Найти тему
1,7K подписчиков

Мальчик с волшебной палочкой. О скрытых смыслах и героях поттерианы

Фотоиллюстрация из свободного доступа в интернете.
Фотоиллюстрация из свободного доступа в интернете.

Прочитал Гарри Поттера - решил не отставать от креативного класса и наверстать упущенное.

Что сказать.. Во-первых, хочется отметить сбалансированность мышления мадам Роулинг - она хоть и пикируется с трансгендерами, но в создании своих миров достаточно гармонично сглаживает и соединяет обе ментальности - женскую и мужскую. Читать ее книги интересно разнополой и разновозрастной аудитории. Это благодаря интеллекту и эрудиции автора, не чуждого хорошему чувству юмора.

Она прекрасно знает половые и возрастные особенности своих героев, переживающих сложный период взросления и социализации, поэтому фальши в их изображении не чувствуется.

Во-вторых, неплохая и достаточно богатая сюжетная линия. Правда в последних книгах уже ощущается некоторая спешка и скомканность повествования. Видимо, сказался цейтнот в написании поттерианы, которая к тому времени уже экранизировалась в серии одноименных блокбастеров.

Фотоиллюстрация из свободного доступа в интернете.
Фотоиллюстрация из свободного доступа в интернете.

В-третьих, хороший психологизм и отсутствие явной заидеологизированности, чем грешат многие продукты современной масс-культуры. При этом британский уклад жизни, безусловно, наносит свой отпечаток, проявляясь, скажем, в расслоении фэнтезийного сообщества на элитарную часть - маги, и неволшебное простонародье - маглы (простецы).

Кто же главный герой книги? Формально, конечно, мальчик из чуланчика под лестницей - Гарри Поттер. Но вот именно что формально, поскольку этот персонаж изображается с плохо скрытой схематичностью, просто как несущая скрепа сюжета,

Неразлучная тройка поттерианы. Фотоиллюстрация из свободного доступа в интернете.
Неразлучная тройка поттерианы. Фотоиллюстрация из свободного доступа в интернете.

С гораздо большой глубиной и симпатией изображены второстепенные герои романов - Гермиона Грейнджер, девочка-вундеркинд, умница, и как позже выясняется, очень романтичная, тонко чувствующая натура. Она на голову выше своих товарищей из ученической тройки - Гарри Поттера и Рона Уизли. Может, сказалась гендерная солидарность, но образ этой героини выписан Роулинг с заметной любовью и мастерством.

И, пожалуй, самый главный, настоящий герой поттерианы - это профессор, принц-полукровка Северус Снегг.

Северус Снегг (Снейп в оригинальной транскрипции). Фотоиллюстрация из свободного доступа в интернете.
Северус Снегг (Снейп в оригинальной транскрипции). Фотоиллюстрация из свободного доступа в интернете.

Совершенно бесстрашный, гениальный маг, способный на огромную любовь и самопожертвование. На его фоне меркнут все остальные характеры. Герой-одиночка, самодостаточный и решительный. Управляющей своей жизнью и сознательно идущий на гибель, совершенно не заботясь о своей репутации и мнении общества, которое ему по сути безразлично. В общем, это какая-то квинтэссенция всех соответствующих архетипов европейской литературы - от Ницше и Байрона до Лермонтова.

Ну, и нельзя не упомянуть главного мага - Альбуса Дамблдора. Также сильная личность, но это рациональный тип личности, блестящий стратег и.. манипулятор. Конечно, он относится к числу "добрых волшебников", положительных героев, но гуманизм - это его личный рациональный выбор. Хотя вполне мог бы составить компанию своему юношескому другу - Гитлеру магического мира Геллерту Грин-де-Вальду. Но, к счастью для человечества - магов и маглов, Дамблдор решил встать на сторону добра. Это большое одолжение, сделанное им человеческой популяции.

Главные волшебники поттерианы - Волан-де-Морт и Дамблдор. Фотоиллюстрация из свободного доступа в интернете.
Главные волшебники поттерианы - Волан-де-Морт и Дамблдор. Фотоиллюстрация из свободного доступа в интернете.

А что же главный злодей, Имя-Которого-Нельзя-Называть? - спросите вы. Увы, он изображен расщепленной и слабой личностью, причем, буквально - его душа расчленена на крестражи. Которые Гарри Поттер и К* не без удовольствия уничтожают один за другим, под завершение фэнтезийной саги.

В общем-то, так оно и есть, ибо преступление - есть социальная девиация. Его проект ожидаемо заканчивается фатально, в силу глубоких внутренних дисфункций , отражающихся и во внешней деятельности главного злодея. Побеждает порядок и рассудок. Или, как сказал бы Чернышевский, разумный эгоизм - основа современного, набирающего популярность трансгуманизма.