Найти в Дзене
Осторожно – жизнь!

Почему-то стало жалко бездомных и попрошаек у магазина

Изображение из открытых источников без ограничений для использования
Изображение из открытых источников без ограничений для использования

Иду сегодня в ближайшую к дому Пятёрочку. Раньше у дверей нашего «Пятака» и в «шлюзовой камере» между раздвижными дверьми, где отстойник для тележек, стабильно отирались двое-трое уже примелькавшихся бедолаг, пустивших свою жизнь под откос. Хотя не мне судить, они ли виноваты в своём положении. Может, правда, человека так приложила судьба-злодейка, что ни встать, ни оправиться не смог после удара. И чёрные риелторы, и даже ушлые родственники могут вышвырнуть из единственного жилья; и приезжие среди них встречаются, потерявшие и работу, и документы, которых и дома тоже никто не ждёт уже. Всякое бывает.

Но речь не об этом. Ещё несколько лет назад, пока я сам активно не перешёл на оплату всего и вся картами, бывало ссыпал этим товарищам мелочишки – рублей по 20-40 пятачками, десяточками. Но пришло время, и кошелёк под наличку всё больше времени тоскливо проводит на полке, его почти полностью вытеснил со сцены смартфон с чипом NFC и мобильным банком на борту. Даже самые стойкие торгаши за «налик» с рынка уже обзавелись терминалами. В крайнем случае, вывешивают QR-код для быстрого перевода им стоимости покупки.

Изображение из открытых источников без ограничений для использования
Изображение из открытых источников без ограничений для использования

В общем, начал приходить за продуктами только со смартфоном. Первое время «неблагополучные» элементы ещё с надеждой подглядывали в мою сторону или спрашивали, на что мне оставалось разводить руками и пояснять, что, мол, не ношу кэша нынче. Не снимать же наличные специально для них. Через некоторое время перестали спрашивать. А ещё через полгода-год заметил, что они и вовсе пропали навсегда из магазина. Не только из ближайшего магазина такие «асоциальные элементы» пропали, разумеется. Такая тенденция повсеместно. И из метро пропали, и из подземных переходов. Причина понятна – подавать почти перестали, потому что наличные носить почти перестали. Редкие персонажи остались возле церквей разве что. Там понятно – велик контингент бабулек, которые по старинке часто носят наличку. Но где же теперь большинство этих пропащих бедолаг? Ушли в канализационные коллекторы? А на что питаются там? Переселились на свалки? Или просто сгинули в небытие, безжалостно раздавленные цифровым веком? Раньше, в 90-х, начале нулевых, помню, ходили байки про баснословные «заработки» попрошаек типа: «Помнишь, Витька-то кривой перед церковью всё побирался сидел? Так его на «Крузаке» видел художник наш без накладной бороды, да в приличной одежде. У художника память-то на черты лица хорошая». Или: «Да ты что?! Не подавай ты ему! Он в день больше тебя в месяц собирает!» Кануло это в лету безвозвратно. И хоть полностью наличные никто не отменит (чтобы коррупцию не усложнять), положение настоящих бездомных просящих серьёзно ухудшилось.

Ящики сборов денег для больных деток (такие обычно прозрачные, с прорезью для наличных, раньше часто встречались – в торговых центрах, на заправках и т.п.) тоже, кстати, постепенно исчезают. Но хотя бы в этой сфере они уходят не в небытие, а в безнал – и это хорошо.