Ему удавалось каким-то непостижимым образом передавать звуки и запахи... "Запах дождя и горячего асфальта. Аромат фиалок и душное дыхание солярки. Снежная поземка на затемненной улице. Свежесть цветущего сада...
Тишина и томление весны. Угар и грохот московского лета. Радость зимнего вечера, синего-синего, манящего теплыми огнями окон. Прелесть осеннего утра, убранного каплями росы. Шелест новых платьев. Цокот каблучков по доскам, перекинутым через лужи...
Первые звуки оркестра. Шепот притихшего зала. Пение ветра в лесах новостроек и смех девушек - штукатуров и маляров... Вздох актрисы
и колдовской свет рампы... Звонок телефона, обещающий разлуку... Весь этот поток звуков, запахов, красок охватывает вас, когда вы входите в мир сложный и простой, полный поэзии и будничности, радостей и печали.
Мир трепетного ощущения необыкновенности обыкновенной жизни, дарящей нам каждоминутно, каждодневно все новые открытия, - мир творчества художника Юрия Пименова" (И.Долгополов "Пименов") .
Именно этот поток звуков, запахов, красок захлестнул и меня, когда я перешагнула невидимый порог выставки художника в #новая третьяковка в конце сентября прошлого года. (Ссылка здесь)
А вчера выставка закрылась, ушла в "архив", оставив самые светлые воспоминания.
Делюсь отзывом Маргариты Христенко:
"Это первая #ретроспектива художника, хотя при жизни персональных выставок было, если я правильно запомнила, девять.
Мы говорим #Пименов - подразумеваем "Новая Москва", картину, которая, скорее всего, вдохновила режиссеров фильмов "Светлый путь" и "Сердца четырех" посадить Любовь Орлову и Валентину Серову за руль кабриолетов.
Но не "Новой Москвой" единой интересна #выставка. Кстати, у картины есть продолжение: "Фронтовая дорога"- та же самая девушка-водитель, спустя 7 лет, за рулем машины, едущей через разбомбленный город на передовую.
Есть на выставке "ранний" Пименов - 20-х годов, художник-станковист, создающий новые образы советских людей, используя приемы немецкого экспрессионизма. В этот период Юрий Иванович находился в основном под влиянием спортивно-индустриальной темы. А меня как магнитом притянула картина "Инвалиды войны" с их пустыми глазами и искаженными страшными лицами.
Пименова тогда обвиняли в буржуазности и формализме, а годы спустя сам художник усмотрел в своих ранних работах несовершенство формы. Даже уничтожил некоторые картины. К слову, на выставке утраченные работы есть, они воспроизведены на металле по сохранившимся фотографиям.
В 1931 году Пименова надломили тяжелая депрессия и болезнь. Какое-то время он совсем не мог работать, а потом произошла кардинальная смена творческого стиля - экспрессионистскую брутальность вытеснил импрессионизм.
Он обращается к женским образам, которые становятся его любимой темой до конца жизни. Юрий Иванович считал, что нет ничего прекрасней в искусстве, чем женская пластика.
Художник Альбер Андре в беседе с Ренуаром записал такие слова: "Будет ли обнажённая женщина выходить из солёной волны или вставать со своей кровати, будет ли она называться Венерой или Нини, - лучшего никто не изобретёт". И уж точно лучше, чем писать портреты вождей :)
Чудесные Франтихи, и Женщина в гамаке, и Девушка со стеклом, и Обнаженная с губкой...
А еще Пименов много работал для театра и кино, создавал декорации для спектаклей, как художник участвовал в оформлении фильмов «#кубанские казаки » и "Красное и черное", был мастером киноафиш и рекламных плакатов.
....
[...]времена были людоедские, не всякий #художник имел мужество сопротивляться, да и сейчас не каждый осмелится.
Критиковать за конформизм будут всё равно, но Пименов, мне кажется, останется необыкновенным художником обыкновенных вещей, о которых каждый придумает свою небольшую историю, будь то простой телефонный аппарат или гвоздики в раме ветрового стекла..."
Спасибо за внимание!!!
#третьяковская галерея #досуг в москве
Буду рада вашим 👍👍👍👍
и новым подписчикам