Доброго времени суток, уважаемые читатели!
Не возьмусь судить за все регионы нашей необъятной страны, но у нас эта зима выдалась очень снежной. Уже с середины ноября город оказался завален пушистым белым снегом. Зима пришла как всегда неожиданно, в тот момент, когда после ноябрьских заморозков все очевидно ожидали апрельскую оттепель…
Снежная зима всегда несёт для школы целую череду проблем. Во-первых, это чистка снега на школьной территории – ресурса одного дворника, прозванного у нас «сталинским соколом» и занимающим по совместительству пост председателя ТСЖ соседнего дома, во дворе которого он преимущественно и занят большую часть рабочего времени, категорически не хватает, а потому единственный верный способ пробираться через сугробы – это следовать протоптанными тропами, не давая снегу их заметать. Нас, тружеников педагогического фронта, тоже часто привлекали к уборке снега. С этими зимними приключениями в моей практике было связано несколько довольно забавных эпизодов.
Помнится мне, а было это лет 10, а то и 12 назад, как ко мне в кладовую при кабинете труда, где я спокойно наслаждался горячим чаем с пряниками, заглянул наш школьный корифей, завуч, а по совместительству местный муниципальный депутат, суммарно отбывший на посту 5 сроков – Иван Иванович Мохов. «Друг мой, даю тебе установку: надо почистить снег с козырька над школьным крыльцом! В срочном порядке!». Ну надо, так надо – помимо своей должности трудовика, я ведь так же был на ставке рабочего по обслуживанию здания, поэтому к подобным поручениям относился терпимо. Вместе с моим другом – учителем английского языка и так же школьным рабочим, мы, прихватив металлическую совковую лопату, к которой были приварены металлические трубки для удлинения рукояти (поэтому весила она дай боже), двинулись на 2 этаж. Дело в том, что школьное крыльцо само по себе достаточно высокое, а козырёк над ним – на уровне окон второго этажа. Поэтому снег с него можно сбивать либо приставив лестницу с улицы, что очень ненадёжно, муторно и неудобно, либо высовываясь из окон кабинетов, и буквально сталкивая снежную массу по скату вниз.
Надо сказать, что уроков тогда не было, школа была свободна от учеников, поэтому перед зачисткой снега мы угостились хлебным вином из ближайшего магазина. Заедать приходилось пряниками - ничего другого попросту не нашлось под рукой. "Я диабетик" - возмутился англичанин, и потому от пряников отказался, и просто занюхивал очередную рюмку кепкой. Дорогие друзья, неразумное употребление спиртосодержащих веществ причиняет вред вашему здоровью! Всем советую об этом помнить. Но теперь вернёмся к чистке снега со школьного козырька.
Труд такого рода, несмотря на свою однотипность и непритязательность, физически довольно сложный. Но при этом, когда входишь в азарт, и с направленными усилиями пробиваешь снежный наст – может показаться где-то и полезным, во всяком случае не противным. Рядом стоял Иван Иваныч, который, как и положено – осуществлял «мудрое руководство», приправленное хохмами. Так вот едва мы с англичанином стали входить в раж, а козырёк освобождаться от снега – в рекреацию, из окон которой мы и высовывались, вбежала директор, мадам Дубицкая. Надо сказать, что спич её был близок к нецензурной брани: «Идиоты, вы что творите? Совсем из ума выжили?». Ничего не поняв, мы только пожимали плечами. «Другого времени не могли найти? Там же сейчас пенсионеры идут, у нас в актовом зале мероприятие! Вы же их чуть снегом не завалили!» - «Дак ведь нам же указание дано! Вот тут…» - в этот момент я оглянулся в поисках Иван Иваныча, но след его уже простыл. «Немедленно прекратить!» - подытожила Дубицкая, и застучала каблуками восвояси. Как только её фигура скрылась из виду, из-за колонны, стоящей неподалёку, опасливо высунулся Иван Иваныч, и поспешил ретироваться подальше от нашего недоумения.
Другая, несколько похожая история, произошла тем же годом – уж больно снежной была зима. После нашего неудачного опыта с чисткой козырька, Иван Иваныч видимо решил, что в одну реку дважды не войдёшь – поэтому обратился с тем же заданием к учителю ОБЖ, одной из самых одиозных фигур нашей школы, Алексею Анатольевичу Лысенко. Лысенко к чистке снега никакого отношения не имел, но будучи человеком военным, бывшим замполитом областной танковой части, задачу к выполнению принял.
Проходя мимо злополучной рекреации, я услышал вновь вопли Дубицкой: «Ни ума, ни фантазии! Кто позволил!» - но на этот раз её негодование было вызвано совсем иными причинами. К делу товарищ Лысенко подошёл как настоящий армейский командир – снег чистить поручил одному из своих активистов, ученику 10 класса. Поэтому ученик висел по пояс из окна, и совковой лопатой сбрасывал снег, а товарищ Лысенко держал его за ноги. То, что ученик может запросто свалиться, опытному учителю основ безопасности жизнедеятельности на ум не пришло.
Ещё один смешной случай из ряда подобных произошёл несколькими годами ранее. Школу настигла очередная проверка, уж не помню по какой инстанции, но дело было перед выборами, которые, как известно, зачастую проходят на базе школ. Уже знакомый вам, дорогие читатели, Иван Иваныч, выдал указание: вычистить крыльцо и территорию вокруг. В пару мне дали учителя истории, Виталия Витальевича, которому снег чистить уж очень не хотелось. Мы бодро вышли с ним на крыльцо, осмотрелись – и справа, и слева за зиму скопились огромные кучи снега, который туда целенаправленно сваливали. Их нам надо было растаскать от крыльца подальше. Кроме того, кругом были сугробы. Видок действительно очень непрезентабельный, нагоняющий тоску и никак не соответствующий избирательному пункту, куда в скором времени должны были ломануться окружающие жители, в своём рвении поставить опознавательный знак в бюллетень, купить в столовой пирожки по льготной цене, а также послушать вопли школьного хора на "праздничком концерте". Нет, не осилим – твёрдо решили мы, прочистили пару тропинок, смели снег с крыльца и отправились восвояси. На следующий день Иван Иваныч нёсся по школе как ужаленный – «Где они? Где эти два тунеядца?». Как оказалось, через некоторое время после выдачи нам ответственного поручения, Иван Иваныч гордо вёл к школьному крыльцу проверяющего, чтобы показать, с каким энтузиазмом школа готовится к выборам. Дальнейшая реакция проверяющего, узревшего воткнутые в двухметровые кучи снега лопаты, я думаю, в пояснениях не нуждается…
Продолжение следует....
Всем огромное спасибо, за отведённое на чтение моих историй время!