Моя цель заключается в том, что я должен восстановить в сердцах людей чистое и сияющее Единство Бога, которое изначально было посеяно в их сердцах. Я должен очистить сердца людей от всякой нечистоты многобожия, ведь в настоящее время Единство Бога исчезло полностью. Всё это будет сделано не посредством меня, а посредством силы Бога, который является Богом небес и земли.
Получил за предыдущие посты несколько нареканий в свой адрес за пессимизм в трагичность во фразе «Никто вас не спасёт», ну ведь «Блажен, кто верует», я же не против, я просто обозначил становление официальной позиции. Да и ведь Махди никуда не делись, религиозные деятели разных величин объявляли и продолжают себя объявлять «Теми кого все ждали», Обетованными, Спасителями. Один из них, Мухаммед Абдулла аль-Кухатани, умер совсем вот недавно в 1980 году, а проявить все свои таланты ему помешала смерти при штурме самой святой для мусульман мечети (хотя если бы выжил то казнили бы вместе с остальными террористами). А вот Ахмед аль-Хасан Элиамини, да-да люди, объявляющие себя Махди живут и сегодня, рядом с нами, но как говорится «большое видится на расстоянии», поэтому для оценки значимости масштаба, понадобится время.
В первых четырёх главах мы рассмотрели четырёх апологетов ислама, главные фигуры, повлиявшие на раскраску карты мазхабов. Но был ещё один Махди, чьё влияние на этой карте не отражено, а вот вклад в развитие ислама существенен. Итак,
Мирза Гулам Ахмад Кадиани (13 февраля 1835 Кадиан Пенджаб- 25 мая 1908, Лахор)
От предшественников его отличает то что он не из рода Мухаммеда, не Сейид и вообще ни разу не араб, и отец у него не Абдулла. Он происходил из рода «монголов» Барлас, дальний родственник Бабуру и Тамерлану. По легенде, его предки прибыли из района города Кеш (современный Узбекистан), где правили 200 лет. Его предок Мирза Хади Бек получил в дар от Бабура 80 деревень в районе города Батала в провинции Пенджаб и стал там первым исламским судьёй (правителем) кади (Мирза Хади Бек). От кади, местность и получила название Кадиан, в дальнейшем район попал под власть сикхов, которые оставили под управлением кади две деревни, и местность Кадиан схлопнулась до их масштаба, потом Раджа призвал умму на военную службу и увеличил территорию до пяти деревень, но на момент рождения Ахмеда, Кадиан представлял из себя самую натуральную деревню.
В Кадиане в ранние годы изучал Коран, медицину, арабский и персидский языки. Работал служащим в суде в «райцентре», прославился участием в диспутах с христианскими проповедниками (вели в то время агрессивную миссионерскую деятельность). Много путешествовал с проповедями (попадалась информация, что работал в это время военным медиком).
По настоянию отца вернулся в родное имение, где привлекал за собой последователей аскетизмом. В 1886 после дискуссий с апологетами индуисткого реформаторского движения «Общество просвещённых» он провёл обряд «чилля нашини»- 40 дней уединения и молитв в заброшенной мечети. После этого в 1889 он объявил, что Бог назначил его муджаддидом (божественным реформатором ислама) 14 века хиджры, а также Обетованным Мессией и имамом Махди (встречал, что Божественное откровение пришло ему в 1882, но общину он начал собирать именно в 1889). При этом стоит отметить, что Ахмад не объявлял себя Иисусом второго пришествия, как на это указывали его оппоненты -суннитские богословы, он же напротив, заявил, что Иисус Христос умер естественной смертью, что противоречило догмам ислама и христианства. В первый же день 40 человек объявили себя его последователями.
В 1892 Ахмад отправился в Дели, на тот момент центр религиозного образования и дом многих религиозных деятелей. Он договорился о дебатах с видным суннитским богословом в Соборной Мечети Дели на тему притязания Мирзы Гулама Ахмада, но дискуссия была сорвана рёвом пятитысячной толпы и разогнана полицией.
В 1894 году в месяц Рамадан случилось уникальное явление: последовательное лунное, а затем солнечное затмение, что было расценено ахмадитами как божественное подтверждение притязаний их лидера (по некоторым данным лунное в 1894, солнечное 1895). Суннитские богословы заявили, что эти явления не имеют к Ахмаду никакого отношения.
Вообще реакция богословов суннитов была разной, многие видные лидеры признавали притязания Ахмада. Но по всем уголкам Индии прошло письмо, объявляющее Ахмада как неверного, которое подписали 200 религиозных деятелей, подобное письмо побывало в Мекке и Медине, где его подписали 34 богослова. Согласно этим вердиктам, Ахмада полагалось арестовать и наказать как лжеца и неверного, но поддержка новоявленного Махди среди народа была слишком велика.
В те годы по всей Индии были сильны антибританские настроения и призывы богословов к умме к джихаду, но Ахмад считал, что это неверные методы борьбы. Напомню в эти годы другой Махди громил в Судане «британские» войска.
Во время проповеди на арабском языке в 1900 году впал в транс и утверждал, что проповедь вёл не он, а ангел.
Вёл жаркую полемику с известным евангелистским проповедником Джоном Александром Доуном.
Провёл много времени в путешествиях и проповедях.
В 1907 он получил Божественное откровение о своей скорой смерти. Он отправился в последнее путешествие в Лахор, где организовал конференцию высокопоставленных лиц на тему примирения индусов и мусульман. В день своей смерти окончил последнее произведение «Послание о примирении». Умер в доме лечащего врача со словами «О. мой дорогой Господь». Похоронен в Кадиане на созданном по его завещанию «Райском кладбище».
продолжение следует…