Биография Себастьяна Семятковски – миллиардера, основателя Klarna – самого дорогого финтех-стартапа Европы
“Моменты вдохновения мимолетны. Они хороши для истории, но их немного и они далеки друг от друга. Самое главное для меня – по-настоящему понять потребности клиентов и попытаться применить наши технологии для их удовлетворения. Конечно, это больше связано с ежедневной рутиной и постоянным стремлением реализовать нашу стратегию, чем с озарениями, но в стабильном поступательном движении вверх – наша сила.” (с) Себастьян Семятковски
“Я – Илон Маск в сфере розничного кредитования” – так говорит о себе молодой шведский предприниматель Себастьян Семятковски и ему есть чем гордиться. Если название компании становится глаголом – это говорит само за себя, как Google и google it. В Швеции, где больше половины онлайн-платежей идет через созданную им систему, есть глагол klarna’d – заплатить через Klarna. Молодой предприниматель, подобно своему кумиру, совершил революцию в мире онлайн-торговли. Его продукт стал тем инструментом, который принёс безопасность, удобство и легкость шопинга в интернете.
Надежда родителей
“Даже когда я делал гамбургеры в Burger King, всегда думал о том, как смогу немного облегчить жизнь людей. У моих родителей, поскольку они были иммигрантами, не было шанса реализовать свой потенциал в полной мере, я должен был сделать это за них.” (с) Себастьян Семятковски
Родители Себастьяна эмигрировали из Польши в Швецию в 1981-м. Они обосновались в старинном и очень красивом городе Уппсала. В том же году, 3-го октября, у пары родился сын – Себастьян. К сожалению, на новой родине их карьера не сложилась. Отец, агроном по профессии, работал таксистом, мама, художница, была вынуждена стать маляром. Из-за постоянной нехватки денег и стресса родители развелись, когда Себастьяну было восемь лет. И именно тогда, по его словам, мальчик понял, что деньги – ключ к решению большинства проблем.
Он и так отлично учился, а теперь всерьез заинтересовался экономикой – родители поощряли это увлечение и видели в ребенке воплощение собственной мечты о богатой и счастливой жизни. Школьник обожал читать биографии известных предпринимателей. Особенно его вдохновляли истории Ричарда Брэнсона, основателя Virgin Group, и Ингвара Кампрада, создателя IKEA. После уроков он вместе с приятелем, Николасом Адальбертом, работал в Burger King. Ребята жарили котлеты и мечтали о том, как откроют свой бизнес и разбогатеют. Николас вспоминает: “Я всегда был рациональным, а Себастьян эмоциональным. Он был дальновидным и строил планы, делал расчеты, а я знал, как воплотить их в жизнь и довести до конца.”
После окончания школы друзья взяли годичный перерыв в учебе и отправились в бюджетное путешествие по Европе и Америке – без перелетов, автостопом, с рюкзаками за спиной. До США они добрались на грузовом корабле. Свободное время, ограниченность в средствах помогали работе мысли и где-то посреди Атлантики у ребят начала выкристаллизовываться идея. Ничего вроде бы нового – “товары – почтой”. Вы платите только после получения посылки. А можно ли так работать с онлайн-магазинами? А будут ли они согласны, к примеру, получать оплату в рассрочку?
Себастьян и Николас вернулись домой и оба поступили в престижную Стокгольмскую школу экономики. Семятковски нашел подработку в отделе телефонных продаж крупной компании, но друзья не забыли о своем проекте, который пока носил рабочее название InvoiceMe. Среди однокурсников они нашли третьего партнера Виктора Якобсона и подали заявку на конкурс студенческих стартапов. Будущие бизнесмены рассчитывали на победу, но были разочарованы.
Создание и запуск Klarna
“Причина, по которой у нас получилось запустить Klarna и добиться успеха, заключалась в том, что мы работали на рынке, где дебетовые карты были гораздо более распространены, чем кредитные. Большинство людей, у которых есть кредитные карты, не задумываются о том, что если у вас есть только дебетовая карта и вы делаете покупки в интернете, то сталкиваетесь с рядом проблем, которых нет у держателя кредитной карты.” (с) Себастьян Семятковски
Идея “покупай сейчас – плати потом” очень проста: оплата в течение 30 дней после получения товара, возможность разбить счет на 4 беспроцентных выплаты или получить кредит от 6 до 36 месяцев с собственной проверкой кредитной истории, возврат покупки без оплаты. Компания зарабатывает за счет комиссионных, которые платит продавец. Схема показалась сдержанным шведским инвесторам слишком рискованной. Онлайн-торговля только развивалась и они сомневались, что владельцы магазинов и торговых марок согласятся на такие условия работы. Основатели Klarna получили вердикт жюри: “Забудьте, эта идея никогда не сработает, и продолжайте учиться.”
Стартаперов поддержала Джейн Валеруд – известный предприниматель и бизнес-ангел. Она посмотрела на проблему с другой стороны: в то время онлайн-шопинг считался довольно небезопасным, сложным и зачастую разочаровывающим предприятием. Если покупатели почувствуют себя защищенными, а для работы с Klarna достаточно только домашнего и электронного адреса, они начнут приобретать всё больше и больше товаров, продавцы тоже будут в выигрыше. Джейн вложила в Klarna $60 тыс. Она познакомила ребят с командой кодеров, которые должны были помочь написать программное обеспечение. Несмотря на то, что Себастьян, Ник и Виктор владели основными навыками программирования благодаря шведской программе “Компьютер – в каждую семью”, собственных знаний им не хватало.
Следующие шесть месяцев команда посвятила напряженной работе. Ребята договорились: если через полгода ничего не получится – они всё бросят и вернутся к учебе. Программисты разработали приложение, а Себастьян и его партнеры встречались с владельцами онлайн-магазинов. Молодые бизнесмены старались произвести впечатление, поэтому одевались солидно – в костюмы, заказали дорогие визитки. Они задавали коммерсантам вопрос, который никогда не приходил в голову банкирам – не против ли они подождать с оплатой? Оказалось, что большинство крайне заинтересовано в увеличении онлайн-продаж и готово рискнуть.
Первая покупка с использованием системы Klarna произошла 10 апреля 2005 года ровно в 11 часов 6 минут и 40 секунд – некто приобрел в рассрочку серию фантастических романов в книжном магазине Pocketklubben. Правда, радость запуска была омрачена уходом технической части команды, которая посчитала задание выполненным. Себастьяну пришлось учиться программировать, чтобы руководить работой приложения, разобраться во всех тонкостях и в дальнейшем правильно ставить задачи.
Быстрый успех и выход на международный рынок
“Раньше я не знал, что такое финтех, и не думал о Klarna как о финтех-стартапе. Кто-то сказал мне, что есть место под названием Кремниевая Долина. Я посмотрел его в Google Streetview, который тогда только что запустился. Подумал – интересно, вот здание какой-то Sequoia Capital.” (с) Себастьян Семятковски
Стартап оказался обреченным на успех. Сначала в родной Швеции, где люди практически не пользуются наличными – церкви принимают пожертвования по sms, а бездомные пользуются терминалами. В 2007-м инвестиционный фонд Investment AB Alesund заинтересовался Klarna. Он вложил в компанию $4,4 млн и это позволило ей расти – платежная система начала завоевывать Данию, Норвегию, Исландию, Финляндию, Нидерланды. Под руководством Себастьяна уже работало 120 человек – но родители по-прежнему ждали, когда же он возьмется за голову и закончит учебу. В этом же году Семятковски получил диплом магистра экономики и бизнеса.
В 2010-м на быстро развивающийся перспективный европейский проект обратили внимание из-за океана. Венчурный фонд Sequoia Capital направил в Стокгольм на разведку молодого сотрудника, шведа по происхождению, Криса Ольсена. На переговорах Себастьян старался не выдавать волнения, а по окончании решил выдержать трехдневную паузу, прежде чем поинтересоваться решением. Все эти дни он, по собственным словам, бил себя по рукам, чтобы не схватить телефон и не позвонить Ольсену.
Раздался долгожданный звонок, но на другом конце провода был не Крис, а сам Майкл Мориц. Руководитель Sequoia извинился, что не смог лично участвовать во встрече и сообщил, что фонд будет инвестировать в Klarna, а он лично займет место в совете директоров. Это было верное решение – финансовые итоги года показали увеличение прибыли на 80%. В 2011-м The Telegraph назвала компанию Семятковски одной из 100 самых многообещающих технологических фирм в Европе. Klarna привлекла $155 млн инвестиций и приобрела израильский стартап Analyzd, который специализировался на управлении рисками при онлайн-платежах. Через год штат компании составлял более 700 человек и она переехала в новый офис в центре Стокгольма. Но вскоре произошла неприятная история.
Klarna отправляет покупателям счета по электронной почте и у некоторых клиентов они попали в папку “Spam”. В итоге, довольно много людей просрочили выплаты и их долги автоматически ушли в коллекторские компании. В прессе поднялся страшный шум. Журналисты обвиняли Klarna в намеренном сговоре с целью получения большей прибыли. Потребовалось время, всё обаяние Себастьяна и его огромная сила убеждения, чтобы всех успокоить и объяснить, что произошла досадная ошибка, из-за которой сама фирма тоже пострадала.
В 2014-м Klarna начала работу в Великобритании и Германии, а через год в США. Пока развитие американского направления Себастьян считает главной задачей компании. В США действуют два представительства: в Колумбусе (штат Огайо) и в Нью-Йорке. Семятковски довольно равнодушен к "американской мечте" и считает, что Кремниевая Долина перенасыщена предложениями, а ее обитатели чересчур избалованы и привыкли, чуть что не по ним, увольняться и переходить к конкурентам. Бизнесмену такой подход не нравится. Его стиль управления – европейский: спокойная, стабильная, долговременная, нормированная работа и дружеские, почти семейные отношения в коллективе – никто не удивится, если вы уйдете пораньше или приведете с собой детей.
Семятковски и его партнеры несколько лет добивались получения банковской лицензии и в 2017-м наконец-то добились своего. Вскоре услугами Klarna пользовались уже 60 млн покупателей и 90 тыс. продавцов среди которых: Asos, H&M, Adidas, Nike, Zara, IKEA, Samsung, Michael Kors, TopShop. Платежная система стала серьезным соперником PayPal. В 2018-м и 2019-м она сознательно сдерживала рост прибыли, вкладывая деньги в развитие технологий и продвижение на американском рынке – например, сотрудничество с такими звездами, как певица и актриса Леди Гага и легендарный рэпер и инвестор Снуп Догг. Несмотря на это, эксперты оценили стоимость компании в $5,5 млрд и Klarna стала крупнейшим финтех-стартапом в Европе.
“Я искал возможность расширить свой портфель инвестиций в технологии в Европу и видел, как работает Klarna и как они бросают вызов статус-кво. Думаю, что это брак, заключенный на небесах.” (с) Снуп Догг
2020-й оправдал все затраты – из-за пандемии рост электронной коммерции стал бешеным. Социологические опросы показали, что за это время в США 75% потребителей перепробовали множество новых для себя онлайн-магазинов и брендов, экспериментировали с формами оплаты, а подавляющее большинство – 82% из тех, кто впервые делал покупки через интернет – продолжили совершать их и после отмены локдауна. Также у многих снизились доходы и платить в рассрочку оказалось удобно. Klarna приобрела новых партнеров: Aliexpress, Ralph Lauren, Groupon – всего 35 тыс. ритейлеров – и начала работать в Швейцарии, Испании и Бельгии. Летом этого года она привлекла $639 млн инвестиций и оценка компании достигла $45,6 млрд. Недавно Себастьян Семятковски объявил, что планирует в следующем году выход Klarna на рынок ценных бумаг.
Супруги и партнеры
“Я люблю думать о работе. Мне не нравится выключаться. Вы бы не стали просить Боно не думать о музыке, так почему же я должен перестать думать о бизнесе, когда я вдали от офиса? У меня не так много увлечений в жизни – я не играю в гольф или что-то в этом роде. Тем не менее, у меня есть семья, и когда я с детьми и женой, то выключаю телефон и на 100% участвую в их жизни.” (с) Себастьян Семятковски
Себастьян и Нина познакомились еще в Стокгольмской школе экономики, но тогда молодой человек не осмеливался даже подойти к симпатичной однокурснице. Только спустя несколько лет, когда им было по 28, на ежегодной вечеринке выпускников он решился заговорить с девушкой. Сейчас это одна из самых влиятельных и богатых пар в стране – настоящие знаменитости. Они поженились в Кении, живут в пригороде Стокгольма в старинном доме, о котором Нина мечтала с детства, и воспитывают троих детей.
Нина – талантливый маркетолог и разработала для Klarna ее необычную концепцию бренда. Она – известный “полевой фотограф” и снимает львов в естественной среде обитания – кенийском заповеднике Масаи Мара. В 2016-м прошла ее первая персональная выставка “Книга Леона”. Все доходы от мероприятия были перечислены в фонд защиты больших кошек – Panthera, также эту организацию поддерживает Себастьян и его благотворительный фонд. Нина – страстная защитница окружающей среды и в 2020-м запустила платформу для пожертвований Milkywire.
Личное состояние Семятковски – $2,2 млрд, но он и его семья живут как обычные представители среднего класса. Они отказываются от услуг охраны, на которых настаивает правление Klarna и друзья-соучредители. Больше всего супруги ценят свой покой и неприкосновенность частной жизни.
Себастьян не только руководит самой большой финтех-компанией Европы, но и занимается частными венчурными инвестициями. Среди проектов, которые он финансировал, популярное приложение Depop (нечто среднее между eBay и Instagram), Go Euro и TrueCaller. По его словам, богатство для него уже не так важно, как было когда-то в юности. Когда тебе исполнилось 40, самое время пересмотреть жизненные ценности и ориентиры. Предприниматель собирается "влиять" на мир, делая его лучше: богаче, безопаснее, спокойнее и счастливее – как в любимой Швеции. Возможно, прямо сейчас рождается новый визионер, и мы это увидим в ближайшем будущем.
Читайте также:
- Питер Андреас Тиль – самый противоречивый инвестор Кремниевой Долины
- Илон Маск: Я планирую полететь на Марс и сделать его своим домом
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем – установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи