Найти в Дзене
Sunny Blues

Лес Пол: «Я предложил им сделать непустотелую гитару. Я попытался им объяснить, что собираюсь поставить на неё звукосниматели»

Оглавление

Лес Пол давно уже является синонимом первых в мире цельнокорпусных электрогитар Gibson Les Paul, выпускаемых и поныне, и давно уже не только фирмой Gibson. Было время, когда он являлся одним из самых популярных и искусных электрогитаристов Америки.

Лес Пол на своем первом концерте после выхода на пенсию в середине 70-х, с гитарой, ставшей прототипом Les Paul, оснащенной микрофоном и знаменитой системой «Les Paulverizer».
Лес Пол на своем первом концерте после выхода на пенсию в середине 70-х, с гитарой, ставшей прототипом Les Paul, оснащенной микрофоном и знаменитой системой «Les Paulverizer».

9 июня 1915 года в городке Вокеше штата Висконсин родился Лестер Уильям Полсфус. Ещё очень маленьким мальчиком он слушал, как его мать играет на пианино, а сам он в это время сидел на кухне и дирижировал воображаемым оркестром из кастрюль и сковородок.

Его первым музыкальным инструментом стала губная гармошка, которую подарил ему рабочий, ремонтировавший улицу перед их домом. Был обеденный перерыв и этот человек играл на гармошке. Он заметил, как ребенок смотрит на него каждый раз, когда он выдувает звуки, и в конце концов отдал мальчику инструмент.

Когда Лестеру исполнилось 11 лет, ему подарили первую гитару - Troubador с плоской декой фирмы Sears and Roebuck. Поначалу он не мог даже дотянуться пальцами до всех струн, поэтому снял нижнюю ми. Большую часть свободного времени он проводил за изучением аккордов по учебнику.

В те времена гитара ещё не была столь актуальна в американской популярной музыке, как сейчас. Лидирующие позиции занимали тенор-банджо, пятиструнное банджо, укулеле, фортепиано, мандолина и скрипка. Однако Лестер каждый день посвящал музыкальным занятиям - он бесконечно репетировал и снимал на слух партии известных гитаристов.

Через год он уже играл на гитаре, аккомпанируя себе на губной гармошке, и потихоньку начал выступать с гитарой в разных местах Вокеша.

Лестер
Лестер

Его первое оплачиваемое выступление состоялось, когда ему было 13 лет, он сыграл с группой, которая называлась RED HOT RED. В 16 лет он отыграл свое первое радиошоу на канале WRJN в Расине штата Висконсин, а в 17 уже играл в Сент-Луисе в составе SUNNY JOE WOLVERTON'S RADIO BAND.

Gibson Les Paul  L-5, один из ранних Les Paul Лес Пола, «Log» 1981 года
Gibson Les Paul L-5, один из ранних Les Paul Лес Пола, «Log» 1981 года

В последующие годы он расширил свои отношения с музыкой и начал экспериментировать со способами усиления звука своей гитары. Его первые эксперименты, связанные с переделками гитары, относятся к 1934 году. Работая на радиостанции в Чикаго, он узнал, где находится мастерская по изготовлению гитар братьев Ларсон.

«Я пошел к ним и предложил им сделать гитару без эфов. Я попытался им объяснить, что собираюсь поставить на неё звукосниматели».

Но братьев Ларсон это никак не заинтересовало.

В конце 1930-х Полсфус переехал в Нью-Йорк и начал экспериментировать над созданием цельнокорпусной (не пустотелой) гитары. В этот период он играл на гитаре с PENNSYLVANIANS Фреда Уоринга, одним из самых популярных танцевальных оркестров того времени. В 1940-м, после сильного электрошока во время экспериментов в своей квартире в Квинсе, Пол был вынужден уйти из группы и во время прохождения реабилитации зарабатывал на жизнь сочинением музыки для радио.

В 1941-м он обратился к компании Epiphone с просьбой использовать их оборудование для изготовления «концептуальной» электрогитары, которую он описал как «…просто кусок дерева размером 4″ x 4″ со звукоснимателем и грифом Epiphone». Пол сотворил новую гитару за три воскресенья (чтобы не мешать основным рабочим) и назвал её «Dubbed» (бревно).

Вот как он вспоминает дебют инструмента перед зрителями: «Я взял его в таверну в Квинсе, и люди смотрели на меня, как на сумасшедшего. Звук-то был, но я быстро понял, что люди слушают и глазами тоже - то, на чем ты играешь, должно быть похоже на гитару, это должно быть им понятно».

«Ладно, я приделаю «крылья», сделаю бревно более похожим на гитару и посмотрю, будет ли это иметь какое-то значение».

Лес Пол, бревно и крылья

Лес Пол, бревно и крылья
Лес Пол, бревно и крылья
«Боже, они сошли с ума!»

Впоследствии Пол изготовил три подобных гитары, используя детали Epiphone. Первую из них он назвал «Тhe Сlunker» (драндулет) и максимально экспериментировал с ней. «Я размышлял, что хочу не только поставить звукосниматели, а собираюсь изменить и это, и то, и гитара стала экспериментом. А вот следующая, которую вы знаете, это лучшая чертова гитара из всех, что у меня есть».

Он укрепил корпус стальным стержнем 3/8 дюйма и сам намотал новые звукосниматели. В итоге получился очень удобный инструмент с хорошим звуком.

Во время Второй мировой войны Пол был призван в армию. Его оставили в Калифорнии, куда он переехал незадолго до этого.

Гитарист играл в военном оркестре Armed Forces Radio Service, а к 1943 году собрал трио, которое выступало вживую, на радио и записывалось на V-Disc (по специальному договору между правительством США и частными звукозаписывающими компаниями выпускались грампластинки для поднятия боевого духа военнослужащих).

В 1944-м он начал регулярно заменять Оскара Мура, играя вместе с Нэтом Кингом Коулом, Иллинойсом Жаке и другими звездами первых концертов из серии Jazz at the Philharmon, используя совершеннно новый подход к гитаре и необычные гармонии. Затем, в группе LES PAUL TRIO, он развил эти идеи, но с более тонким и более коммерческим подходом и с новым фирменным звуком гитары.

 LES PAUL TRIO, 1945
LES PAUL TRIO, 1945

Популярность трио росла, и группа стала постоянным участником популярного тогда радиошоу Бинга Кросби.

LES PAUL TRIO на шоу Бинга Кросби:

«У меня был Тhe Сlunker, я делал на нем записи у Бинга, а Гибсон сходил с ума», - вспоминал Пол. «Они сказали мне: «Мы дадим вам позолоченный L-5 и все, что вы хотите». И я сказал им: «Хорошо».

«Операции, которые я сделал над Тhe Сlunker, были серьезными. И так получилось, что на нем я записал How High The Moon, Bye Bye Blues, и ещё многое в этот период».

Пол вспоминает, как обратился к Гаю Харту из фирмы Gibson со своей идеей сконструировать цельнокорпусную электрогитару и в течение 10 лет пытался убедить компанию. В начале 50-х фирма Gibson наконец решила разработать свой первый монолитный корпус и попросила Пола внести свой вклад и своё имя.

Тед Маккарти, президент Gibson в то время, специально приехал, чтобы показать первую модель Полу и Мэри Форд, которые проводили отпуск в горах Пенсильвании. «Лес сыграл на ней, и его глаза загорелись», - вспоминал Маккарти. Вскоре после этого Лес Пол стал тезкой первой цельнокорпусной электрогитары Gibson, получив от фирмы дизайнерские привилегии на все разработки.

«Все, что касалось внешнего вида первого цельнокорпусного Gibson, обсуждалось с Морисом Берлином и мной», - рассказывает Пол. «И когда мы закончили, он спросил: «А какого цвета мы собираемся его сделать?» Недолго думая, потому что мне никогда не приходило в голову, что кто-то может это спросить, я сказал: «Золотого!» В комнате, кроме нас, находились ещё два человека: еще один менеджер и правая рука мистера Берлина, Марк Карлуччи. Этот парень сказал: «С этим цветом ужасно сложно работать». Но Морис Берлин согласился: «Окей, золотой».

Лес со своим оборудованием для записи. На переднем плане первый многодорожечный магнитофон Ampex. Гитара Лес Пола - это второй  Epiphone, со стальным стержнем, и намотанными им звукоснимателями. Плюс система вибрато. Усилитель Gibson EH-150.
Лес со своим оборудованием для записи. На переднем плане первый многодорожечный магнитофон Ampex. Гитара Лес Пола - это второй Epiphone, со стальным стержнем, и намотанными им звукоснимателями. Плюс система вибрато. Усилитель Gibson EH-150.

«Дальше они спросили: «А как насчет второй гитары?» Я сказал: «Черная». Они спросили, почему, и я ответил: «Мне нравится смотреть, как двигаются руки гитариста, а на чёрном фоне это хорошо будет видно».

«Берлин и я предложили корпуса из клена и красного дерева, но люди из Gibsoп сделали всё наоборот: черная гитара, более дорогая, была целиком из красного дерева, а дешевая гитара с кленовым верхом получилась по технологии дороже».

«Получив прототип, я обнаружил довольно много ошибок. Я сказал: «Почему бы вам просто не сделать их все из красного дерева с кленовым верхом?»

К 1946 году Пол каждую неделю делал девять «долгоиграющих» передач для радио NBC в Лос-Анджелесе, играя там джаз и поп. Однажды Гарри Брубек, программный директор радиостанции, спросил, знает ли он кого-нибудь, кто занимается музыкой в ​​другом стиле и подойдет для передач. Вспомнив дни со своими первыми группами, Пол предложил новое шоу. Для этого ему была нужна «певица-ковбой», и он спросил Джина Отри (который в то время работал на радио CBS), не знает ли он кого-нибудь. Отри предложил Полу послушать одну из трех вокалисток, певших у него.

Этой девушкой была Колин Саммерс, и когда Пол позвонил ей, она призналась, что уже давно является поклонницей его музыки. Итак, они начали работать над материалом для нового шоу.

Помимо своей репутации блестящего джаз-кантри-поп-гитариста, Пол также экспериментировал с наложением концертных треков и студийных треков, а также с изменением скорости воспроизведения. Одним из результатов этих его опытов стал инструментальный хит 1947 года Lover (When You’re Near Me), в котором Пол наложил восемь гитарных партий.

В январе 1948 года Пол и Саммерс, которой Пол дал сценический псевдоним Мэри Форд, ехали из Висконсина в Калифорнию, но по дороге через Оклахому попали в шторм. Пол, у которого была лихорадка, лежал на заднем сиденье, пока новообращенная Форд вела машину.

На эстакаде между Давенпортом и Чендлером машина врезалась в лед и рухнула с высоты шесть метров в овраг. Форд и Пол вылетели через тканевый верх кабриолета, а машина, перевернувшись, упала в реку. Транспорта на дороге практически не было, и их обнаружили только через несколько часов, и то только потому, что они повалили опору линии электропередач, и прибыла специальная бригады для поиска разрыва в линии.

Гитаристы о Лес Поле:

Билли Ф. Гиббонс (ZZ TOP):

«Именно благодаря Лесу мы можем делать то, что делаем. Есть прямая связь между его новаторским духом и рождением новых форм искусства, новых форм в индустрии развлечений, новых средств выражения. Многое было бы невозможно, если бы Лес не сделал то, что он сделал».

«Это как теория большого взрыва, примененная в прямом и переносном смысле к музыке. Никаких Les Paul, никакого электрического блюза, никакого рок-н-ролла, никаких ZZ TOP. Лес всегда был жизненной силой в музыке - столько, сколько мы себя помним».

Лес Пол и Билли:

Джон 5 (американский гитарист-виртуоз):

«Лес Пол подарил мне один из лучших дней в моей жизни. 2001 год. Я тогда был в туре, выступал у Оззи Осборна, на его Ozzfest в Нью-Йорке. Меня пригласили посмотреть, как Лес играет в Iridium. Джим Маршалл (культовый американский рок-фотограф - авт.) тоже должен был быть там, и я сказал себе: «Нет, я не могу пройти мимо этого».

В общем, когда я спустился со сцены, я направился в этот клуб. Я был все еще с размазанным гримом, поэтому выглядел несколько странно в элитном джаз-клубе и чувствовал себя от этого немного неловко. Но мне удалось встретиться с Лесом за кулисами до того, как он вышел на сцену, и мы немного поговорили».

«А потом я смотрел, как этот гениальный человек играет джазовые стандарты и старые песни, которых я не знал, и наслаждался каждой секундой этого концерта. Он выводил разных людей на сцену, представлял их. И они все знали эти джазовые стандарты, а я подумал: «О нет… Надеюсь, он не вытащит меня на сцену», потому что каждая песня, которую кто-то из них исполнял, была просто потрясающей, а он все равно советовал им продолжать практиковаться!

И вот примерно в середине сета Лес сказал в микрофон: «Сегодня вечером у нас тут необычный парень, которого зовут Джон 5. Давайте пригласим его сюда и посмотрим, что он умеет». Я чувствовал, что сейчас убегу, потому что я не знал ни одной песни. И что еще хуже, у меня был с собой телекастер. Первое, что он сказал мне, было: «О, ты играешь на Fender, да? Что вы хотите сыграть, молодой человек? И я сказал очень тихим голосом: «Как насчет блюза в ми?» Все были настроены скептически, видимо задаваясь вопросом, как скоро я уйду со сцены.

Я начал играть и очень нервничал, но, видимо, планеты сошлись и все получилось. Я играл лучше, чем когда-либо. А Лес просто остановился и смотрел на меня, и я думал: «Он собирается разорвать меня на части». Но когда я закончил, публика сошла с ума, а Лес сказал в микрофон. «Сынок, я играл со многими людьми, и меня нелегко удивить, но сегодня вечером ты меня удивил». Весь мир должен слышать, как ты играешь на гитаре».

Я поклонился - шутки ли! Мой отец умер за несколько дней до этого, и это был один из худших дней в моей жизни. Но тем вечером Лес подарил мне один из величайших дней в моей жизни. Замечательный человек!».

Лес Пол на сцене с Дель Кэшером  и Сканком Бакстером во время его вечеринки, посвящённой его 80-летию.
Лес Пол на сцене с Дель Кэшером и Сканком Бакстером во время его вечеринки, посвящённой его 80-летию.

Джо Бонамасса:

«Никто в современном музыкальном бизнесе не был бы там, где он сейчас есть, если бы не Лес Пол. Он изобрел технологии, которые двигали и двигают всех нас вперед. Я имел честь видеть Леса четыре раза в Iridium в Нью-Йорке. И это всегда было похоже на наблюдение за тем, как американская история разворачивается в реальном времени.

Мы - как нация - больше не производим таких людей, как Лес. Изобретатель, музыкальный гений, телеведущий, герой из грязи в князи и икона в одном лице. Для меня большая честь быть маленькой вспышкой на радаре в истории Леса. И я должен поблагодарить Леса и гитарную компанию Gibson за величайшие в мире гитары».

Слэш (GUNS'N ROSES):

«Исключительно талантливый человек, один из немногих людей, которые были в одном лице потрясающим музыкантом и потрясающим техником. Он использовал одно, чтобы помочь другому в уникальной комбинации, которая произвела революцию в музыкальной индустрии. Мне посчастливилось знать его, и мне посчастливилось играть с ним не один раз. Я всегда ценил его компанию и его дружбу».

Лес Пол и Слэш:

Гилби Кларк (GUNS'N ROSES):

«Раньше я постоянно ходил на концерты Леса в Нью-Йорке. Какое вдохновение он дарил - это было всегда интересно! Он помог создать лучшую гитару из когда-либо созданных - Gibson Les Paul. Это была первая гитара, которую я купил, и это гитара, которую я использую по сей день».

Гилби Кларк с Les Paul
Гилби Кларк с Les Paul

Пит Тауншенд (THE WHO):

«Я много раз встречал Леса Пола на различных музыкальных и благотворительных мероприятиях, и он был самым милым человеком, которого я когда-либо встречал. И он ни разу не упрекнул меня за то, что я разбиваю гитары».

Пит разбивает свой Les Paul
Пит разбивает свой Les Paul

Дон Фелдер (EAGLES):

«Лес Пол - самый влиятельный гитарист за последние 100 лет. Его вклад в мир музыки, как в музыкальном, так и в техническом плане, десятилетиями определял и продолжает определять современную музыку. Он создал профессиональные инструменты для музыкантов разных поколений и вдохновил миллионы людей помечтать о том, как они когда-нибудь приобретут гитару Les Paul».

Дон Фелдер и Les Paul
Дон Фелдер и Les Paul

Однако вернемся в овраг Оклахомы. Форд серьезно не пострадала в аварии, но Пол сломал ключицу, плечо, шесть ребер, несколько позвонков, сломал таз, повредил селезенку и разбил нос. И что наиболее печально для музыканта, он сломал правый локоть.

Встал вопрос об ампутации правой руки Пола - вполне нормальный способ лечения для того времени. Но один из врачей знал немного о его музыке и знал, что ему очень нужна эта рука. После двух операций Пол успешно прошел 18 месяцев реабилитации и восстановления.

Во время этого простоя он приобрел магнитофон Ampex у Бинга Кросби и добавив четвертую головку, он создал устройство, позволяющее делать наложения на запись. В декабре 1949 года Пол и Форд поженились, и вскоре после этого Пол придумал концепцию магнитофонной линии задержки. Эти трюки, наряду с его новаторским подходом к микрофонам для вокала, впервые были использованы в их хите 1950 года How High the Moon.

Пара записала серию хитов для лейбла Capitol Records, которые не только стали одними из самых популярных записей начала 50-х, но и установили стандарты современной на тот момент студийной записи, связанные с наложениями гитар и вокала. Хиты стали хитами во многом благодаря великолепному голосу Форд, гитарным эффектам Пола и отличному, по тому времени, качеству записи.

Вернувшись в музыку, он продолжил работу с джазовыми шоу на радио NBC, выступая в составе трио, в которое теперь входила и Форд. Их первое выступление было в Милуоки на открытии таверны зятем Пола. Он хотел сыграть еще один или два концерта в этом городе, и в поисках места для выступления проехал по Милуоки-авеню, обратив внимание на клуб с рекламой живой музыки.

«Я подошел к хозяину и сказал: «Я хотел бы сыграть в вашем клубе». А он ответил: «Я потерял много денег на подобных пробах». Тогда я сказал: «Но мы сыграем бесплатно». Он сказал: «Заходи!» Мы вошли, и через три месяца клуб выстроил помещение в несколько раз больше. Я сказал: «Мэри, я так и знал, что это сработает».

Помимо своего постоянно растущего статуса среди выступающих и записывающихся групп, Пол и Форд также были пионерами в области рекламы, начав с очень успешной радио- и печатной кампании для пива Rheingold Beer и достигнув кульминации с «Les Paul and Mary Ford At Home», телевизионной программой, созданной и спонсируемой Listerine, фирмой, производящей ополаскиватели для полости рта.

Программа транслировалась с 1953 по 1960 год непосредственно из их дома в северной части штата Нью-Джерси. В течение пяти минут каждый день они разыгрывали пародию, исполняли песню, а затем делали рекламную паузу для Listerine. После перерыва шоу возобновлялось второй песней, или чаще инструментальной пьесой в исполнении Леса. Каждое пятиминутное шоу транслировалось пять раз в будние дни, а звуковая часть каждого шоу транслировалась по радиосети NBC.

Гитарная стойка в домашней студии Лес Пола в  Нью-Джерси, 1977 год.  Gibson L-5, его первый Gibson Les Paul, Gibson L-style и инструмент, сделанный Лесом из алюминия и использовавшийся для записи Caravan и Brazil.  На фото сзади - Лес Пол.
Гитарная стойка в домашней студии Лес Пола в Нью-Джерси, 1977 год. Gibson L-5, его первый Gibson Les Paul, Gibson L-style и инструмент, сделанный Лесом из алюминия и использовавшийся для записи Caravan и Brazil. На фото сзади - Лес Пол.

В середине 50-х рок-н-ролл выходит на ведущие позиции в поп-музыке. Популярность Пола и Форда среди молодых слушателей начала снижаться, хотя Пол при этом оказал огромное влияние на следующее поколение гитаристов. Пара развелась в 1964 году, после чего Пол записывался на London Records, но затем ухудшение здоровья вынудило его взять на некоторое время отпуск.

В 1977 году Пол вновь вышел из тени в совместной работе с Четом Аткинсом. Chester and Lester получила премию Грэмми.

Затем он вновь заболел и перенес операцию на сердце.

Но к концу 80-х Лес Пол восстановился и вернулся к живым выступлениям, к тому же он регулярно записывался вплоть до 2005 года, когда он выпустил альбом Les Paul & Friends: American Made World Played, дважды удостоенный Грэмми, который был записан совместно с прославленными мастерами электрогитары, такими как Кит Ричардс, Бадди Гай, Билли Гиббонс, Джефф Бек, Эрик Клэптон и Джо Перри.

В 2008 году Зал славы рок-н-ролла целую неделю праздновал день рождения гитариста, кульминацией которого стало живое выступление самого Леса. И вплоть до своей смерти от воспаления лёгких в 2009 году, он продолжал давать два концерта в неделю в The Iridium Jazz Club в Нью-Йорке.

Полу было 94. И он единственный человек в мире, который состоит одновременно в американском Зале славы Грэмми, Зале славы рок-н-ролла, Национальном зале славы изобретателей и Национальном зале славы радиовещательных компаний.

Читать также: