Какой у вас фотоаппарат? Что он может? В каких условиях можно снимать на ваш фотоаппарат, а в каких лучше этого не делать?
Я Сергей Веснин, плёночный фотограф. У меня покупают фотоплёнку и сканируют негативы.
Написанное ниже — моё субъективное мнение. Основанное на моём опыте и на опыте фотографов вокруг. Ваше мнение может не совпадать с моим. Но это не повод изливать яд в комментариях.
Иерархия плёночных фотоаппаратов:
От самых слабых к самым сильным.
Плёночные мыльницы
Выглядят так:
Продаются на Авито, стоят от 150 рублей за штуку. Не важно, что написано на камере, они все одинаковые.
Преимущества:
- как правило, в девственном состоянии;
- условно бесплатные;
- полностью автоматическая, думать вообще не требуется - навёл и снял.
Минусы:
- темная оптика;
- условный автофокус (от 1 метра до ∞), который, на самом деле, совсем не автофокус, а сплошное мыло на фотографиях;
- нет возможности установить руками хоть что-нибудь: коррекцию экспозиции, экспозицию, диафрагму, выдержку, чувствительность плёнки - один сплошной автомат.
Сносные фотографии получаются на солнце, в яркую погоду. В тени и пасмурную погоду гораздо хуже. Ночью - драматически худо, несмотря на встроенную вспышку. Вспышка только портит фотографии. Узнайте почему на таких фотоаппаратах не важно ISO плёнки.
Примеры фотографий:
Продвинутые компакты
Выглядят так:
Таких фотоаппаратов много. Kanon, Nikon, Fuji, Leica и другие. Все фотографируют +- одинаково.
Плюсы:
- светосильная оптика гораздо лучшего качества, чем в мыльницах;
- у некоторых моделей есть мануальные установки, коррекция экспозиции;
- удобные формат: полноформатная камера в кармане;
- автофокус.
Минусы:
- завышенная цена, которая надута искусственно;
- лотерея при покупке, может быть порван какой-то шлейф, потечь ЖК-дисплей или не работать кнопка, а ремонт не во всех городах и дорогое удовольствие;
- оптика отнюдь не топовая, мылит;
- это любительская фототехника.
Можно фотографировать на солнце и в тени. В сумерках нужно знать предел своей оптики и желательно иметь мануальный режим со штативом.
Честно говоря, я не понимаю зачем их покупают. Olympus mju II стоит сегодня от 15000 рублей в сносном состоянии. А за проверенные экземпляры просят 50000 и даже больше. За такие деньги можно взять топовую плёночную зеркалку с люксовым объективом. При этом качество фотографии с компактов меня не устраивает.
Примеры фотографий:
Советское
Выглядит вот так:
Называется:
- Смена
- ФЭД
- Зоркий
- Зенит
- Киев
- Прочее
Название, по сути, не важно. Все советские фотоаппараты +- одинаковые.
Плюсы:
- недорогие (уже не точно, ибо цены растут);
- сменная стеклянная светосильная оптика в металлических корпусах с разными фокусными расстояниями;
- можно крутить выдержку, диафрагму, чувствительность, вводить коррекцию экспозиции, фокусироваться.
Минусы:
- тяжёлые и громоздкие;
- экспономентр, как правило, врёт или умер;
- шторки затвора часто светят, мастеров по ремонту мало;
- видоискатели - не предел мечтаний (есть исключения);
- за давностью лет почти все — хлам, требуют чистки (обслуживания), выдержки на механике сильно врут.
С такой техникой уже можно говорить, что вы фотограф. Снимайте на солнце, в тени, ночью со штатива, со вспышками. Всё получается, всё по взрослому.
Требуют определённых знаний (выставлять ручные установки). Хорошо бы знать в какую сторону врёт экспозиция и на сколько. Чаще всего это выясняется экспериментально.
В 1999 я начал снимать на Зенит-122. Тогда это была свежая модель в идеальном состоянии и он делал прекрасные снимки. Сегодня не такой уже не возьму, потому что время превращает советскую фототехнику в тыкву. Общаюсь со многими фотографами, сидящими на ФЭД и Зенит и страдающими непонятно ради чего. Я и сам честно пытался заставить свои ФЭДы выдавать приемлемые фото, но плюнул.
Примеры фотографий:
Японское и немецкое железо
Отсюда начинается профессиональная плёночная фотография. Японские и немецкие фотоаппараты от 40-х до 80-х годов (как дальномерные, так и зеркальные) позволяют снимать всё что угодно и в любых условиях (при возможности снимать на соответствующую плёнку). В СССР были пределом мечтаний профессиональных фотографов, вынужденных работать на отечественном фотопроме.
Плюсы:
- всё делается руками: это плюс для понимающих людей;
- весьма точные экспонометры, некоторые позволяют снимать на слайд;
- надёжная конструкция;
- прекрасная сменная оптика;
- тактильно приятны;
- сравнительно недорогие (это не точно, цены растут).
Минусы:
- всё делается руками: нужно знать теорию и матчасть;
- мануальная оптика (нет автофокуса);
- неспешная съёмка;
- фотоаппарат в хорошем состоянии дорогой;
- много хлама на рынке, от таких фотоаппаратов редко отказываются по доброй воле;
- тяжёлые;
- требуют обслуживания (спустя 50-60 лет и не удивительно).
Мои любимые фотоаппараты из этого класса — Olympus серии OM. Я влюблён в эти фотоаппараты и в философию Йошихиса Майтани. Кэнон, Никон, Минолта, Пентакс и другие производители делали столь же классные фотоаппараты, просто с Олимпусами я знаком ближе всего.
Примеры фотографий:
Плёночные зеркалки
Это высший пилотаж, самая передовая плёночная фототехника и мой любимый инструмент.
Выглядят так:
Плёночные зеркалки почти не отличаются внешне от цифровых зеркальных фотоаппаратов. Многое из плёночных зеркалок перекочевало в цифру.
Плюсы:
- идеальный экспозамер;
- идеальная экспозиция;
- режимы съёмки от полностью автоматического до полностью мануального;
- прекрасные видоискатели;
- современная автофокусная оптика, которую можно взять с цифрового фотоаппарата;
- есть вполне компактные экземпляры;
- гуманная цена (пока ещё);
- самое прекрасное состояние, по сравнению с железными фотоаппаратами середины прошлого века.
Минусы:
- не дают ощущения съёмки на плёнку, для кого-то это минус;
- зеркальные пленочные фотоаппараты имеют такой же размер, что и их цифровые собратья;
- сравнительно дорогая профессиональная оптика (ведь она современная).
Эти фотоаппараты снимают идеально. Я не преувеличиваю! Никакой другой фотоаппарат не снимет лучше "современной" плёночной зеркалки. Я говорю "современной", потому что их сняли с производства не так давно. Например, Nikon F6 продавался у дилеров до 2017-го года.
Зеркальные плёночные фотоаппараты бывают профессиональными и любительскими. С кучей промежуточных моделей. Я считаю, что даже самая простецкая плёночная зеркалка уровня Canon 3000 экспонирует плёнку качественнее, чем отвлечённый Nikon F3 (легендарный топовый механический фотоаппарат). При этом полностью электронный Canon удобнее, легче и намного дешевле. И к нему подходят все EF-объективы, рисуйте имеющейся оптикой на здоровье!
Единственный минус этих безупречных плёночных инструментов: вы совершенно не почувствуете, что снимаете на плёнку. Зато никаких ограничений: снимайте что угодно, вплоть до самых динамичных сцен (репортаж, свадьба, дети, животные, спорт), если вам позволяет чувствительность плёнки!
Примеры фотографий:
Leica
Немецкая компания Leica до сих пор выпускает дальномерные плёночные камеры. Актуальные модели для 2021 года: Leica MP и Leica M-A:
Я вынес эти фотоаппараты в отдельный класс. Наверняка вы слышали про Лейки. Считается, что фотоаппараты Лейка — это не просто безупречный инструмент, это произведение искусства и свидетельство статуса владельца. И ещё раз: Лейка в наше время производит плёночные камеры и не собирается останавливаться.
Когда я обзаведусь таким фотоаппаратом, то дополню статью своими впечатлениями. Отдельной похвалы заслуживает оптика Leica.
Наверное, к этом классу стоит отнести Contax и Zeiss Icon. Но я не стану этого делать. Ведь эта парочка не выпускает больше фотоаппараты, а Leica разрабатывает и производит новые модели. При этом не отступая от классических принципов Leica: делать лучшие в мире дальномерные плёночные камеры, которыми будут снимать ваши внуки.
Буду рад увидеть ваши результаты в своём Instagram (@filmozaru). Пишите, отмечайте меня, не стесняйтесь! Очень хочу увидеть ваши фотографии на плёнку!
источник: https://filmoza.ru/blog/tpost/if8boi0p71-vibiraem-plyonochnii-fotoapparat-pod-nas