Найти в Дзене
Glamour Russia

Вечерний сеанс: 25 документальных фильмов о моде — от Диора и Сен-Лорана до Готье и Маржелы

Оглавление

Легендарные дизайнеры, модели, фотографы и редакторы глазами Вима Вендерса, Мартина Скорсезе, Луки Гуаданиньо и не только.

Пополняем коллекцию любимых фильмов на вечер документальными лентами о модном закулисье и его героях. В кадре легендарные дизайнеры, модели, фотографы и редакторы — лучших проводников в мир модной индустрии просто не найти. Воспоминания Кристиана Диора и Дианы Вриланд,, марафон Недель моды в компании супермоделей 90-х, 150 часов из жизни Карла Лагерфельда, история успеха Джорджо Армани глазами Мартина Скорсезе, видеоинтервью Мартина Маржелы и первая коллекция Рафа Симонса на посту креативного директора Dior — в этой внушительной видеотеке есть из чего выбрать!

«Записки об одежде и городах», 1989

Aufzeichnungen zu Kleidern und Städten

Режиссер: Вим Вендерс

Кадр из фильма «Записки об одежде и городах»
Кадр из фильма «Записки об одежде и городах»

Режиссер документального фильма о Йоджи Ямамото был допущен в святая святых — мастерскую дизайнера, где из потертых и выцветших тканей рождается деконструктивизм, воспевающий несовершенство: необработанные швы, неожиданные вырезы и асимметричные детали. Здесь Виму Вендерсу выпала возможность наблюдать за работой мастера во всех скрытых от непосвященных тонкостях и впитывать философию его жизни, которая проходит не просто между  Нью-Йорком и Токио, а между западной и восточной культурой, а значит между традиционным и авангардным подходом к моде.

«Сделано в Милане», 1990

Made in Milan

Режиссер: Мартин Скорсезе

Кадр из фильма «Сделано в Милане»
Кадр из фильма «Сделано в Милане»

«Американский жиголо», «Неприкасаемые», «Ускользающая красота», «Тринадцать друзей Оушена», «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», «Социальная сеть», «Волк с Уолл-стрит»: безупречные костюмы Giorgio Armani не сходят с большого экрана. Сам же Джорджо Армани появился в кадре лишь недавно. Фильм «Сделано в Милане», рассказывающий об истории, философии и ценностях итальянского дизайнера и основанной им одноименной модной империи, был снят еще в 1990 году, но увидел свет лишь спустя 27 лет, став первой короткометражкой режиссера Мартина Скорсезе.

«Подиум», 1995

Catwalk

Режиссер: Роберт Ликок

Кадр из фильма «Подиум»
Кадр из фильма «Подиум»

В центре документальной ленты — одна из главных супермоделей 90-х Кристи Тарлингтон: во время марафона Недель моды сезона весна–лето 1993 камера следует за ней со встречи на встречу, с примерки на примерку, со съемки на съемку, с показа на показ, с вечеринки на вечеринку… — в кадре мелькают бэкстейджи, отели, аэропорты и целый калейдоскоп лиц. Легендарные дизайнеры в зените славы, супермодели в расцвете красоты и модная индустрия в присущем ей тогда ореоле мечты — погружение в атмосферу модного закулисья захватывает не меньше, чем ностальгия по ушедшей эпохе.

«Нараспашку», 1995

Unzipped

Режиссер: Дуглас Кив

Кадр из фильма «Нараспашку»
Кадр из фильма «Нараспашку»

«Одно дело по мудборду судить о том, какие ходы предпринял дизайнер, и совершенно другое — быть рядом, когда он работает»: Дуглас Кив посвятил ленту процессу подготовки коллекции Исаака Мизрахи осень–зима 1994/1995, поэтому главный герой здесь — именно дизайнер. Однако его трудно представить себе без любимых муз, поэтому Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста, Кейт Мосс и Эмбер Валлетта тоже стали центральными персонажами ленты. Приготовьтесь вместе с ними пережить весь спектр эмоций накануне нью-йоркского показа: нервы, слезы и, конечно, абсолютный триумф.

«Кристиан Диор — Человек-легенда», 2005

Christian Dior, le couturier et son double

Режиссер: Филипп Ланфранши

Кадр из фильма «Кристиан Диор — Человек-легенда»
Кадр из фильма «Кристиан Диор — Человек-легенда»

Документальный фильм Филиппа Ланфранши не просто рассказывает о том, что сформировало вкусы легендарного дизайнера и создателя эпохального силуэта new look. Он рассказывает об этом словами самого героя: картина основана на оригинальных текстах Кристиана Диора, поэтому непосредственно от него мы и узнаем все о его детстве в Нормандии, дорогом сердцу образе матери, любви к искусству, архитектуре и цветущим садам и о том, как он завоевал мир благодаря смелому взгляду на женскую элегантность, при этом не изменив своим консервативным принципам.

«Секреты Лагерфельда», 2007

Lagerfeld Confidential

Режиссер: Родольф Маркони

Кадр из фильма «Секреты Лагерфельда»
Кадр из фильма «Секреты Лагерфельда»

Камера журналиста Родольфа Маркони засняла более 150 часов из жизни дизайнера, побывав и в его спальне, и на его шоу. И все это время Карл Лагерфельд не уставал творить, записывая даже идеи, которые пришли к нему во сне, и откровенно делиться мыслями о прекрасном и насущном, о моде, красоте, своей популярности и о нескольких самых дорогих его сердцу периодах жизни. Карла Лагерфельда не стало в феврале 2019-го, но на этих кадрах он по-прежнему всемогущ и плодовит, каким мир и запомнил навсегда культового  креативного директора Chanel, Fendi и Karl Lagerfeld.

«Валентино: Последний император», 2008

Valentino: The Last Emperor

Режиссер: Мэтт Тирнайер

Кадр из фильма  «Валентино: Последний император»
Кадр из фильма  «Валентино: Последний император»

Валентино Гаравани показал свою заключительную коллекцию в 2007 году, передав бразды правления в основанном им Доме моды Марии Грации Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли. Этот эпохальный момент и оказался в центре сюжета ленты журналиста Мэтта Тирнайера «Валентино: Последний император». Но режиссер не только детально задокументировал процесс подготовки коллекции, показывав, как творит великий художник, — он рассказал о творческом пути и художественном наследии итальянского дизайнера, смонтировав 250 часов съемки, сделанных за более чем два года работы над картиной.

«Сентябрьский номер», 2009

The September Issue

Режиссер: Р. Дж. Катлер

Кадр из фильма  «Сентябрьский номер»
Кадр из фильма  «Сентябрьский номер»

Нашумевшая лента честно и без прикрас показывает будни редакции журнала и процесс подготовки номера на примере работы над самым важным и ответственным в году — сентябрьским — выпуском американского Vogue. Более того, сентябрьский номер 2007 года, оказавшийся в центре сюжета, стал самым крупным в истории издания — только представьте, как накалена атмосфера при таких объемах! Впрочем, главный редактор Анна Винтур и ее команда сами рассказывают, как создавался этот выпуск, а поначалу сторонившаяся камеры стилист Грейс Коддингтон и вовсе становится звездой съемки.

«Ив Сен-Лоран: Сумасшедшая любовь», 2010

L'amour fou

Режиссер: Пьер Торретон

Кадр из фильма «Ив Сен-Лоран: Сумасшедшая любовь»
Кадр из фильма «Ив Сен-Лоран: Сумасшедшая любовь»

Фильм французского режиссера Пьера Торретона, вышедший к 50-летию со дня основания в 1961 году модного Дома Yves Saint Laurent (а сегодня Saint Laurent Paris), сосредотачивается на документировании отношений Ива Сен-Лорана с его партнером в бизнесе и в жизни Пьером Берже, ведь без этого союза не было бы и основанного им Дома: первый занимался творчеством, а второй — финансами. Здесь были взлеты и падения, успехи и провалы, настоящая страсть и всепоглощающая депрессия, поэтому лента, хоть и документальная, не становится менее драматичной.

«Билл Каннингем, Нью-Йорк», 2010

Bill Cunningham New York

Режиссер: Ричард Пресс

Кадр из фильма «Билл Каннингем, Нью-Йорк»
Кадр из фильма «Билл Каннингем, Нью-Йорк»

Анна Винтур, Cьюзи Менкес, Айрис Апфель, Том Вулф, Майкл Корс — в кадре у Ричарда Пресса все признаются в любви легенде модной фотографии Биллу Каннингему, постоянному репортеру The New York Times в неизменном синем пиджаке и кепке, родоначальнику жанра streetstyle. Мода рождается на улице — доказал он, наматывая круги на велосипеде между Пятой авеню и Бруклином в поисках вдохновения и не упуская ни одного интересно одетого персонажа, ведь связать свою жизнь с модой он хотел всегда.

«Диана Вриланд: Глаз должен путешествовать», 2011

Diana Vreeland: The Eye Has to Travel

Режиссеры: Лиза Иммордино Вриланд, Фредерик Ченг

Кадр из фильма «Диана Вриланд: Глаз должен путешествовать»
Кадр из фильма «Диана Вриланд: Глаз должен путешествовать»

Это повествование о жизни и творчестве легендарного модного обозревателя и редактора Дианы Вриланд, о которой сегодня говорят едва ли не больше, чем с 1962 по 1971 годы, во времена ее работы на посту главного редактора американского Vogue — настолько велико ее наследие. В кадре она появляется собственной персоной на уникальных архивных записях и рассказывает, как проделала путь от светской дивы к иконе стиля, сделала головокружительную карьеру в модной журналистике и возглавила Институт костюма музея Метрополитен, попав в международный список Зала славы самых стильных людей.

«Мадемуазель Си», 2013

Mademoiselle C

Режиссер: Фабьен Констант

Кадр из фильма «Мадемуазель Си»
Кадр из фильма «Мадемуазель Си»

Mademoiselle C — история одной из самых влиятельных фигур современной моды, бывшего главного редактора парижского Vogue Карин Ройтфельд, проработавшей на этом посту десять лет, а после основавшей в Нью-Йорке собственное издание CR Fashion Book. Процесс подготовки его первого номера и лег в основу ленты Фабьена Константа. Он предоставил зрителю не только доступ к насыщенным будням самой Карин Ройтфельд, но и собрал в кадре таких героев, как Карл Лагерфельд, Риккардо Тиши, Канье Уэст, Наталья Водянова, Жан-Поль Готье, Марио Тестино, Донателла Версаче, Том Форд и многих других.

«Диор и я», 2014

Dior et moi

Режиссер: Фредерик Ченг

Кадр из фильма «Диор и я»
Кадр из фильма «Диор и я»

Когда в 2012 году бельгиец Раф Симонс занял кресло креативного директора парижского модного Дома Dior, сменив на этом посту Билла Гейтна, который, в свою очередь, был назначен вместо Джона Гальяно, у него было ровно восемь недель на то, чтобы подготовить свою первую кутюрную коллекцию. Задача не из дежурных, ведь обычно этот процесс занимает от четырех до восьми месяцев. Эти первые рабочие дни в новой должности запечатлел режиссер Фредерик Ченг, который дал зрителю возможность  увидеть, как проходила работа над коллекцией и чего дизайнеру стоило справиться с вызовом.

«Реальная цена моды», 2015

The True Cost

Режиссер: Эндрю Морган

Кадр из фильма «Реальная цена моды»
Кадр из фильма «Реальная цена моды»

Захватывающее документальное расследование Эндрю Моргана — беспрецедентный проект, навсегда вошедший в историю мировой индустрии моды и способствовавший изменению вектора ее развития в направлении этичного и экологичного будущего. Режиссер вместе с дизайнером Стеллой Маккартни, главой Eco-Age Ливией Ферт и экофеминисткой Ванданой Шива побывал как на главных подиумах мировых столиц, так и в беднейших районах стран третьего мира,  открыв миру глаза на то, где, в каких условиях и с какими последствиями для экологии производится одежда, которую мы носим.

«Бал», 2016

The First Monday in May

Режиссер: Эндрю Росси

Кадр из фильма «Бал»
Кадр из фильма «Бал»

Каждый первый понедельник мая нью-йоркский музей Метрополитен устраивает одно из самых ожидаемых и значимых модных мероприятий года — Бал Института костюма, или Met Gala, который называют «церемонией «Оскар» мира моды». По традиции он приурочен к открытию новой музейной выставки, поэтому приглашенные готовят костюмы на заданную ею тему. Фильм «Бал» показывает подготовку к мероприятию 2016 года, тема которого — Manus x Machina: Fashion in an Age of Technology («Ручной труд против машинного: мода в эпоху технологий»).

«Маноло: Мальчик, который делал обувь для ящериц», 2017

Manolo: The Boy Who Made Shoes for Lizards

Режиссер: Майкл Робертс

Кадр из фильма «Маноло: Мальчик, который делал обувь для ящериц»
Кадр из фильма «Маноло: Мальчик, который делал обувь для ящериц»

Фильм Майкла Робертса, посвященный знаменитому испанскому дизайнеру обуви Маноло Бланику, позволяет попасть в мастерскую маэстро и понаблюдать за процессом создания его шедевров. Кроме того, картина включает короткие интервью с героями модной индустрии. Среди них — Андре Леон Телли, Анна Винтур, Рианна, Карли Клосс и, конечно, автор «Секса в большом городе» Кэндес Бушнелл, чей бестселлер сделал имя дизайнера по-настоящему культовым и даже нарицательным, заставив модниц всего мира выстроиться в очередь за парой лодочек Manolo Blahnik.

«Дрис ван Нотен», 2017

Dries

Режиссер: Райнер Хольцемер

Кадр из фильма «Дрис ван Нотен»
Кадр из фильма «Дрис ван Нотен»

Дрис ван Нотен вот уже более 25 лет остается самой закрытой и независимой величиной в современном мире глобализированной моды. А это уникальный случай, достойный подробного документального рассказа, ради которого режиссер Райнер Хольцемер целый год неустанно наблюдал за дизайнером и созданием четырех его коллекций, а также изучал его архивы. За это время он собрал огромный объем информации, который смонтировал в ленту, — получился честный документальный портрет и самого дизайнера, и индустрии, в которой он работает и которую одновременно любит и критикует.

«Маккуин», 2018

McQueen

Режиссеры: Иэн Бонхот, Питер Эттедги

Кадр из фильма «Маккуин»
Кадр из фильма «Маккуин»

Режиссеры ленты о Ли Маккуине, чье имя всегда ассоциировалось у модной публики с радикальной прогрессивностью на грани безумия, постарались объединить все самое значимое, что было создано британским дизайнером, — начиная со студенческих лет в колледже Сент-Мартинс и заканчивая его трагической смертью в 2010 году. А между ними — и стажировка в Италии, и первое лондонское шоу собственного бренда, и приглашение на должность главного дизайнера парижского Дома Givenchy.

«Жан-Поль Готье, с любовью», 2018

Jean Paul Gaultier: Freak and Chic

Режиссер: Ян Леноре

Кадр из фильма «Жан-Поль Готье, с любовью»
Кадр из фильма «Жан-Поль Готье, с любовью»

Документальный фильм Ян Леноре посвящен одному из самых эксцентричных героев мира моды — Жан-Полю Готье. Закулисная хроника здесь перемежается рассказами очевидцев, но главный повествователь — сам дизайнер. Фоном для интервью стал процесс подготовки его автобиографического мюзикла Fashion Freak Show, ставшего итогом многолетней работы дизайнера в духе freak and сhic. Поскольку шоу основано на событиях личной и творческой жизни Готье, то авторы фильма тоже проходятся по всем важным вехам, а это и агендерные игры, и нестандартные модели, и костюмы для кино и сцены.

«Маржела: Своими словами», 2019

Martin Margiela: In His Own Words

Режиссер: Райнер Хольцемер

Кадр из фильма «Маржела: Своими словами»
Кадр из фильма «Маржела: Своими словами»

Революционер Мартин Маржела, определивший лицо современной моды, но никогда не показывавший публике своего собственного, сформировал узнаваемый радикальный стиль, который уже разобран на цитаты. Он не любил светские мероприятия и интервью, не позволял себя фотографировать, потому что хотел, чтобы его имя было связано с созданной им одеждой, а не с его персоной. Но через десять лет после ухода из мира моды дизайнер согласился поработать с режиссером Райнером Хольцемером над документальным фильмом, в котором наконец сам рассказал о себе и своей работе.

«Дом Пьера Кардена», 2019

House of Cardin

Режиссеры: П. Дэвид Эберсоул, Тодд Хьюз

Кадр из фильма «Дом Пьера Кардена»
Кадр из фильма «Дом Пьера Кардена»

Документальный фильм «Дом Кардена» — последний проект, в котором успел принять участие легендарный дизайнер Пьер Карден, символично подытожив таким образом свой долгий творческий путь, начавшийся в конце 1950-х годов, в эру футуризма. Через интервью с самим дизайнером, с его друзьями, коллегами и учениками, а также через уникальные архивные съемки картина подробно рассказывает о том, как он стал человеком-легендой, визуализировавшим будущее и навсегда изменившим индустрию моды, и с какими трудностями столкнулся в реализации своих планов.

«Colette, любовь моя», 2020

Colette, Mon Amour

Режиссер: Хью Лоусон-Боди

Кадр из фильма  «Colette, любовь моя»
Кадр из фильма  «Colette, любовь моя»

«Все хорошее когда-то заканчивается», — констатируют основатели парижского концепт-стора Colette, Колетт Руссо и ее дочь Сара Андельман, поэтому их опередивший время культовый проект, совместивший в себе магазин с вещами ведущих авангардных модных марок, предметами дизайна и искусства, кафе и площадку для мероприятий, — сегодня уже история. В фильме Хьюса Лоусона-Боди ее рассказывают не только сами основатели, но и поклонники, а это ни много ни мало весь модный свет, ведь магазин на улице Сент-Оноре был настоящей модной меккой в течение 20 лет — с 1997 по 2017 годы.

«Хельмут Ньютон: Отвратительный и великолепный», 2020

Helmut Newton: The Bad and the Beautiful

Режиссер: Джеро фон Боэм

Кадр из фильма «Хельмут Ньютон: Отвратительный и великолепный»
Кадр из фильма «Хельмут Ньютон: Отвратительный и великолепный»

Шарлотта Рэмплинг, Клаудиа Шиффер, Изабелла Росселини — в фильме режиссера Джеро фон Боэма о легендарном Хельмуте Ньютоне рассказывают женщины (за исключением архивных съемок с самим фотографом), ведь именно женщина и женское тело всегда занимали центральное место в работах легендарного фотографа, балансировавшего на стыке эротики и моды. Именно это сделало провокационный визуальный язык его черно-белых фотографий по-настоящему культовым, узнаваемым и широко копируемым, но вместе с тем и скандальным.

«Сальваторе — сапожник снов», 2020

Salvatore: Shoemaker of Dreams

Режиссер: Лука Гуаданьино

Кадр из фильма «Сальваторе — сапожник снов»
Кадр из фильма «Сальваторе — сапожник снов»

В фильмографии режиссера «Зови меня своим именем» и «Суспирии» немало документальных картин, и большинство из них — о любимой Италии. В эту серию вписывается и история дизайнера обуви Сальваторе  Феррагамо — итальянского обувщика, создателя металлической шпильки, покорившего Голливуд, но променявшего его на тихую Флоренцию, куда он вернулся, чтобы основать собственный бренд. Фигура легендарного дизайнера предстает здесь в рассказах его супруги Ванды Милетти, которая и превратила основанное им семейное производство в успешный международный бизнес.

«Вествуд: Панк, икона, активист», 2018

Westwood: Punk, Icon, Activist

Режиссер: Лорна Такер

Кадр из фильма «Вествуд: Панк, икона, активист»
Кадр из фильма «Вествуд: Панк, икона, активист»

Изначально фильм режиссера Лорны Такер фокусировался на активистской деятельности Вивьен Вествуд, однако в процессе работы обогатился  большим объемом материалов из архивов основанного ею модного Дома. Так портрет легенды мира моды выглядит более достоверно. В конце концов, основоположник стиля панк и автор сценических костюмов Sex Pistols — в равной степени и дизайнер, и бунтарь, и активист, а сегодня еще и кавалер Ордена Британской империи и одна из самых влиятельных женщин Соединенного Королевства, которая занимается вопросами экологии, но не оставляет моду.