Найти тему
НЭБ

Колымские лагеря: жизнь и смерть

«Колымские рассказы» — это цикл пронзительных и страшных очерков, описывающих жизнь заключенных в советских трудовых лагерях. В его основу лег трагический опыт автора. Варлам Шаламов 16 лет провел в лагерях и описал увиденное не как сочинитель, а как строгий документалист, не склонный романтизировать жизнь на Колыме. «Лагерь — это место, куда человеку лучше не попадать ни на минуту, никаких положительных аспектов это не несет, никакой пользы для души оттуда извлечь нельзя», — писал Шаламов Александру Солженицыну.

При жизни писателя ни один из «Колымских рассказов» не был «обнародован» в России. Их брались печатать только эмигрантские журналы и европейские издатели. Из-за публикаций за рубежом Варлама Шаламова на родине подвергли жестокой критике, вследствие чего в 1972 году писатель отрекся от них, считая, что рассказы о сталинских лагерях должны быть напечатаны только в России. Первое полное российское издание «Колымских рассказов» вышло в 1989 году.

Лагерь ГУЛАГа на Колыме
Лагерь ГУЛАГа на Колыме

Варлам Шаламов родился в 1907 году в семье священника. В юности он был убеждённым большевиком, но отклонялся от генеральной линии партии — и в 1929 году был впервые арестован и получил три года лагерей за связь с так называемой левой оппозицией. По возвращении в Москву Шаламов начинает писать рассказы и стихотворения, но в 1937 году вновь оказывается арестован и получает второй, а затем и третий срок. В общей сложности он провёл в лагерях более 15 лет. Писатель возвращается из заключения в середине 1950-х и начинает работать над «Колымскими рассказами». Ни один из них при жизни автора не был опубликован на родине. Последние годы жизни Шаламов проводит в доме престарелых, почти потеряв зрение и слух.

Работу над «Колымскими рассказами» Шаламов начал вскоре после возвращения с Колымы, где после освобождения писатель вынужден был провести ещё три года. Шаламов начал писать рассказы в 1954 году, работая мастером на торфоразработках в Калининской области, и продолжил уже в Москве, куда смог вернуться после реабилитации в 1956 году. «Колымские рассказы» — первый сборник цикла — завершены в 1962 году. К этому времени писатель уже работает внештатным корреспондентом журнала «Москва», стихи из его объёмных «Колымских тетрадей» публикуются в «Знамени», а в 1961 году выходит первый стихотворный сборник «Огниво».

1. Обложка книги «Колымские рассказы», изданная в Лондоне, Оverseas Publ. Interchange, 1978. 2. Варлам Шаламов, 1956 г. 3. Современная обложка книги «Колымские рассказы»
1. Обложка книги «Колымские рассказы», изданная в Лондоне, Оverseas Publ. Interchange, 1978. 2. Варлам Шаламов, 1956 г. 3. Современная обложка книги «Колымские рассказы»

Подобно философу Теодору Адорно, говорившему, что нельзя писать стихи после Освенцима, Шаламов не верил в возможность художественной литературы после Колымы: там человек сталкивается с условиями невозможными и непредставимыми, перед ними блекнет любой вымысел. «Сегодняшний читатель спорит только с документом и убеждается только документом», — писал Шаламов. Однако собственные его рассказы — явление именно художественное. Шаламов ищет слова для такого человеческого опыта, который никогда не был описан в литературе, пишет документальную прозу о реальности, которая оказывается фантастичнее любой антиутопии.

Заключенный на золотоносном прииске. Севвостлаг, 1938 год
Заключенный на золотоносном прииске. Севвостлаг, 1938 год

Писательница Фрида Вигдорова, прочитав «Колымские рассказы» в самиздате, писала о них автору: «Они самые жестокие из всех, которые я читала. Самые горькие и беспощадные. Там люди без прошлого, без биографии, без воспоминаний. Там говорится, что беда не объединяет людей, человек думает только о том, чтоб выжить. Но почему же закрываешь рукопись с верой в честь, добро, человеческое достоинство?» Шаламов отвечал на это: «Я пытался посмотреть на своих героев со стороны. Мне кажется, дело тут в силе душевного сопротивления тем силам зла, в той великой нравственной пробе, которая неожиданно, случайно для автора и его героев оказывается положительной пробой». В этой великой пробе, как писал он в заметке «Что я видел и понял в лагере», Шаламов оказался крепче, чем сам ожидал: «Никого не продал, никого не послал на смерть, на срок, ни на кого не написал доноса».

1. Эмблема «Дальстроя». 2. Золоторудный карьер на Колыме. 1941-1944 годы
1. Эмблема «Дальстроя». 2. Золоторудный карьер на Колыме. 1941-1944 годы

Персонажи автора зачастую невымышленные люди: Шаламов утверждал, что все убийцы в его рассказах названы настоящими именами. Сложнее обстоит дело с жертвами. Хотя Шаламов описывает реальные события, которые происходили с ним или которым он был свидетелем, герои в этих эпизодах как будто произвольные.

«В моих рассказах нет сюжета, нет так называемых характеров. На чём они держатся? На информации о редко наблюдаемом состоянии души…» — писал Шаламов. Он выжил случайно и говорит из братской могилы от имени всех погибших, описывает не биографию конкретного человека, а коллективную память, хотя и использует при этом реальные воспоминания. Поэтому повествование у него ведётся то от первого лица, то в третьем; рассказчика зовут то Андреев, то Голубев, то Крист, а одни и те же ситуации, видоизменяясь, кочуют из рассказа в рассказ.

1. Рукописи Шаламова. Рассказ «Шоковая терапия». 2. Фотография экспозиции музея памяти жертв политических репрессий «Колымские лагеря»
1. Рукописи Шаламова. Рассказ «Шоковая терапия». 2. Фотография экспозиции музея памяти жертв политических репрессий «Колымские лагеря»

Шаламов прямым текстом в своих произведениях утверждал, что на Колыме невозможна доброта: «Все человеческие чувства — любовь, дружба, зависть, человеколюбие, милосердие, жажда славы, честность — ушли от нас с тем мясом, которого мы лишились за время своего продолжительного голодания». Но внимательное чтение «Колымских рассказов» этого не подтверждает. Напротив, в центре многих рассказов стоят именно акты человеческой доброты. Они ещё ярче закрепляются в памяти именно на фоне окружающего ада — но, по мысли Шаламова, на них нельзя рассчитывать ни в других, ни в себе, нет никакого гарантированного способа сохранить в себе добросердечие, всякий попавший в ГУЛАГ должен прежде всего оставить надежду.

1. Типовая схема управления производственным объектом «Дальстроя». 2. Строительство трассы на Колыме
1. Типовая схема управления производственным объектом «Дальстроя». 2. Строительство трассы на Колыме

«Природа на Севере не безразлична, не равнодушна — она в сговоре с теми, кто послал нас сюда». Северная природа красива, но Шаламов не любуется пейзажем; зато он везде пишет про мороз, который пробирает до костей и даже хуже голода. В рассказе «Плотники» герой притворяется, что владеет ремеслом, чтобы попасть с общих работ в мастерскую, — он знает, что скоро будет разоблачён, но даже два дня в тепле становятся вопросом выживания: «Послезавтра мороз упал сразу до тридцати градусов — зима уже кончилась».

Человек, замечает Шаламов, умудряется жить в условиях, в которых лошади не протягивают и месяца. Не благодаря надежде (её нет), а только благодаря физической цепкости: «Человек стал человеком не потому, что он божье создание, и не потому, что у него удивительный большой палец на каждой руке. А потому, что он был физически крепче, выносливее всех животных, а позднее потому, что заставил своё духовное начало успешно служить началу физическому».

Иллюстрация к книге В. Шаламова «Колымские рассказы»
Иллюстрация к книге В. Шаламова «Колымские рассказы»

«Колымские рассказы» — безжалостное и талантливое свидетельство обстоятельств, в которых человек перестаёт быть человеком. Возможно, лучшая художественная проза о ГУЛАГе…

Почаще читайте и перечитывайте книги, используя портал НЭБ и мобильное приложение «НЭБ Свет». Это интересно! А еще — это не скучно! Надеемся, что и сайт, и приложение вам понравятся и станут вашими верными и незаменимыми помощниками. Ведь это не просто компактные библиотеки, но ваши путеводители и консультанты в литературе, музыке, киноискусстве.