Современные родители, особенно старше 40, часто возмущаются и негодуют при виде своего ребёнка, неотрывно проводящего перед экраном буквально каждую свободную минуту, будь то семейный ужин или другой момент, когда родители ожидают от него вовлечённости и внимания. Следует рассматривать причины, а не следствия - разберём самые распространённые и поверхностные случаи, и попробуем понять проблему с точки зрения самого ребёнка.
1. Ребёнок не заинтересован в окружающей его ситуации.
Представьте, что вы в очередной раз выбрались на некое семейное торжество: юбилей Тёти Наташи, новоселье Ивановых, свадьба двоюродной сестры - словом, стандартное празднество, которое для родителей является абсолютно нормальным, привычным и интересным. Но чем заняты подростки, если их всё-таки удаётся вытащить на такое событие? (Стоит ли "тащить" ребёнка практически против его воли - вопрос ещё более острый)
Чаще всего подростки в таких ситуациях сливаются с интерьером: прирастают к креслу где-то в углу, садятся за столом, безучастно глядя в небольшой экран, полностью игнорируя "взрослые разговоры", иногда односложно отвечая на вопросы родственников, активно интересующихся личной жизнью молодого представителя семейства или его успехами в учёбе (чаще всего интерес к личности ребёнка на этом кончается, хоть и трудно винить в этом совсем уж дальних родственников).
Здесь мы приходим к первому моменту - подростки мало вовлечены в разговоры значительно более взрослых людей, обсуждающих злободневные темы, связанные с работами, машинами и прочими повседневными вопросами, которые объективно не выдерживают конкуренции с яркими весёлыми тиктоками или мемами из ленты в Инстаграм. Сложно винить в этом ребёнка - на то ему и дано детство, чтобы получать яркие эмоции и радоваться жизни, а не утопать в повседневной рутине, которая актуальна для родителей.
Поймите, у ребёнка ещё не скоро появится своя машина, свой дом со счетами за ЖКХ и ненавистная работа - у вас только 2 варианта поведения в этой ситуации.
Первый - просто дайте ребёнку спокойно провести время, не поддевайте его, укоряя в том, что он "уставился в свой телефон" (и уж тем более не давите, угрожая его отобрать, кроме раздражения, непринятия и злобы вы ничего не взрастите таким путём). Возможно, он и вовсе почувствует, что на него не оказывают давления, пытаясь выдавить хоть пару лишних слов, и сам включится в проскочившую в разговоре интересную тему.
Второй путь более сложен и трудоёмок, но гораздо более плодотворен, он будет актуален скорее для событий в узком семейном кругу. Вам нужно самому пойти навстречу ребёнку - чуть приоткрыть для себя этот культурный железный занавес, который разделяет вас от собственного ребёнка, нужно попробовать хотя бы поверхностно вникнуть в актуальные для подростков темы, чтобы иметь хотя бы приблизительное представление о том, что действительно интересно вашему чаду. Можно лишь приоткрыть для себя какую-то тему, чтобы затем в комфортной обстановке попросить ребёнка рассказать о ней - конечно, вам не всё будет понятно, но тем интереснее, ведь это новая почва для интересной беседы. Главное, чтобы ваш интерес был искренним и ненавязчивым - ребёнку будет крайне приятно почувствовать ваш интерес к его миру.
2. Ребёнок не знает других способов проводить досуг. "Почитай книгу", "Сделай уборку", "Пойди погуляй".
Из раза в раз мы пытаемся "расшевелить" ребёнка, припавшего к экрану смартфона на долгие часы. Но почему ребёнок продолжает возвращаться к смартфону? Почему его не устраивают варианты, которые ему предлагают родители? Ведь прогулка или чтение могут быть несравнимо увлекательнее пролистывания лент в тиктоке или Инстаграме.
Да, бесспорно - существует огромное множество видов деятельности за пределами телефона, которые могли бы искренне увлечь ребёнка, но существует ряд препятствий, которые необходимо помочь преодолеть ребёнку, чтобы тот нашёл для себя новые занятия. Один из них - отсутствие поддержки на этапе знакомства с новым видом досуга.
Подросток редко способен сознательно искать и открывать новые способы провести время - он не взрослый человек, который осознал потребность в новых впечатлениях и решил заняться скалолазанием. Если родитель хочет, чтобы ребёнок читал, он должен, во-первых, сам читать в свободное время, подавая непосредственный пример для поведения, ведь именно с родителей дети в первую очередь копируют модели поведения(иначе чего, собственно, требовать от ребёнка), а во-вторых, непосредственно помогать ребёнку осваивать новый для него досуг.
Продолжим пример с чтением, хотя модель будет актуальна для любого вида деятельности. Нельзя просто дать книгу ребёнку, только научившемуся читать, или ребёнку, никогда раньше не имевшему привычки к чтению, и полагать, что в нём теперь внезапно откроется скрытый доселе интерес, и роль родителя в этой ситуации вполне выполнена.
Если речь идёт о ребёнке дошкольного возраста или возраста начальной школы - садитесь читать вместе с ним. Если ваше стремление - научить его читать, чтобы он мог получать от чтения удовольствие, а не просто запихнуть ему в голову, что книги делают человека умнее, поэтому читай, иначе ты глупый неуч, за которого мне стыдно - если вы допускаете подобные формулировки, вам стоит серьёзно задуматься.
Так вот, если вы сами обладаете любовью к чтению, скорее всего, вам не составит труда вызвать тот же энтузиазм в ребёнке - чтение вслух, последующее интересное обсуждение, разговоры, дальнейшие разговоры о прочитанном, всё это будет для вас органично, вы сами будете получать удовольствие и контакт с вашим ребёнком.
Если же вы сами крайне редко предпочитаете чтение - может быть, не стоит требовать от ребёнка интереса к книгам просто ради собственного чувства удовлетворения и возможности похвастаться перед родственниками? Разве это важнее психологического здоровья ребёнка, которым вы рискуете, оказывая на него лишнее давление? Почему не помочь ему освоить что-то, чем вы сами искренне увлекаетесь? Спорт, техника, садоводство, главное здесь - ваш интерес и открытость к ребёнку, желание сделать его жизнь счастливее и разнообразнее не путём сухого принуждения, а с помощью искреннего желания помочь.
3. Не всегда есть силы для чего-то более трудозатратного, чем пролистывание ленты в социальных сетях.
Поколение родителей, возвращаясь с работы, зачастую сами оккупирую диваны, кровати, кресла и прочие поверхности, погружаясь в собственные смартфоны или телевизоры - два этих прибора мало чем отличаются в вопросах поглощения вашего свободного времени. И у родителей не возникает внутреннего конфликта, не возникает противоречия - разве ребёнок не может просто устать?
Учёба может отбирать у детей не меньше сил, чем работа у их родителей - а если учитывать всех репетиторов, кружки и секции, можно для сравнения сложить время, которое ребёнок тратит на все эти активности, и понять, что сил у него к вечеру остаётся зачастую не больше, чем у старших. Не оказывайте лишнее давление на ребёнка, если вечером он лежит в своей комнате, а не бежит строить снеговиков на улицу - он тоже устаёт, он такой же человек, как и вы, просто меньше.