Катерина Фрок — автор волшебной фэнтези истории "Замок огненного герцога". Сегодня мы поговорили о том, как Катерина пришла в писательство, какие сложности она испытала при издании первой книги и почему она так любит фэнтези.
Читайте в интервью:
— На кого училась и кем работает Катерина?
— Как она начала писать?
— Как Катерине пришла идея "Замка огненного герцога" и как рукопись видоизменялась до ее издания?
— Что Катерина думает о книжных блогерах?
— Как возникла идея youtube-канала издательства "Аквилегия"?
— Узнаете больше о хобби и творческих планах автора.
— Катерина, добрый день! О вашей книге «Замок огненного герцога» я узнала случайно, тогда, когда вы подписались на мой блог. Прочитав книгу и лучше познакомившись с вами, я подумала, что читателям тоже интересно узнать о вас больше. Расскажите о себе, на кого вы учились? Кем сейчас работаете?
— Я «большой ребёнок с кандидатским дипломом». В детстве мечтала стать феей, астрономом, конструктором космических кораблей, археологом, журналистом-международником, дипломатом, криминалистом… Но судьба привела меня на исторический факультет. Потом я защитила диссертацию по американской истории XIX века. Параллельно получила юридическое образование. Сейчас преподаю Теорию государства и права, Политологию и Мировую политику. История международных отношений – бездонный колодец идей для тех, кто пишет про политические интриги.
— Как вы начали писать? Помните первое произведение, которое вы написали?
— Я с детства любила придумывать и рассказывать истории. Первыми слушателями были мама и бабушка. Я приходила на кухню, когда кто-нибудь из них готовил обед, забиралась на табуретку и начинала выдумывать вслух очередной эпизод сериала про опасную жизнь семейства белок в дремучем лесу. Однако в школе не писала ничего кроме сочинений по литературе. Зато читала я много и жадно. Классику, сказки, приключения, детские детективы, научную фантастику. А вот с фэнтези познакомилась уже в университете.
В 11 классе попробовала написать свою первую повесть – «Горный хрусталь». Эта была безумная попытка скрестить волшебную сказку с марксистской теорией происхождения государства. Впрочем, чего еще ждать от человека, готовившегося ко вступительному экзамену по Обществознанию?! На первом курсе пыталась писать детективы – вышло смешно и нелепо. Через полгода отнесла гору исписанных тетрадей на помойку. И только к середине третьего курса я четко осознала, что хочу писать детско-подростковое фэнтези.
— Что для вас самое интересное в писательстве? А что самое трудное?
— Самое интересное это смотреть, как крохотная искорка-идея со временем превращается в масштабный мир со своим особым политическим устройством, магией, прошлым, настоящим и будущим. Или когда к тебе приходит герой, и ты узнаешь его историю. Иногда я в шутку говорю, что по вечерам работаю послом РФ в Штальбургском королевстве. Задача посла не только налаживать дружественные отношения с другим государством, но и еще изучать историю, обычаи и образ жизни народа этой страны. Вот я и наблюдаю, изучаю, и записываю.
Самое трудное – свести воедино все сцены, все кусочки головоломки. А еще я очень не люблю переделывать текст, вырезать сцены, которые мне кажутся удачными, но не устраивают редактора. Понимаю, что он зачастую прав, но все равно жалко резать! Трудно заставлять себя писать, когда выжат, как лимон после 4-5 пар в университете.
— Как вам пришла идея книги?
— Мне надо было писать курсовую работу. Я пришла в читальный зал Лермонтовской библиотеки, заказала нужные книги и уселась ждать за стол у окна. Взгляд упал на тетрадь для конспектов. На обложке был замок Нойшванштайн, и он в какой-то мере стал прототипом «Замка Огненного герцога». Затем стали появляться герои – принц Йорин и принцесса Эльза. Паж Ганс поначалу не был главным, но быстро перехватил инициативу в свои руки. Фэнтези обычно ассоциируется с западноевропейским средневековьем. Я подумала, а почему бы не написать про маленькое современное королевство? Так появилась Штальбургия. Еще я с детства обожаю перьевые ручки. Они очень красивые, дорогие, и теперь ими редко пишут. А вещи, которые уходят в прошлое, постепенно начинают казаться нам волшебными. И я придумала для своей истории каллиграфическую магию. Штальбургские волшебники колдуют при помощи графиусов – магических перьевых ручек.
— Долго ли писалась история? Были ли какие-то сложности с ее написанием?
— Мои первые шаги в писательстве это смех сквозь слезы. Как я уже говорила выше, четкое осознание того, что я хочу писать подростковое фэнтези, пришло ко мне на третьем курсе истфака. Я принялась за работу в феврале и к концу мая закончила первую рукопись. Она называлась «Авер Элир. Кристалл Иалгоры» и была напечатана на старой печатной машинке. К тому времени у меня уже было несколько научных публикаций. Я знала, как устроен мир науки, но о литературном сообществе имела весьма смутные представления. В гостях у подруги мне попался гламурный журнальчик. Одна известная детективщица рассказывала, что пришла в издательство прямо с улицы, оставила рукопись, и ее через две недели опубликовали. Я наивно восприняла это как руководство к действию.
В томике «Тани Гроттер» нашелся адрес «Эксмо». Я запихала машинописные листы в конверт А4 и отправилась на почту. В очереди меня бросало то в жар, то в холод. Мне казалось, что вот сейчас операторша увидит на конверте слово «издательство» и будет смеяться. Она взвесила письмо, наклеила марки и равнодушно отчеканила: «С вас 54 рубля». Я сдала сессию и уселась за продолжение, но вторая часть шла тяжело. Интуиция и здравый смысл сошлись во мнении, что ответа на письмо я не получу. Мне до сих пор любопытно, что стало с рукописью: затерялась ли она где-то на почте или окончила путь в мусорной корзине редактора?
Осенью у меня появился компьютер. Перечитав черновик, я поняла, что все надо переделывать. На доработку ушел год. Рукопись разрослась до 14 алок. Однажды на лекции я заметила, что сокурсница читает под партой «Мир фантастики». Этот журнал перевернул все мои представления о писательском мире. Оказывается, существуют конвенты для любителей фантастики, где маститые авторы проводят семинары, и можно завязать знакомство с издателями. Только все это было мне недоступно. Родители не отпустили бы на такую «сомнительную тусовку», а интернет в те времена был роскошью.
После университета меня взяли ассистентом на кафедру. По вечерам я тайком рассылала с кафедрального компа новый вариант рукописи, уже с сопроводительным письмом и синопсисом. В апреле пришел ответ из «АСТ»: «К сожалению, ваша рукопись нам не подходит. Желаем успеха!». Другие издательства молчали.
Маститые авторы со страниц «Мира фантастики» советовали: если вашу рукопись отвергли, начинайте писать следующую! У меня было несколько идей, но после десятка глав они все сдувались. Мир Штальбургского королевства не желал меня отпускать. Я снова и снова переделывала эту историю, меняла названия и рассылала по конкурсам и издательствам до тех пор, пока в 2017 мне не улыбнулась удача в «Аквилегии».
— Можете рассказать секретные факты о героях «Замка огненного герцога»?
— Ой, нет, я противник спойлеров! И для «посла» это все равно, что разгласить государственную тайну!
— Сложно ли было придумать название для книги и дать имена героям?
— Как я уже упоминала, первая рукопись называлась «Авер Элир. Кристалл Иалгоры», потом я сменила название на «Кристалл Лунной феи». И лишь в 2016 году появился финальный вариант «Замок Огненного герцога». С именами бывает по-разному: иногда герой сам говорит, как его зовут, иногда приходится долго выпытывать, листать справочники. От мамы-переводчицы мне достался замечательная книжка «Иностранные имена и названия в русском тексте». Я частенько перечитываю в нем немецкий и скандинавские разделы.
— Есть ли у вас писательские страхи?
— У Андерсена есть сказка «Болотные огни в городе», история о сказочнике, к которому «сказка не стучится больше в двери». Наверное, это и есть самый сильный писательский страх – исписаться, когда ты не можешь больше придумывать истории. Ну и конечно, боязнь, что издательство не возьмет твою новую рукопись, и несколько месяцев, а то и лет упорного труда могут пропасть впустую.
— Что вы думаете о книжных блогерах? Какие эмоции испытываете, когда видите отметки на отзывах и сторис?
— К блогерам отношусь нормально, особенно если человек делает свое дело красиво и со вкусом. Но не приветствую «треш-обзоры» с обилием ненормативной лексики. Отметками и упоминаниям, конечно же, радуюсь. Значит, мое творчество кому-то интересно.
— Вы также ведете Youtube-канал, где рассказываете о книгах middle-grade и книгах издательства «Аквилегия». Можете рассказать, как родилась эта идея? Сложно ли снимать видео и придумывать темы?
— Сейчас такое время, что автор сам себе PR-менеджер, маркетолог, стилист, фотограф, производитель мерча… Меня сильно расстраивал тот факт, что книги «Аквилегии» редко мелькают в обзорах у блогеров в ВК и Инстаграме. Увы, небольшие издательства не могут позволить себе содержать мощный PR-отдел. Я подумала, а почему бы не попытаться создать в сети моду на «Аквилегию»? Ведь у них реально классные книги, издательство публикует исключительно русских авторов и дает дорогу новичкам. Я начала писать рецензии, делать буклуки, а потом решила попробовать видеоформат. Издательство одобрило идею с каналом, и в июне 2018 года я выложила первый ролик.
Трудности это прежде всего вести канал регулярно, выкраивать время на съемки, монтаж, выкладку роликов между основной работой и писательством. Второе – «узкая ниша». Я рассказываю только о книгах конкретного издательства, поэтому, наверное, нелегко быстро набрать большое число подписчиков и просмотров. Ну и конечно, проблемы с техническим обеспечением – пока не могу позволить себе хорошую камеру.
— Есть ли у книги плей-лист?
— Никогда об этом не задумывалась. Я совершенно немузыкальный человек.
— Есть ли жанр, в котором вы бы хотели попробовать свои силы?
— Мне пока очень уютно в фэнтези. Что точно не тянет писать, так это хоррор и триллеры.
— Поделитесь своими творческими планами. Что вы пишете сейчас? Стоит ли ждать продолжение «Замка»?
— В настоящий момент у меня писательское затишье. Скоро в «Аквилегии» должен выйти «Чай фрау Анны» - middle-grade история об очень необычной старушке и чайной магии. Действие происходит в том же мире, что и «Замок Огненного герцога». Насчет его продолжения от издательства пока предложений не поступало, но я не теряю надежды…
— Есть ли у вас хобби помимо писательства?
— В нашей семье принято заниматься рукоделием, так что лет с пяти я начала рисовать, шить, вязать, вышивать… С 2009 по 2017 коллекционировала БЖД-кукол, шила на них одежду, делала мебель, и принимала активное участие в жизни кукольного интернет-сообщества. Куклы, кстати, очень здорово помогли мне понять характеры своих книжных героев. Но, после того, как был заключен договор с «Аквилегией», я сделала выбор в пользу писательства и книжного блогерства.
— Ваши любимые фильмы?
— Я обожаю эстетику старых мультфильмов, вроде «Снежной королевы» и «Приключении Нильса с дикими гусями». В детстве по сто раз пересматривала все сказки А. Роу. Первым кинематографическим соприкосновением с миром фэнтези стал сериал «Пещера золотой розы». Люблю «Пуаро» Агаты Кристи и экранизации романов Джейн Остин. Конечно же, нравится «Властелин колец» и первые две части ГП, они кажутся мне самыми сказочными и волшебными. Но вообще, я больше люблю читать, чем смотреть.
— Что вы думаете об авторской конкуренции? Есть ли у вас друзья-авторы?
— В эпоху до появления интернета я думала, что писатели некая избранная каста, очень далекая от обычных людей. Социальные сети очень здорово сократили этот разрыв между читателями и авторами. В 2017 году я впервые попала на книжную ярмарку на Красной площади, и на стенде «Аквилегии» царила ламповая, дружеская атмосфера. С тех пор я стараюсь почаще выбираться на книжные ярмарки, дружу и переписываюсь со многими писателями: Тамарой Крюковой, Валентиной Дегтевой, Майей Лазаренской, Снежаной Каримовой…
— Можете посоветовать свои любимые книги, которые стоит прочитать?
— О, это всегда так сложно… Потому что вкусы у всех разные, и я не особо люблю составлять всякие рекомендательные списки, т.к. от них немножечко отдает «обязательным списком чтения на лето».
Спасибо Катерине за увлекательный разговор! С нетерпением жду новую книгу "Чай фрау Анны"!
Катерина в инстаграм: @katerinafrok