Текст: Галина Мумрикова
Не скрою: я шла сюда с некоторой долей предубеждения, смешанного с любопытством. Частный музей – что это? Да еще и тайный. Мне, конечно, приходилось бывать в мастерских художников, где всегда была возможность увидеть то, что никогда не проявлялось ни на какой выставке.
В преддверии Нового 2022-го года Люся Чарская пригласила меня вместе с другими журналистами и художниками в музей на презентацию своего нового календаря. Такой намечался милый «предсочельник».
А мои «чудеса» начались уже в Нащокинском переулке, когда я подошла к дому номер 6. Этот доходный дом был построен в 1911-м году. Конечно, я зашла не в тот подъезд. Ну, почти как Илья Эренбург, который летом 1917-го навещал Бориса Пастернака. Пастернак проживал именно в этом доме в квартире 16. Вот что писал Эренбург о своем визите: “… Дверь внизу была заперта — я засиделся до двух. Я поискал швейцара, его не оказалось. Я пошел назад, но не смог разыскать квартиру, где жил Пастернак. Это был дом с переходами, коридорами и полуэтажами. Я понял, что мне не выбраться до утра и сел на ступеньку. Лестница была чугунная, под ногами копошилась ночь. Вдруг дверь раскрылась. Я увидел Пастернака. Ему не спалось. Он вышел погулять. Я просидел добрый час возле той самой квартиры, где он жил…” А в 1920-х здесь проживала сестра Сергея Эфрона Верочка. В общем, стены этого дома явно писательско-поэтические. А теперь еще и живописные…
Конечно, это необычный музей. Во-первых, потому что здесь еще и мастерская самой Люси Чарской, во-вторых, считается, что такого рода музей-мастерская своеобразный просветительский проект, поскольку здесь читают лекции искусствоведы Третьяковки, Пушкинского музея, сюда приходят по-настоящему свои люди. Короче: чужие здесь не ходят. Вот поэтому музей и назвали «тайным». От слова – тайна. Которая началась с момента, как Люся получила это помещение и начала ремонт. Не евроремонт, когда все выворачивают с потрохами и выбрасывают опять же все подряд, нет. Она тоже выбрасывала ненужное, но при этом каждая интересная вещь прошла через ее руки и… стала артефактом. Со своим прошлым, своей фактурой, заняв то самое только ей присущее место, когда создается впечатление, что именно здесь она всегда и стояла, лежала, висела.
Люся как заправский гид провела экскурсию по комнатам, рассказав некоторые истории. Например, про ангелов, кои как-то сами по себе явились и написались. Впрочем, мне страшно понравился ангел другой, стеклянный, полноправный член проекта «Новый Ангеларий», который затеял еще в 2007-м году Московский музей современного искусства. Его видно сразу, почти отовсюду, и, мне кажется, именно он охраняет все, что тут находится, ибо видится сильным и надежным, а отнюдь не хрупким.
В других комнатах обстановка при поверхностном взгляде может показаться неким перебором эклектики, но если разобраться попредметно, что называется, «поштучно», то понимаешь, что эклектики-то как раз и нет, а есть продуманно созданный интерьер, в который вписались самые простые вещи: графика в рамках, оставшихся от предыдущего хозяина, пианино, а на нем старый магнитофон, куклы, стеллаж, даже старый сейф. Нет никаких дизайнерских чудес и находок, а есть история вещей, которые «заговорить» могут, если к ним отнестись с уважением и пиететом. Они не кичатся своей стариной: ни старый большой самовар или чайник, ни канувшие в лету бухгалтерские счеты, ни керамика на стене, ни афиши прошедших выставок – они просто нашли нового хозяина, подружились с его окружением, картинами, холстами, рисунками, - одним словом, зажили дружной семьей, где каждый друг про друга знает все, но каждому друг с другом всегда интересно быть рядом.
… А в большой гостиной, где на кирпичной стене, увидев те самые московские монастыри, я поняла, наконец, почему эти картины такие квадратные и вряд ли приемлют другой формат. Ведь квадрат ассоциируется с такими добрыми и всесильными понятиями как земля и мудрость, искренность и честь, а также равенство и порядок, справедливость и мудрость. И все это есть на полотнах со старинными соборами и куполами, которые сами стали символами веры, иконками старой и новой Москвы, образчиками рукотворного зодчества, над которым порой чего только не творили – а они остались, сохранились, живут не сами по себе, а в большом мегаполисе и олицетворяют все добродетели, которых так порой не хватает. Не соседствуют – живут. «Архитектурные портреты» Люси Чарской можно узнать сразу, в какую бы экспозицию они ни попали, но в интерьере такого ласкового музейного и в то же время домашнего, мастерового пространства они особенно значительны.
Календарь нам показали, и удалось даже сфотографировать несколько месяцев, включая декабрь 2022-го. Это будет понедельник. Хороший день. Последний день года и начало новой недели. Да какая разница – какой день! Любой день станет хорошим, если есть ангелы-хранители, если есть каменные соборы, твердыня которых воплотилась в живописи, если есть такое тайное место, куда можно зайти и просто лишний раз поизучать пространство. И стать частичкой удивительной ауры, которой пронизано здесь все: каждый кирпичик, каждая ступенька, каждый большой или махонький предмет…
Из официальных источников: Люся Чарская — живописец, график и дизайнер, разносторонний портретист. Он – превосходный рисовальщик, ее любимые жанры - х «ню» и анималистика, пейзажи и натюрморты. Превосходный рисовальщик, Чарская работает в техниках акварели, пастели и темперы, выполняет книжные иллюстрации и театральные эскизы. Она выработала свою оригинальную художественную систему, сумела почувствовать и воплотить самобытные черты Москвы, отображенные в одноименной серии живописных полотен, имеющую огромный успех во многих столицах Европы. Опираясь на полученные знания академического рисования и живописи, художник является неутомимым экспериментатором. Люсю Чарскую можно назвать новатором на базе традиционализма.
#частный музей-мастерская Люси Чарской#
искусcтво#изобразительное искусство#музеи#
графика#выставки#монастыри Москвы#старая москва