Найти тему

Как читать книгу "Клементина и её ужасная неделя"

Оглавление

Автор руководства Сара Пеннипакер, иллюстратор Марла Фрейзи

Руководство по чтению книг серии «Клементина»

В этом руководстве вы найдете множество идей, заданий, вариантов активностей, а также подсказок относительно того, как можно организовать практикумы по сочинению своих историй и рисованию. Также здесь представлены идеи по созданию собственных проектов для более глубокого погружения в характеры героев, в анализ текста. Конечно, вы не обязаны применять абсолютно все рекомендации: выберите те, что наилучшим образом отвечают интересам и потребностям ваших учеников, используйте идеи, способные разнообразить работу вашего литературного кружка или дискуссионного клуба.

Вариантов множество!

Третьеклассница Клементина обнаруживает свою находчивую подружку Маргарет плачущей в туалете. На уроке рисования Маргарет испачкала волосы клеем. И теперь отрезала большой клок, а ведь ее роскошные темные волосы доходили почти до талии! Клементина предлагает Маргарет помощь: отрезать такой же клок волос с другой стороны, но вскоре становится очевидным, что единственный выход из положения – состричь вообще все волосы, что, кстати, было непросто: «ножницы из кабинета рисования тупые».

-2

Разумеется, Клементина оказывается в кабинете директора, хотя она и считает, что остриженная наголо Маргарет выглядит отлично — хорошенькая, как одуванчик.

В голове Клементины постоянно рождаются смелые идеи: она мечтает стать художницей, она очень внимательна и наблюдательна, копит деньги на покупку гориллы… А чтобы поддержать Маргарет, отрезает свои рыжие кудри!

Своего младшего брата она называет различными «овощными» именами: Капуста, Брокколи, Редиска. Клементина понимает, что в семье её не считают «лёгким ребенком».

Рассказы о Клементине просто уморительны, а черно-белые рисунки Марлы Фрейзи прекрасно передают личность героини.

УЖАСНАЯ НЕДЕЛЯ

История Клементины начинается словами «Неделя у меня была так себе». Вся остальная часть книги – тому подтверждение.

Дискуссионный момент

· Перескажите/просмотрите последовательность событий, из-за которых Клементина оказалась в кабинете директора школы в очередной раз. Чья вина в том, что Маргарет осталась без волос?

Учимся писать сочинение

· Какой была ваша худшая неделя за последнее время? Напишите короткое (5-7 предложений) письмо, описав самое ужасное из произошедшего с вами, расскажите, как вы с этим справились.

КЛАСС ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Клементина говорит: «Если бы у нас в школе были отдельные уроки по рисованию для особо одарённых, меня бы туда точно взяли» (стр. 11). Она говорит своей матери-художнице: «Когда я вырасту, я, возможно, стану художницей» (стр. 34).

Дискуссионный момент

· Если бы для одного из ваших особых талантов или интересов можно было создать отдельный класс, что бы это был за класс?

КЛЕМЕНТИНА И МАРГАРЕТ

· Даже в первой главе вы заметите много различий между личностями четвероклассницы Маргарет и третьеклассницы Клементины. Сравните и противопоставьте их.

· Кто из них больше похож на вас и почему?

Учимся писать сочинение / рисовать

· Вместе с партнером нарисуйте портреты обеих девочек. Под рисунками напишите, что вы знаете о каждой из них.

ЧТО ЗНАЧИТ «БОЯТЬСЯ»?

Клементина рассказывает, что, когда была маленькой, боялась потолочных змей, которые «так и караулят, чтобы шлёпнуться тебе на голову». Теперь она боится только острых предметов и бумерангов (стр. 12).

Учимся писать сочинение

· Каких странных вещей вы боитесь и почему?

· Как вы справились, победили или преодолели один из своих прежних страхов?

КЛЕМЕНТИНА И ИМЕНА

-3

Вы уже обратили внимание на то, что Клементина даёт «овощные» имена своему младшему брату? Например, она называет его Шпинатом. «Ладно, если честно, на самом деле моего братца зовут вовсе не Шпинат. Но мне-то досталось имя в честь фрукта – клементина. Он рыжий, вроде мандарина. И вот я решила, что по справедливости пусть у братика будет похожее имя. Хуже фруктового – только овощное. Поэтому я и назвала его Шпинатом. Вообще, у меня для него придумана куча имён» (стр. 16).

Когда в прошлом году у кошки Клементины, Конопушки, родились котята, она назвала их Пудра, Фтор и Пилинг. Она так говорит об этом: «Я давно заметила, что самые шикарные слова на свете – те, которые на этикетках косметики в ванной» (стр. 18).

Дискуссионный момент

· Какие «растительные» имена придумала и использует Клементина для своего брата?

· Какие интересные прозвища или имена вы давали членам своей семьи, друзьям, домашним животным или игрушкам?

· Как вы придумали эти имена?

Учимся рисовать

· Нарисуйте важных для вас людей, домашних животных и вещи, дайте им имена.

ФРУКТЫ И ОВОЩИ

Игра

· Принесите клементины, чтобы каждый мог попробовать по кусочку. Затем поиграйте во фруктово-овощную игру.

· Принесите фрукты и овощи разного размера и текстуры.

· Положите овощи и фрукты в пакет. Участники ощупывают каждый из них и пытаются определить его.

· Пусть они скажут: «Я думаю, что это _____, потому что _____».

· Когда закончите, приготовьте овощной суп и/или фруктовый салат.

ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ

Учителя Клементины укоряют её за невнимательность. А её отец утверждает, что у нее отлично получается подмечать интересные вещи. Клементина рассказывает: «В прошлом году к нам в школу приходила одна писательница и говорила, как важно быть внимательными. Но не в том смысле, в каком учителя это говорят. Не про дисциплину и всё такое. Писательница говорила: важно внимательно смотреть вокруг, наблюдать, и тогда будет о чём писать. Потом посмотрела прямо на меня и сказала: “Замечайте всё самое хорошее и интересное и записывайте, чтоб не забыть”» (стр. 35).

Активность

· Если вы собираетесь стать художником или писателем, вам необходимо обращать внимание на то, что вас окружает.

· Какие интересные вещи вы заметили в последнее время? Сделайте иллюстрированный плакат со списком.

ИДЕИ

Клементина говорит: «Утром в четверг я проснулась, и меня озарила обалденная идея. Мне везёт: обалденные идеи сами собой вознипрыгивают у меня в голове. Но я знаю, в чём тут секрет: как только идея вознипрыгнет в голове, надо сразу её хватать, не то она заскучает и улепетучится» (стр. 55).

Дискуссионный момент

· Какие из впечатляющих идей Клементины были удачными, а какие сработали не очень хорошо?

Учимся писать сочинение

· Какие эффектные идеи возникли в вашей голове в последнее время? Что вы с ними сделали и как они сработали?

ЗЛОСТЬ

Клементина отрезает волосы Маргарет, красит их красным волшебным маркером и пытается приклеить свои собственные отрезанные волосы на голову подружке. Директор Рис спрашивает ее: «Клементина, что у вас с Маргарет такое творится? Ты на неё злишься?» (стр. 56)

-4

Дискуссионный момент

· Как вы думаете, что происходит между Клементиной и Маргарет? Рассмотрите точки зрения обеих героинь.

Учимся писать сочинение

· Когда вы злитесь, иногда полезно записать, что именно вы чувствуете.

Представьте, что вы Клементина или Маргарет. Напишите письмо от одной девочки к другой, объяснив и описав, почему вы злитесь.

КОГДА Я ВЫРАСТУ

Клементина говорит: «Расскажу вам один секрет про хорошее. Иногда мне всё-таки нравится вести личный дневник в школе, потому что это помогает запомнить всякое разное, а то вдруг я забуду, когда вырасту. Например, я планирую вырасти и начать курить сигары. А замуж выходить не планирую… Надо обязательно запомнить, а то вдруг перепутаю или забуду, когда вырасту» (стр.77).

Учимся писать сочинение

· Составьте список вещей, которые вы не хотите забыть, когда станете взрослым. Попробуйте записать причины, по которым вы хотите запомнить эти вещи.

ИЗВИНЕНИЯ

Дискуссионный момент

· Как и почему Клементина и Маргарет извиняются друг перед другом?

· Какие извинения вы приносили кому-то в последнее время? Почему вам нужно было извиниться? Как были восприняты ваши извинения?

ДИЗАЙН ШЛЯПЫ

Клементина делает для Маргарет специальную шляпу, украшенную всем тем, что нравится Маргарет.

-5

Дискуссионный момент

· Чем бы вы украсили шляпу, чтобы подарить ее Клементине? Опишите каждый предмет, который вы бы поместили на шляпу, и расскажите, почему.

Активность

· Сделайте шляпу для кого-то из ваших знакомых, украсив ее всеми вещами, которые нравятся этому человеку.

· Составьте список предметов, которые вы использовали, с указанием причины, как это сделала Клементина со шляпой Маргарет (стр. 94-96).

ПОД КРОВАТЬЮ

-6

Клементина вычищает все из-под своей кровати, которую она называет «Черной дырой» (стр. 104)

Активность

· Что находится под вашей кроватью? (Или в шкафу, или в столе?) Вытащите все оттуда и составьте список всего, что вы нашли.

ГЛАЗАМИ МАРГАРЕТ

Дискуссионный момент

· Мы видим эту историю о «не очень хорошей неделе» Клементины с её точки зрения. Что же насчет Маргарет? Как вы думаете, что она чувствует по поводу всего, что произошло с Клементиной? Почему она позволяет Клементине продолжать «работать» над своими волосами?

Учимся писать сочинение

· Поставьте себя на место Маргарет и перескажите события недели с её точки зрения.

ДЛЯ ИСПОЛЬЗВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО

Когда британцы видят книги о Клементине, они тут же начинают напевать песенку «Моя дорогая Клементина».

Распечатайте текст народной песенки и устройте концерт – замечательный способ развития беглого чтения.

Чтобы услышать мелодию этой классической песни, зайдите на сайт kids.niehs.nih.gov/lyrics/clementine.htm

Текст песенки:

1. In a cavern, in a canyon, excavating for a mine,

Dwelt a miner, forty-niner, and his daughter Clementine.

ПРИПЕВ:

Oh my darling, oh my darling, oh my darling Clementine

Thou are lost and gone forever, dreadful sorry, Clementine.

2. Light she was, and like a fairy, and her shoes were number nine,

Herring boxes without topses, sandals were for Clementine.

3. Walking lightly as a fairy, though her shoes were number nine

Sometimes tripping, lightly skipping, lovely girl, my Clementine.

4. Drove she ducklings to the water, ev’ry morning just at nine,

Hit her foot against a splinter, fell into the foaming brine.

5. Ruby lips above the water, blowing bubbles soft and fine,

But alas, I was no swimmer, so I lost my Clementine.

6. In a churchyard near the canyon, where the myrtle doth entwine,

There grow rosies and some posies, fertilized by Clementine.

7. Then the miner, forty-niner, soon began to fret and pine,

Thought he oughter join his daughter, so he’s now with Clementine.

8. I’m so lonely, lost without her, wish I’d had a fishing line,

Which I might have cast about her, might have saved my Clementine.

9. In my dreams she still doth haunt me, robed in garments soaked with brine,

Then she rises from the waters, and I kiss my Clementine.

10. Listen fellers, heed the warning of this tragic tale of mine,

Artificial respiration could have saved my Clementine.

11. How I missed her, how I missed her, how I missed my Clementine,

But I kissed her little sister, and forgot my Clementine.

https://www.youtube.com/watch?v=zNHFU5ZjfLU – мультипликационный клип на песенку.

Ну а теперь можно приступать к чтению второй книги серии – «Клементина ищет таланты»!

#гид по книге