Найти в Дзене
Исторический бивак

Последний поход" Лебедя Востока " (I)

4 августа 1914 г. Восточно - Азиатская эскадра адмирала фон Шпее покинула Маршалловы о-ва и взяла курс на Юго-Восток . Лишь два корабля : лёгкий крейсер “Эмден” и угольщик “Маркомания” отправились на Юго-Запад. “Начинайте отдельное плавание. Желаю успеха . ”- просигналил Шпее. “ Благодарю за доверие. Успеха и счастливого плавания.” Увы, хотя обоим рейдерам и сопутствовал первоначальный успех, окончились оба плавания отнюдь не счастливо.

Лёгкий крейсер " Эмден".
Лёгкий крейсер " Эмден".

28 Августа “ Эмден “ вышел в Индийский океан. Надо сказать ,это был корабль удивительной судьбы. Он Был заложен на Данцигской верфи в 1906 г. под названием “ Эрзац-Пфёйль”, но у германского Морского министерства не хватило денег на его достройку. Тогда власти города Эмдена обратились к согражданам с просьбой собрать нужную сумму. Деньги были собраны , крейсер достроен и получил имя в честь города ,которому был обязан своим существованием. Это был своего рода шедевр корабельной архитектуры получивший за красоту прозвище : ” Лебедь Востока”. Вооружение крейсера состояло из двух 450-мм торпедных аппаратов, восьми 52-мм противоминных пушек , десяти 105-мм орудий и развивал скорость до 24 узлов. Корабль вошёл в состав Восточно-Азиатской эскадры и прибыл в Циндао (Германский порт в китайской провинции Шаньдунь).В 1911г моряки “Эмдена “ приняли участие в подавлении восстания на Восточных Каролинских о-вах, а в 1913 – в разгроме выступления гоминдановцев против президента Китая Юань-Ши-Кая. В Мае 1913г. командиром крейсера был назначен Карл фон Мюллер – опытный, инициативный капитан, отстаивающий идею ,что рейдеры-одиночки могут нанести существенный вред коммуникациям противника. Когда эскадра фон Шпее покинула порт ,незадолго до начала I мировой войны и вышла в открытое море ,что бы запутать следы( см. статью “Ловушка в Порт-Стэнли “ ) , “ Эмден” задержался в Циндао ,что бы заготовить для эскадры уголь.31 Июля он ,сопровождая два корабля-угольщика вышел из порта вдогонку своим. В ночь с 1 на 2 Августа он получил известие о начале войны, а 4 Августа около 2 часов ночи у о-ва Цусима вперёдсмотрящие заметили за пеленой дождя быстро идущий корабль, который они вначале приняли за русский крейсер “ Аскольд “. Однако это оказался торговый пароход “ Рязань”, попытавшийся скрыться со скоростью 17 узлов .Тем не менее после пятичасовой погони и десятка предупредительных выстрелов “ Рязань” вынуждена была остановиться .Корабль был захвачен и препровождён в Циндао вместе с 80-ю пассажирами .В дальнейшем немцы переоборудовали его во вспомогательный крейсер, переименовали в “ Корморан – II “ и тоже использовали как рейдер.14 Декабря 1914 г.он был интернирован на о.Гуам американцами. Это было первое судно захваченное германским флотом в этой войне .На “ Эмден “ и лично Мюллера внезапно обрушилась всегерманская слава .Но это было только начало...

Фрегаттен-капитан Карл фон Мюллер.
Фрегаттен-капитан Карл фон Мюллер.

Продолжение следует…