Найти в Дзене
Литрес

Инопланетянин, вампир и повелитель троллей: ТОП-9 самых ярких образов Дэвида Боуи на сцене и в кино

Оглавление

Уже шесть лет нет в живых культового британского рок-певца и автора песен, а также художника и актера Дэвида Боуи. Переоценить влияние этого человека на музыкальную индустрию просто невозможно: на протяжении пятидесяти лет творческой деятельности в различных областях и направлениях он успел сделать столько нового и уникального, что хватит еще на несколько поколений. Известный характерным узнаваемым голосом и интеллектуальной глубиной созданных им работ, Боуи очень часто менял имидж, из-за чего его даже прозвали «хамелеоном рок-музыки». Тут важно отметить, что речь идет не только и не столько о сценических образах, сколько о полноценных, пусть и вымышленных персонажах, придуманных и воплощенных Дэвидом в жизни, на сцене и в кино. В одном из интервью певец заявил:

«Я так часто придумывал себе новый образ, что сегодня мне кажется, будто изначально я был располневшей кореянкой».

В день смерти Дэвида Боуи, покинувшего этот мир через два дня после выхода своего двадцать пятого студийного альбома под названием Blackstar, мы решили почтить его память, рассказав вам о самых запоминающихся образах этого легендарного рок-исполнителя.

Майор Том

Дэвид Боуи в образе майора Тома
Дэвид Боуи в образе майора Тома

В 1969-м году вышел сингл Дэвида Боуи Space Oddity («Странный случай в космосе») и одноименный альбом. В это же время появился главный герой этой песни — персонаж, известный как майор Том. Текст композиции, чье название обыгрывает культовый фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» (2001: A Space Odyssey — Space Oddity), рассказывается история астронавта, которого отправили в открытый космос, где он в итоге потерялся, утратив связь с центром управления. В этой истории многие усматривают аллегорию наркотического трипа, что, впрочем, не лишено смысла. Так, песне 1980 года Ashes to Ashes сам Боуи возвращается к истории майора Тома, говоря, что тот стал наркоманом, «пристрастившимся к райскому наркотику». Этот же персонаж впоследствии упоминался в песнях многих других музыкантов.

Зигги Стардаст

Дэвид Боуи в образе Зигги Стардаста
Дэвид Боуи в образе Зигги Стардаста

Так зовут вымышленного персонажа, созданного Дэвидом Боуи в семидесятых и являющегося центральной фигурой его концептуального глэм-рок-альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars («Взлет и падение Зигги Стардаста и Пауков с Марса»). Бисексуальный андрогинный человекоподобный марсианин по имени Зигги Стардаст («Звездная Пыль») гостит на Земле и пытается транслировать человечеству послание надежды. Будучи вполне типичной рок-звездой, Зигги сексуально раскрепощен, употребляет наркотики и алкоголь, исповедует философию мира и любви, но в итоге разрушает себя излишествами наркотиков и секса и погибает от рук вдохновленных им фанатов.

Дэвид Боуи в образе Зигги Стардаста
Дэвид Боуи в образе Зигги Стардаста

Когда Зигги Стардаст стал популярным персонажем, имя Дэвида Боуи стало прочно ассоциироваться с его именем: Боуи сам настойчиво требовал от журналистов называть его именно так. Известно, что Дэвид планировал сделать масштабный мюзикл, посвященный Зигги, но эта затея так и не осуществилась. Сам музыкант так впоследствии говорил о придуманном им персонаже и его внешнем виде:

«Зигги был наполовину персонажем научно-фантастического рока, наполовину героем японского театра. Наряды же его по тем временам просто были убийственными — никто до этого не видел ничего подобного».
Дэвид Боуи в образе Зигги Стардаста
Дэвид Боуи в образе Зигги Стардаста

На эстетику Зигги Стардаста оказали значительное влияние книга Энтони Берджесса «Заводной апельсин» и снятый по ней одноименный фильм, образы драг-квин (артистов мужского пола, переодевавшихся в женскую одежду), которые часто посещали художественную студию Энди Уорхола, а также психоделический роман Уильяма Берроуза «Дикие мальчики».

Изможденный Белый Герцог

Дэвид Боуи в образе Изможденного Белого Герцога
Дэвид Боуи в образе Изможденного Белого Герцога

Этот образ, созданный в 1976 году, визуально представлял собой расширенный вариант Томаса Джерома Ньютона — персонажа, сыгранного Дэвидом Боуи в научно-фантастическом фильме «Человек, который упал на Землю». Также Дэвид отмечал, что в качестве модели для своего нового альтер эго он использовал образ известного американского певца и актера Фрэнка Синатры.

Дэвид Боуи в образе Изможденного Белого Герцога
Дэвид Боуи в образе Изможденного Белого Герцога

На первый взгляд, образ Изможденного Белого Герцога казался более «обычным», чем предыдущие воплощения Боуи. В отличие от экстравагантного имиджа эры Зигги Стардаста, музыкант стал одеваться в элегантную одежду в стиле кабаре, однако огромное количество кокаина, который он потреблял в тот период, сделали его образ более скандальным, чем когда бы то ни было.

Дэвид Боуи в образе Изможденного Белого Герцога
Дэвид Боуи в образе Изможденного Белого Герцога

Одетый с иголочки — в белой рубашке, черных брюках и жилете — Герцог представлял собой «пустого» человека (в традиции русской классической литературы такого героя называли «лишним человеком» или «страдающим эгоистом»), который пел романсы, не демонстрируя при этом никаких эмоций: «лед под маской пламени». Этот персонаж снискал такие определения, как «сумасшедший аристократ», «аморальный зомби» и «бесчувственный арийский сверхчеловек». Интересно, что сам Боуи определял Герцога как «действительно неприятного персонажа», а позже и вовсе как «чудовищный образ».

Образы в кино: вампир, прокуратор и король гоблинов

Кадр из фильма «Голод»; kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Голод»; kinopoisk.ru

В 1980 году Боуи прекратил употреблять наркотики, и с эрой Изможденного Белого Герцога было покончено. Дэвид стал меньше экспериментировать — как в музыке, так и в сценических образах. Впрочем, это не распространяется на его работу в кино и театре. Так, в 1983 году Боуи сыграл одну из главных ролей в триллере Тони Скотта «Голод». Музыканту и его партнерше по фильму — великолепной Катрин Денев — достались роли супругов-вампиров. В этой кинокартине бессмертные герои проходят сквозь века и успевают примерить на себя множество образов: от аристократов в напудренных париках до панков «новой волны».

Кадр из фильма «Последнее искушение Христа»; kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Последнее искушение Христа»; kinopoisk.ru

Еще одной запомнившейся ролью Дэвида Боуи стала роль прокуратора Иудеи Понтия Пилата в фильме Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», вышедшем на экраны в 1988 году. Образ римлянина в бело-красных одеяниях оказался Боуи очень даже к лицу. О своей работе в этом фильме и об отношении к кинематографу в целом Боуи высказался так:

«Вообще я старался не встречаться с Голливудом, бежал от него, как от чумы. Одна маленькая роль для Скорсезе принесла мне больше удовлетворения, чем роль какого-нибудь перспективного голливудского Джеймса Бонда».
Кадр из фильма «Лабиринт»; kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Лабиринт»; kinopoisk.ru

В семейной приключенческой кинокартине Джима Хэнсона «Лабиринт», снятой в 1986 известной тем, что в ней было задействовано множество кукол ручной работы, Дэвид сыграл короля гоблинов Джарета, похитившего маленького брата главной героини. В этой картине, для которой музыкант специально написал пять песен, Боуи предстал в привычном ему образе настоящего глэм-рокера: в костюме с блестками, с пышной прической и в сапогах на низком каблуке.

Натан Адлер и Ко: жулик, фанатик и сыщик

Обложка альбома 1. Outside
Обложка альбома 1. Outside

В апреле 1995 года в студии на Коршам-стрит в Лондоне состоялась фотосессия с участием Дэвида Боуи, который позировал в образах персонажей для своего концептуального альбома 1. Outside. В центре весьма несвязного сюжета альбома — художественное расследование изощренного убийства, претендующего на то, чтобы считаться произведением современного искусства. К альбому прилагался красочный буклет, иллюстрирующий «Дневник Натана Адлера» — рассказ, написанный самим Боуи от лица детектива, ведущего расследование. Первым персонажем для воплощения стал 78-летний Алжир Тачшрик — безобидный, на первый взгляд, жулик, обладающий «зловещей стороной».

Дэвид Боуи в образе Алжира Тачшрика
Дэвид Боуи в образе Алжира Тачшрика

Следующая серия снимков иллюстрировала творчество вымышленного художественного движения, занимавшегося арт-убийствами. В образе Послушника этого движения Боуи носил повязку на глазах и привязанную к груди… рыбу.

Дэвид Боуи в образе Послушника
Дэвид Боуи в образе Послушника

Разумеется, были сделаны также фото главного рассказчика — Натана Адлера. В «Дневнике…» он показан как крутой детектив из классического американского нуара, что и отражено в его костюме: плащ-тренч, шляпа «федора», галстук со свободным узлом и неизменная сигарета.

Дэвид Боуи в образе Натана Адлера
Дэвид Боуи в образе Натана Адлера

Узнать больше о жизни и творчестве Дэвида Боуи вы можете в комиксе Марии Хессе и Франса Руиса «Дэвид Боуи», вышедшем в серии «биоГРАФИЧЕСКИЙ роман». Также влиянию Боуи на различные поколения посвящена книга известного французского писателя Жана-Мишеля Генассии «О влиянии Дэвида Боуи на судьбы юных созданий».

-16

Если хотите первыми узнавать о новинках, предлагаем время от времени заглядывать в нашу подборку книг по предзаказу со скидкой 30%.

Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!

-17