Найти тему
Александр Калетинкин

Быстрые физические стенды. Росатом лидирует!

Оглавление
Генеральный директор Росатома  Лихачев А.Е.
Генеральный директор Росатома Лихачев А.Е.

Энрико Ферми сказал: «Первая страна, которая разработает реактор на быстрых нейтронах, получит конкурентное преимущество в использовании атомной энергии».

Энрико Ферми
Энрико Ферми

Известно, что в плане развития быстрых реакторов Россия имеет определенное преимущество.

Был период, когда впереди планеты всей была Франция. Ее быстрые реакторы Феникс и Суперфеникс воспринимались как фантастика, однако этим реакторам не очень повезло. Были и технические проблемы, и был даже выстрел по реактору из Мухи (РПГ-18 «Муха» — советская реактивная противотанковая граната). Был еще и проект Astrid. Но это тема отдельной статьи – следите за рекламой.

Сейчас к замыканию ядерного топливного цикла ближе всех Россия.

Реакторы на быстрых нейтронах. Российский ПРОРЫВ. УДАЧИ!
Александр Калетинкин10 декабря 2021

Росатом замыкает ядерный топливный цикл
Александр Калетинкин10 декабря 2021

Ее быстрые энергетические реакторы – БН-600 и Бн-800 – единственные действующие в настоящее время в мире.

Есть еще проект БН-1200М. В прошлом году проект был одобрен Росатомом на высшем уровне и сейчас ведется подготовка к сооружению реактора. Это будет блок №5 на Белоярской АЭС. Но это не завтра.

Построить быстрый реактор – это дело не одного дня. Их начинают строить, когда есть уверенность в проектных характеристиках реактора, а для этого нужна многолетняя кропотливая работа по изучению процессов, проходящих внутри реактора, изучению материалов, которые будут подвергаться не только высоким температурам, но и воздействию радиации. Конструкторская и технологическая работа и т. д.

Так вот. Вся эта работа происходит не на бумаге.

В начале 50-х годов в мире стали сооружать критические стенды для моделирования физических процессов, происходящих в быстрых реакторах. Моделирование позволяло оптимизировать активные зоны, определить структуру процесса выжигания актинидов и тд.

БФС-2
БФС-2

Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского один из ведущих научно-исследовательских центров Росатома. Здесь были выдвинуты и реализованы идеи быстрых реакторов.

Первый критический (критический – означает реактор нулевой мощности) стенд БФС‑1 (быстрый физический стенд) был построен в ФЭИ в 1961 году, а в 1969 году был введен в эксплуатацию более крупный — БФС‑2.

ГНЦ РФ — ФЭИ располагает уникальной экспериментальной базой для исследования моделей быстрых реакторов. Все быстрые реакторы бывшего СССР моделировались на БФС-1 и БФС-2. Это исследовательский реактор ИБР БОР-60, реактор БН-350, БН-600, БН-800 и проектируемый БН-1200.

Фактически это основа создания в России двухкомпонентной ядерной энергетики с замкнутым топливным циклом.

На БФС-2 сейчас изучается реактор проекта ПРОРЫВ БРЕСТ-ОД-300. Именно этот проект призван продемонстрировать реальность замкнутого топливного цикла.

Научный руководитель проекта ПРОРЫВ   Адамов Е.О.
Научный руководитель проекта ПРОРЫВ Адамов Е.О.

Стенд БФС-2 в настоящее время является самым большим критическим стендом в мире.

Размеры стенда позволяют осуществить полномасштабное моделирование активных зон быстрых реакторов мощностью до 3000 МВт.

На БФС-2 проводились эксперименты в рамках сотрудничества с Францией, США, Китаем, Республикой Корея, Японией, Индией.

ГНЦ РФ — ФЭИ открыт к международному сотрудничеству.

Удачи Росатому!

Если вам понравился материал, то оцените его и не забудьте подписаться на канал. Спасибо за внимание!

https://zen.yandex.ru/id/5ffb100597f80a7d5066acc9?lang=ru&clid=300