Энрико Ферми сказал: «Первая страна, которая разработает реактор на быстрых нейтронах, получит конкурентное преимущество в использовании атомной энергии».
Известно, что в плане развития быстрых реакторов Россия имеет определенное преимущество.
Был период, когда впереди планеты всей была Франция. Ее быстрые реакторы Феникс и Суперфеникс воспринимались как фантастика, однако этим реакторам не очень повезло. Были и технические проблемы, и был даже выстрел по реактору из Мухи (РПГ-18 «Муха» — советская реактивная противотанковая граната). Был еще и проект Astrid. Но это тема отдельной статьи – следите за рекламой.
Сейчас к замыканию ядерного топливного цикла ближе всех Россия.
Ее быстрые энергетические реакторы – БН-600 и Бн-800 – единственные действующие в настоящее время в мире.
Есть еще проект БН-1200М. В прошлом году проект был одобрен Росатомом на высшем уровне и сейчас ведется подготовка к сооружению реактора. Это будет блок №5 на Белоярской АЭС. Но это не завтра.
Построить быстрый реактор – это дело не одного дня. Их начинают строить, когда есть уверенность в проектных характеристиках реактора, а для этого нужна многолетняя кропотливая работа по изучению процессов, проходящих внутри реактора, изучению материалов, которые будут подвергаться не только высоким температурам, но и воздействию радиации. Конструкторская и технологическая работа и т. д.
Так вот. Вся эта работа происходит не на бумаге.
В начале 50-х годов в мире стали сооружать критические стенды для моделирования физических процессов, происходящих в быстрых реакторах. Моделирование позволяло оптимизировать активные зоны, определить структуру процесса выжигания актинидов и тд.
Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского один из ведущих научно-исследовательских центров Росатома. Здесь были выдвинуты и реализованы идеи быстрых реакторов.
Первый критический (критический – означает реактор нулевой мощности) стенд БФС‑1 (быстрый физический стенд) был построен в ФЭИ в 1961 году, а в 1969 году был введен в эксплуатацию более крупный — БФС‑2.
ГНЦ РФ — ФЭИ располагает уникальной экспериментальной базой для исследования моделей быстрых реакторов. Все быстрые реакторы бывшего СССР моделировались на БФС-1 и БФС-2. Это исследовательский реактор ИБР БОР-60, реактор БН-350, БН-600, БН-800 и проектируемый БН-1200.
Фактически это основа создания в России двухкомпонентной ядерной энергетики с замкнутым топливным циклом.
На БФС-2 сейчас изучается реактор проекта ПРОРЫВ БРЕСТ-ОД-300. Именно этот проект призван продемонстрировать реальность замкнутого топливного цикла.
Стенд БФС-2 в настоящее время является самым большим критическим стендом в мире.
Размеры стенда позволяют осуществить полномасштабное моделирование активных зон быстрых реакторов мощностью до 3000 МВт.
На БФС-2 проводились эксперименты в рамках сотрудничества с Францией, США, Китаем, Республикой Корея, Японией, Индией.
ГНЦ РФ — ФЭИ открыт к международному сотрудничеству.
Удачи Росатому!
Если вам понравился материал, то оцените его и не забудьте подписаться на канал. Спасибо за внимание!
https://zen.yandex.ru/id/5ffb100597f80a7d5066acc9?lang=ru&clid=300