Найти тему
InFocus

«ПРАВИЛЬНОГО ОХВАТА» НЕ СЛУЧИЛОСЬ

Прозвучавший в «забугорных» агитках беглого олигарха Мурата Аблязова призыв к «правильному охвату» протестующими всех крупных городов Казахстана, что  приведет к победе, на данный момент потерпел крах.

Между тем, отдадим себе трезвый отчет: ситуация с беспорядками и погромами в республике реально висела на волоске. Судя по первоначальной растерянности полиции и заметном ступоре внутренних войск, переворот имел шанс на удачу.  Тем более что на города двинулась многочисленная пассионарная молодежь из пригородов и сел, лишенная социальных лифтов, у которой нет социальных перспектив при нынешней власти, а, значит, ей нечего терять. К тому же деньги, «энергетики», наркота оказались неплохими «подъемными».  О том,  из-за чего начались первые митинги в Жанаозене (Новый Узень),   никто и не вспоминал.

По диагнозу политолога Артура Атаева «болезнь» назревала давно, но российские политкорректные комментаторы, зная о многих негативных процессах  развивающихся в Казахстане, проявляли интеллектуальную трусость и лицемерный пиетет к многолетнему правителю Казахстана и установленной им системе власти, обходя или замалчивая  все острые проблемы. Зато теперь упражняются в испытанной манере «мы предвидели». Даже пророссийского блогера вспомнили, Ермека Тайчибекова, которого недавно там посадили на десять лет.

Можно с уверенностью говорить: не было на том пространстве никакого влияния России, ни с «мягкой силой», ни с «жесткой», в приоритете находились исключительно экономические интересы. Потому что если хочешь действительно на что-то влиять —  формируй точки  влияния на общество, продвигай  своих людей в элиту, наращивай культурное взаимодействие и минимизируй влияние конкурирующих с тобой «центров силы». 15 тысяч НКО  в 19-ти миллионном Казахстане – это о многом говорит! А опыт Украины ничему не учит! К тому же полезно было бы еще разобраться, кто именно, чьи структуры  спонсируют «казахскую демократию» и «демократию» ли вообще — через эти НКО… Здесь могут вылезти наружу, кроме Турции, Китая, Великобритании, совсем неожиданные игроки… Надеюсь, подобный анализ еще впереди, без него не возникнет понимания реальной картины развивающихся на наших глазах событий.

Одно несомненно: на Западе давно смотрели на Казахстан, имеющий почти 7600-километровую границу с Россией, как на рычаг раскачивания нашей страны изнутри. Там уже неоднократно поднимался вопрос выдавливания  ее с Байконура и контроля над природными ресурсами КЗ, прежде всего,  крупнейшими в мире запасами урана. К тому же КЗ – это своеобразный геополитический ключ ко всей  Средней Азии.

Разделяю мысль политолога Петра Милосердова, отсидевшего почти два года в российской  тюрьме  «за подготовку государственного переворота в Казахстане», хотя, по мнению защиты, он всего лишь занимался там социологическими исследованиями. Милосердов пишет в ФБ: «Я ни минуты не верю в самоорганизацию «народных казахских масс». У казахов просто нет подобного опыта. Вообще никакого. Максимум, на что эти массы способны – это на участие в организованном погроме, как это было и в 1986-м году, когда местная элита решила показать зубы Москве.Все последние «эксцессы» типа «языковых патрулей» или избиения дунган были явно инспирированы «сверху». Думаю, что и у этих событий есть заказчики и организаторы (в т.ч. в среднем звене)».

-2

Что должно во всем этом кипящем казахском котле, прежде всего,  волновать Россию? Проблема русских в республике, которые никакой политической или экономической роли там не играют, на уровне власти являются людьми «второго сорта».  Более того, со вводом военного контингента ОДКБ  их рискуют прочно «записать» в «агенты Москвы» и, как пишет тот же П. Милосердов, в «полускрытые коллаборционисты».

Возможны ли какие-то договоренности о федерализационных процессах на фоне, будем надеяться,  предстоящих перемен в казахстанской власти? Есть большие сомнения на этот счет, хотя  многое, если не все, в этом вопросе будет зависеть от воли Москвы. Необходимо конституционное закрепление статуса русскоязычных территорий как автономий с правом выхода из Федерации, иначе, согласен с Милосердовым, мы «обрекаем русских на роль пожизненных заложников очередных «елбасы».

Русофобия на низовом уровне в Казахстане хоть и не отмечается, в некоторых изданиях республики уже есть признаки «клеймения колониального прошлого» и, по словам публициста Е. Фатеева, разыгрывается карта собственного Голодомора: «У него есть свое имя – Ашаршылык. У него есть свой день памяти – 31 мая. Очень активно на этой ниве работают американцы, проводя живые и онлайновые круглые столы»….

Казахское общество также  готовят к реабилитации своих доморощенных пособников фашизма  – казахов из гитлеровского «Туркестанского легиона», которым принято называть группу батальонов 1-го Восточно-мусульманского полка СС. В мае прошлого года президентом Токаевым была создана Комиссия по реабилитации жертв репрессий. Если судить по высказываниям её членов, то весьма скоро нас ожидает  реабилитация многих откровенных нацистов. Более того, не исключено, что за определение идеолога Туркестанского легиона Мустафы Шокая предателем можно будет получить срок.

Казахстан последовательно переходит на латинский алфавит, о чём пока только мечтают украинские нацисты. И это будет огромное поражение кириллического мира, который русские так и не решаются активно защищать.

-3

Как и многие здесь, в России, казахские элиты – вахтовики!  Они хранят наворованное богатство в других местах, обретаются в Лондоне, Дубайе, Стамбуле. И это учитывая факт, что стратегические отрасли экономики Казахстана управляются иностранцами.  По словам уже цитированного Е. Фатеева, Казахстан мечется между такими геополитическими монстрами, как «Россия, коллективный Запад и Китай. Кроме того, на ярмарку или скорее в бордель казахстанской многовекторности заглядывает и такой пост-имперский стервятник, как Турция с её проектом Великого Турана».

Соглашусь со многими писавшими о Казахстане — на наших глазах, при нашем попустительстве, у нас под боком «строится новая Антироссия, настоящий цивилизационный Другой, который, несомненно,  станет новой точкой напряженности».  Что особенно опасно в ситуации неопределенности с Афганистаном, где активно развивается чуждый России,  идеологически заряженный проект. Итак, Украина, Молдова, Грузия, Прибалтика…Теперь Казахстан… Россия — внутри раскаленного периметра. Ход за нами.

Фото: «Коммерсант»

Рустем Джангужа

Читайте больше материалов на нашем сайте