Все жители берегов больших рек и морей нашей страны знают, что такое лодочный гараж. В отличие от гаражей для яхт, которые уже не гаражи, а ангары, это самые обычные -как для автомобилей- гаражи, от фабричных из металлических листов до самостроя из шлакобетонных блоков, плотной стеной стоящие вдоль берега. В них счастливые владельцы моторных лодок закатывают свое на зиму, после чего закрывают дверь на замок и все это заносится снегом на полгода. Так у нас.
Точно такую же полосу гаражей для лодок встретил на Бали. Конечно, cо своим балийским колоритом, хотя бы в том, что не заносятся снегом. Эта полоса гаражных строений в районе Чанггу – кто бывал на Бали, тот знает. С обоих сторон полоса гаражей ограничена маленькими речушками, впадающими в океан. На берегу с обеих сторон полосы гаражей расположены неухоженные (а с одной стороны и вовсе полуразрушенный) буддистские дворики. Понятное дело, это сейчас туристов в основном возят, а раньше занимались рыбалкой. А рыбалка в океане на утлых суденышках штука рисковая, тут у Будды удачи попросить самое то.
Но для начала коротко о лодках. Конечно, это не жестяные «Казанки», как у нас, а натурально продукт творчества мореходов южных морей. Называются они «джукун». Состоят лодки-джукуны из узкого корпуса, к которому с обоих сторон на поперечинах приделаны поплавки, препятствующие ее опрокидыванию. Поплавки из бамбука, который уже почти повсеместно вытеснен пластиковыми канализационными трубами. Что, конечно, гораздо технологичней – вытесняет железный конь крестьянскую лошадку. Впрочем, лучше раз увидеть этот продукт морского опыта индийского океана, чем тратить слова на описание. Поэтому фото, может кто и вдохновится и сварганит себе подобную лодку для плавания по бурным водам сибирских рек или Северному Ледовитому:
.
На предыдущих фотографиях, конечно, попадались и гаражи. Собственно, они и на Бали кто во что горазд и на что хватило средств – от довольно справных бетонных сооружений до натурально полуразвалившихся сараев. Но в целом, конечно, преобладают сараи. Частенько при неплохих стенах крыши зияют прорехами и только стропила остались. Ну а чего? Снега нет, всегда тепло, а дождь лодку не испортит. Двери тоже не всегда, их заменяет навешанная циновка или бамбуковые палки.
Ну и , конечно, в полосе гаражей –да и вне ее– по берегу довольно много мусора и разного хлама. Часть принесена океаном, но большая – реалии местного быта, не очень заморачивающегося приведением в чистоту и порядок – впрочем, в нашем понимании порядка.
Главный колорит гаражей конечно не архитектура, а раскраска. Но о ней позже, а пока несколько фотографий собственно балийских лодочных гаражей. Так сказать, конструкционная составляющая
.
Ну и о главном. Что, собственно, и привлекло меня к этой полосе гаражей – деятельность местных художников по раскрашиванию стен. Уличная живопись; мурал, если по латиноамерикански. Вообще манера разрисовывать стены довольно распространена в Индонезии – здесь же мы можем посмотреть применительно к лодочным гаражам в районе Чангги. По художественной манере я бы сказал, что разрисовывали гаражи 3-4 исполнителя и рисунки разного качества – от полной детской каляки-маляки до картинок, достойных Бэнкси. Впрочем, смотрите сами:
.
На этом наш проход по шеренге лодочных гаражей по берегу Индийского океана в районе Чанггу, сказочный остров Бали, завершим. Но многое еще впереди. Ведь остров Бали неисчерпаем, как атом...