях драматургов в Афинах, был сильно этим огорчен и решил уехать на Сицилию к правителю Гиерону. Гиерон радушно принимал многих знаменитых афинян, обиженных на свой город.

Другие сообщают, что во время постановки трагедии Эсхила в Афинах из-за огромного стечения народа обрушились места для зрителей и погибло множество людей. Возможно, Эсхил тяжело переживал это несчастье и поэтому оставил Афины и уехал в Сицилию.

Отдельные авторы считают, что Эсхила приговорили к изгнанию из Афин за разглашение священных секретов элевсинских мистерий. Аристотель писал, что Эсхил в своих трагедиях рассказал слишком много о мистических тайнах культа Деметры. Жрецы требовали предать Эсхила смерти, и он остался жив только благодаря прошлым боевым заслугам.

Так или иначе судьбе было угодно, чтобы Эсхил покинул Афины и оказался в Сицилии. Там и произошло драматическое событие, повлекшее за собой смерть великого трагика.

Сицилия. Вид на Этну из античного театра в Таормина.
Сицилия. Вид на Этну из античного театра в Таормина.

Об удивительной смерти Эсхила коротко рассказали три древнеримских писателя: Плиний Старший, Валерий Максим и Элиан. Все они жили на 500-600 лет позже Эсхила.

Ни один из них не указал происхождение этой истории, ограничиваясь словами "говорят, что" или "как я слышал". Вероятно, она была уже частью народного фольклора и никто не задумывался о ее авторстве.

Действие первое. Недоброе предсказание

Все началось с пророчества о смерти. В рассказе у Плиния сообщается, что Эсхилу были предсказаны обстоятельства его смерти:

"говорят, оракул предсказал ему, что на него обрушится дом, "

Зная, какая судьба его ждет, Эсхил старался не искушать ее лишний раз и держался вдали от всякого рода строений. Ведь каждое из них могло обрушиться на него.

Смерть Эсхила. Итальянская майолика. Художник изобразил все строения полуразрушенными, подчеркивая опасность, которую они в себе таили.
Смерть Эсхила. Итальянская майолика. Художник изобразил все строения полуразрушенными, подчеркивая опасность, которую они в себе таили.

Плиний Старший пишет, что Эсхил

" верил, что избежит несчастья, если будет находиться под открытым небом".

Действие второе. Солнечное место и лысая голова

Именно под открытым небом и разыгралось действие этой трагедии. Согласно рассказам Валерия Максима и Элиана, в один из ярких солнечных дней 456 года до нашей эры Эсхил сидел на камне неподалеку от города Гела.

Валерий Максим пишет:

"он покинул стены города, в котором жил, и сел в солнечном месте"

Элиан в своем рассказе добавляет:

"Эсхил сидел на камне и по своему обыкновению размышлял и писал"
Cмерть Эсхила. Фрагмент гравюры (1607). Отто Ван Веен.
Cмерть Эсхила. Фрагмент гравюры (1607). Отто Ван Веен.

Оба рассказчика отмечают, что голова Эсхила была совсем лысой и ярко блестела на солнце. Своей гладкостью и блеском она напоминала камень. И этот "камень" заметил летящий в небе орел.

Действие третье. Орел и черепаха

Орел держал в когтях черепаху и готовился бросить ее вниз на блестящий камень, чтобы разбить ее крепкий панцирь и добраться до черепашьего мяса.

Cмерть Эсхила. Фрагмент гравюры (1607). Отто Ван Веен.
Cмерть Эсхила. Фрагмент гравюры (1607). Отто Ван Веен.

Этим орлом скорее всего был бородач. Этот падальщик бросает сверху кости мертвых животных, чтобы извлечь из них костный мозг, а также ловит черепах и разбивает их панцирь об камни.

Бородач, или ягнятник. Падальщик из семейства ястребов.
Бородач, или ягнятник. Падальщик из семейства ястребов.

С высоты орел принял лысую голову великого трагика Эсхила за простой круглый камень, и сбросил на нее черепаху.

И, как пишет Валерий Максим,

"от этого удара родоначальник великих трагедий скончался".

Случайность или судьба?

Элиан и Валерий Максим описывают смерть Эсхила просто как необычный несчастный случай. Только Плиний Старший говорит, что Эсхил погиб, пытаясь избежать зловещего предсказания. Но предсказание все равно исполнилось - на Эсхила обрушился дом. Ведь панцирь черепахи является ее домом.

Галапагосская черепаха
Галапагосская черепаха

Никто из трех римских авторов не пытался придать несчастному случаю с Эсхилом какую-то мораль и не призывал задуматься о неотвратимости смерти.

Только через полторы тысячи лет эта история с предсказанием смерти и попыткой человека уйти от судьбы стала поучительной басней.

Она была многократно пересказана и прокомментирована в моралистических книгах нового времени. К ней написаны и такие пояснительные стихи :

Не думай смерти избежать,
Божественным законом уготованной.
Если не разобьет тебе голову дом твой собственный,
Со всею силой разобьет ее дом чужой.
Cмерть Эсхила. Гравюра (1607). Отто Ван Веен.
Cмерть Эсхила. Гравюра (1607). Отто Ван Веен.

Месть богов?

История о смерти Эсхила наполнена символами божественного наказания. Не случайно в ней принимали участие орел, олицетворяющий Зевса и черепаха, которая является животным Аполлона.

Черепаха символизирует собой лиру, то есть поэзию. Самая первая лира была сделана богами из панциря черепахи.

Аполлон с лирой из панциря черепахи. Справа - древняя лира, восстановленная из обломков, найденных при раскопках . V в. до н.э. Британский Музей.
Аполлон с лирой из панциря черепахи. Справа - древняя лира, восстановленная из обломков, найденных при раскопках . V в. до н.э. Британский Музей.

С небес на голову Эсхилу упал предмет, олицетворяющий собой поэзию. Это может указывать на то, что причиной гибели Эсхила является его собственное поэтическое творчество. В своих трагедиях он разгласил священные секреты элевсинских мистерий, и за это был наказан разгневанными богами Олимпа.

Трагические маски. Изображение на мраморном саркофаге II в. Пергамский музей, Берлин.
Трагические маски. Изображение на мраморном саркофаге II в. Пергамский музей, Берлин.

Жизнь и смерть Эсхила напоминают его грандиозные и таинственные трагедии, в которых воля богов определяет участь людей. Многое в судьбе Эсхила остается пока загадкой, поскольку в древних рассказах о нем очень трудно отличить реальные события от легенд и слухов.

Как сказал Виктор Гюго,

"Эсхил – это древняя тайна, принявшая человеческое обличье".

Источники:

Павсаний. Описание Эллады. Книга I, гл. 21

Валерий Максим, IX, 12

Элиан, О природе животных. VII, 16

Плиний Старший, Естественная история. Книга X, III

Большое спасибо за прочтение статьи!

Читайте на этом же канале о великих людях древности:

Милон Кротонский. Удивительная судьба великого атлета

Как знаменитого силача Пулидаманта погубила его собственная сила