Найти тему
Максим Бутин

674. ПЛАТОНИЗМ И МАРКСИЗМ…

1. Структура мировоззрения платонизма представима как иерархия пяти категорий.

1.1. Единое, или Благо.

1.2. Числа, или Боги.

1.3. Идеи, или Бытие.

1.4. Космос, или Середина.

1.5. Материя, или Ничто.

2. Структура мировоззрения марксизма представима как соотношение двух категорий.

2.1. Бытие.

2.2. Сознание.

3. Сравнение мировоззрений возможно лишь в сравнимых областях. Ноги человека, носящего обувь, и человека, ходящего босым, нельзя сравнивать по носимой ими обуви или по цвету галстука на их шеях, ибо придётся сравнивать наличие с отсутствием и не то с не тем. Но можно сравнить ступни недеформированные и с сохранившимся подъёмом у носящего нормальную обувь с супинаторами — с одной стороны, с растоптанными и плоскими ступнями без подъёма у босоходящего — с другой. Поэтому в нашем случае сравнимы лишь идея, космос и материя со стороны платонизма, а бытие и сознание — со стороны марксизма.

4. Полнота бытия, идея, может быть релевантно противопоставлена лишь полноте ничто, или материи. Полнота бытия стола, идея стола — материи стола, полноте ничто стола. Соединение идеи и материи даёт вещь космос, а соединение идеи стола и материи стола такую вещь, как стол. От конкретного (1) вот этого обеденного стола можно восходить к (2) полноте бытия этого обеденного стола, (3) обеденных столов вообще, (4) столов вообще, (5) бытия вообще. Но можно и нисходить к (1) материи этого стола (возможности получить из этих материалов этот стол) и к (2) материи вообще (ничто, как возможности всякой вещи). Стол с инкрустированной столешницей и резными ножками являет собой большее присутствие идеи, чем стол в виде дверного полотна, положенного на патронный ящик. Это и понятно: инкрустированный стол — изделие более трудоёмкое и тщательное, с более высокой степенью передела материи идеей и, вследствие этого, с большим присутствием идеи в составе готового стола, не впустую же она трудилась над переделом и воплощением себя в материале.

5. Бытие в марксизме — это реальный процесс жизни людей, понимаемый как (1) материальное производство средств жизни и (2) материальное же производство будущих материальных производителей — половое размножение людей методами (2.1.) осеменения, (2.2.) беременности и последующего (2.3.) деторождения.

Следствиями увеличенного размножения людей, превышающего естественную убыль населения, оказываются (1) необходимость общения для совместного материального производства; (2) язык, звучно повторяющий реалии материального производства для пояснения отдалённым его участникам (например, детям) деталей этого производства; (3) сознание для уяснения процесса материального производства в целом и деталях в целях его дальнейшего усложнения или упрощения для увеличения эффективности и, в конечном счёте, увеличения выхода продуктов производства, необходимых для удовлетворения нужд увеличивающегося населения.

6. Говоря платонически, подлинные марксисты заняты своим участком космоса, считают этот участок всем космосом (сознание марксистов строго совпадает с горизонтом их событий) и изменяют этот участок, с помощью подходящих идей, для удовлетворения своих нужд. Нет бытия вообще, есть лишь бытие этих людей как область преобразования этого участка космоса. И нет сознания вообще, есть лишь сознание этих людей, занятых материальным производством, лишь которое в сознании этих людей и проявляется, пусть и многообразно.

Марксизм есть (1) коллективный (2) вульгарный (3) эмпирический (4) субъективный (5) материализм.

6. Говоря марксистски, подлинные платоники есть жертвы сложившегося разделения труда на труд умственный и труд физический, после какового разделения умственный труд получил свободу фантазии, полноту иллюзии на свой счёт и, как следствие, способность к ненужным завихрастым обобщениям. Но вся система платонизма всё равно может быть объяснена как (1) обобщённый нарост на античном способе производства материальных благ и производства людей, их потребляющих; и как (2) детальные следствия из деталей этого способа производства. Чем менее, по естественным причинам невозможности таких строгих детерминаций, это делается, тем более звучно это провозглашается.

Платонизм есть ядовитое испарение античного рабского и ремесленного производства. Испарение, пытающееся оправдать устройство и функционирование испарителя как вечного блага.

7. Платонизму, свободно оперирующему идеей, материей и их синтезом в вещи, легко понять и оценить марксистское учение об определении материальным базисом идеологических надстроек. Тоже мне учение! Марксизму, принципиально (1) эмпирическому, (2) коллективистическому, (3) эгоистическому, (4) солипсическому, (5) вульгарному (6) активизму (бытие в марксизме есть активный процесс производства) понять платонизм в целом никак не дано. Понять, и то лишь до известной степени, соотношение идеи и материи марксизм может, но он будет критиковать эти категории как ненужные и излишние обобщения праздного человеческого сознания, именно человеческого и эмпирического сознания Платона, ибо объективное бытие идеи для марксизма совершенно неприемлемо.

8. Такие характеристики друг друга получаются из мировоззренческих структур платонизма и марксизма. Платонику приятно сознавать, что они от людей с обеих сторон не зависят, хотя именно людьми и даются. Марксистская же реакция должна быть такой: ещё сильнее сплотить ряды вокруг станков, ещё шибче совершенствовать производство, чтобы таких злобных и негативных характеристик впредь производственным процессом не порождалось; а автора именно этой — поймать, связать старыми, уже негодными, приводными ремнями да примерно озорника и наказать. Чтобы впредь озоровать было неповадно!

2016.01.10.