Найти тему
SANEWS-ONLINE

Парадокс «чистых» автомобилей и «грязного» лития

Оглавление

В настоящее время каждый пятый новый автомобиль в Европейском Союзе, стремящемся к энергетической независимости, является электрическим. К 2035 году ЕС намерен электрифицировать весь парк своих автотранспортных средств, для чего потребуется огромное количество лития, добыча которого сильно загрязняет окружающую среду.

В настоящее время наряду с никелем и кобальтом литий является одним из трёх наиболее востребованных минералов на планете, поскольку он необходим для производства электромобилей будущего. По оценкам Международного энергетического агентства, мировой спрос на литий в период с 2020 по 2040 год увеличится на 42%.

Львиная доля производства лития и других металлов, необходимых для изготовления электрических батарей, приходится на Китай, который контролирует более 40% всей мировой добычи лития и почти 60% его переработки, а также Австралию и Южную Америку (в основном Чили).

Крупнейшие месторождения лития в мире © bloomberg.com
Крупнейшие месторождения лития в мире © bloomberg.com

Не имея возможности конкурировать, Европейский Союз, тем не менее, хочет уменьшить свою зависимость от основных стран-производителей и расширить собственную добычу этого крайне нужного металла. К сожалению, поскольку процесс добычи лития сильно загрязняет окружающую среду, ЕС придётся столкнуться с экологическими последствиями.

Сербская и португальская общественность выступают против

В настоящее время амбициозные планы Евросоюза строятся на предполагаемом вводе в эксплуатацию крупнейших литиевых месторождений в Сербии и Португалии.

Литий / Lithium (Li)
Литий / Lithium (Li)

В Сербии разработкой литиевого рудника в районе города Нови-Саде собирается заниматься англо-австралийская многонациональная горнодобывающая группа Rio Tinto, планы которой уже вызвали бурный протест местного населения.

В начале декабря тысячи протестующих против открытия рудника заполнили шоссе и мост, соединяющие столицу Белград с его пригородами, скандируя антиправительственные лозунги, держа в руках плакаты с критикой проекта строительства шахты.

По данным местных СМИ, более мелкие демонстрации были и в других городах, а в Белграде и Нови-Саде произошли небольшие стычки между противниками и сторонниками проекта.

Чуть менее напряжённая обстановка складывается вокруг предполагаемого открытия литиевого рудника в Португалии, где в начале декабря текущего года португальская нефтяная группа Galp Energia и шведский производитель электрических батарей Northvolt заключили соглашение о строительстве одного из первых в Европе заводов по переработке лития.

Литий - новая нефть
Литий - новая нефть

Сейчас этот проект, ожидающий одобрения экологического ведомства, вызывает серьёзное беспокойство у жителей города Ковас-ду-Баррозу, в непосредственной близости от которого будет находиться шахта.

Тем не менее, несмотря на недовольство местных жителей, в Евросоюзе надеются, что, начиная с 2026 года, созданная в Ковас-ду-Баррозу инфраструктура сможет выдавать столько лития, сколько потребуется для производства батарей для 700’000 электромобилей в год.

Надежда на новые типы батарей

«Экологические затраты на добычу и очистку руды для превращения её в металл очень высоки, – сообщила в своём интервью программе La Matinale на RTS профессор университета Гренобля Карин Самюэль. – Для этого требуется много воды и много энергии, которая должна производиться экологически чистым способом. В противном случае, если производить её на основе угля, мы будем выбрасывать в атмосферу огромное количество CO2 и ещё больше ухудшать углеродный баланс».

Аккумуляторная батарея Chevrolet Bolt EV © media.gm.com
Аккумуляторная батарея Chevrolet Bolt EV © media.gm.com

«Находясь в Европе, мы пока не видим загрязнения окружающей среды, связанного с добычей и переработкой литиевой руды, – подтверждает её слова специалист по риску цепочки поставок одной из компаний. – Поскольку весь этот грязный и экологически вредный процесс происходит не у нас, а где-то в дальних странах, из которых мы импортируем относительно недорогие материалы, а в ответ экспортируем им всё связанное с ними загрязнение».

Решение может быть найдено благодаря разработке новых батарей. «Многие эксперты считают, что используемый в наших автомобилях литий-ионный аккумулятор имеет слишком маленький срок службы, – продолжает Карин Самуэль, – поэтому в будущем мы надеемся разработать новые типы батарей. Хотя пока ещё трудно предположить, сможем ли мы при этом обойтись без использования лития». //SA

Текст: Татьяна Вилданова // SA

-----------------------------------------------------

Больше публикаций на сайте www.swissafisha.ch