Посвящаю этот очерк племяннице писателя Г. А. Оль (1910 – 1993), архитектору, с которой мне посчастливилось общаться в юности…
Леонид Николаевич Андреев был одним из самых популярных, многогранных писателей конца XIX – начала XX века. Он – родоначальник отечественного экспрессионизма, разносторонне одарённая творческая личность, он оставил заметный след не только в русской, но и в мировой литературе. На его счету десятки рассказов, повестей, очерков, статей, 28 драм и три романа. С Дон Кихотом в «прекраснейшем смысле слова» сравнивал Л. Андреева Андрей Белый. А. А. Блок считал ведущим мотивом его творчества роковое разобщение людей, бессильных в своём одиночестве познать не только других, но и себя.
Самому же Андрееву нравилась мысль Конфуция: «Хватит жаловаться на тьму, зажги свою маленькую свечу».
Однажды в письме к матери Л. Андреев так определил себя: «Твой Леонид, сын и писатель, живописец, фотограф, моряк, отец множества детей и статей, учёный, садовод, куровод, свиновод и козловод (бывший ословод)».
Судьба же андреевского литературного наследия оказалась более чем незавидной. В тогдашней России творчество «вне времени и пространства», по определению самого писателя, «в политическом смысле никакого значения не имеющее», было как-то не совсем уместно. Андреева ещё кое-где переиздавали, кое-где ставили его пьесы, но былая слава «властителя дум» казалась уже преданием. В 1930 году вышел последний сборник его рассказов, а потом – долгие годы умолчания. Столь же скорым стало забвение и в эмиграции. Второе «открытие» творчества Леонида Андреева произошло в России в 1956 году, то есть 65 лет назад (юбилей!), с выходом сборника «Рассказов». Затем стали издаваться собрания сочинений писателя и книги, посвящённые его творчеству. Сегодня мы продолжаем постигать Леонида Николаевича Андреева…
Андреев открыл в литературе новый мир, овеянный дыханием мятежных стихий, тревожных мыслей, философских раздумий, творческих исканий.
Период жизни Л. Андреева 1905-1908 годов мало изучен, как, впрочем, и весь его самый главный, петербургский этап. Как это ни парадоксально, но летопись его жизни и творчества всё ещё мало связывается с конкретными адресами в городе и окрестностях, не считая известных и уже хрестоматийных.
Интересно отметить, что поселившись в Петербурге в годы Первой русской революции (до этого жил и работал в Москве), писатель проявлял большой интерес к изобразительному искусству и, хотя и не получил систематического художественного образования, очень серьёзно и успешно занимался живописью, рисунком, писал портреты, положительно оценённые крупнейшими русскими художниками И. Е. Репиным, В. А. Серовым, Н. К. Рерихом и другими; они отмечали в андреевских полотнах тонкое, интересное сочетание цветов и красок, особенности колорита.
Известный писатель преклонялся перед гением Микеланджело, его привлекали мрачные фантазии Ф. Гойи, он восхищался мастерством И. Е. Репина и В. А. Серова. В свою очередь яркая, красивая, запоминающаяся внешность Леонида Андреева не раз привлекала знаменитых художников. Так Репин написал три его портрета, лучший из них – в красной блузе, в свободной непринуждённой позе, находится в Тверской картинной галерее. По мнению современников и со слов племянницы Л. Н. Андреева Г. А. Оль он считался в то время одним из трёх самых красивых мужчин Петербурга. В эту тройку входили архитектор А. И. Дмитриев и А. А. Блок. Один из лучших портретов Л. Андреева написал в 1907 году В. А. Серов.
Позднее Леонид Николаевич увлёкся ещё и фотографией.
Как писатель Андреев использовал самые разные литературные стили. Но в фотографии он нашёл свой единственный стиль, реалистический и очень лиричный. Используя немецкое оборудование и французские технические средства, Андреев осваивал самые последние достижения в искусстве фотографии.
Андреевские фотографии – чёрно-белые и цветные, которые наиболее его увлекали, – это работа фотографа-экспериментатора. Кстати, профессионалы до сих пор называют его одним из лучших в мире мастером цветной фотографии!
Родные, друзья, цветы, утёсы, зелёные воды Финского залива, пейзажи Италии – всё становилось объектом его внимания. Фотографии напоминают подчас фильмы И. Бергмана, несут в себе идею вселенной, словно находящейся под угрозой ужасного потрясения.
В 1910-е годы Л. Андреев исполняет множество автопортретов.
Работал Леонид Николаевич в технике «автохром»: делал снимки на стекле. Стёкла двойные и соединялись между собой тонкой полоской бумаги. Их надо было рассматривать через стереоскоп – получалось объёмное изображение.
Автохром – один из старейших процессов цветной фотографии. Был запатентован братьями Люмьер в 1903 году и вышел на рынок в 1907-м, оставаясь единственным массовым способом цветной фотосъёмки вплоть до 1935 года.
Стеклянная пластина покрывалась маленькими круглыми частичками прозрачного крахмала, бессистемно окрашенного в основные цвета, а затем спрессованного. Зазоры заполнялись углеродной сажей, а для создания водонепроницаемости сверху наносился лак.
Л. Н. Андреев был одним из первых фотографов в России, применивший эту технику.
Известно около 400 цветных стереоавтохромов Андреева, большая часть которых хранится в русском архиве г. Лидса (Великобритания).
В те же 1910-е годы Л. Н. Андреев увлекался и киносъёмкой; он также проявлял особый интерес к кинематографу. В его пристрастиях к кино сказались и некоторые особенности его характера. К. И. Чуковский видел в Андрееве страстного актёра, игравшего в жизни какие-то роли. Писатель предстаёт в его воспоминаниях то лихим моряком, то художником, то фотографом, то любителем граммофонной музыки.
В статье «Письма о театре» Леонид Андреев скажет: «Едва ли какое-нибудь другое изобретение было встречено с большим недоверием и даже пренебрежением, нежели кинематограф – живая фотография. Если вся мировая улица и низы интеллигенции с восторгом и упоением отдались власти «кинемо», то на верхах к нему отнеслись холодно и враждебно. Когда года два или три назад я впервые заговорил с некоторыми из писателей о громадном и ещё неосознанном значении кинематографа, о той выдающейся роли, какую суждено ему сыграть при разрешении проблемы театра, я мог вызвать только усмешку и упрёки в излишнем фантазёрстве».
В 1912 году, когда слава Л. Андреева гремела на всю Россию, писатель получил необычное по тем временам предложение от начинающего молодого кинорежиссёра, будущего классика отечественного кино, Якова Протазанова, к тому времени самостоятельно поставившего всего два фильма из ста пяти экранных произведений, созданных им за долгую плодотворную жизнь. Протазанов просил Леонида Андреева переделать для кино его пьесу «Анфиса», шедшую с большим успехом в одном из московских театров.
В истории русского кинематографа это был первый случай, когда крупного писателя пригласили в кино в качестве автора сценария.
Андреев считал кинематограф «гением внешней изобретательности». Работая над экранизацией, он пытался привнести в кино новейшие достижения театральной эстетики.
Сам Протазанов впоследствии вспоминал, что приход Андреева в кино привёл к пересмотру общественных оценок нового искусства. «Старые актёры, – писал Протазанов, – перестали утверждать, что кинематограф дальше балагана не уйдёт, а среди молодых появились энтузиасты и фантасты, убеждённые, что именно кинематографу суждено повернуть земной шар».
Серьёзная работа, которую проделал Леонид Андреев над сценарием, его статья о значении киноискусства во многом способствовали изменению отношения к кино со стороны других русских писателей. Под прямым влиянием успеха фильма «Анфиса» (1912) начали работать для кинематографа известные литераторы – А. И. Куприн, А. В. Амфитеатров, С. Г. Скиталец.
«Анфиса» открыла длинный список экранизаций произведений Леонида Андреева, насчитывающий около пятнадцати названий. В предреволюционное десятилетие влияние его произведений на становление русского художественного кинематографа было очень большим.
Леонид Андреев многое верно предвидел в развитии мирового кинематографа. Но главное – он поверил в новое искусство, в его возможности. «Я великий поклонник кинематографа», – говорил писатель ещё в самом начале его зарождения…
В 1905 году Андреев бывал на собраниях деятелей литературы и РСДРП (он много делал для революции, особенно для оказания помощи бастующим рабочим) в Териоках (ныне Зеленогорск), Лесном, Озерках – тогда он и узнал, и оценил красоту этих мест. Сложные жизненные обстоятельства и даже угроза убийства черносотенцами вынуждали писателя жить в Финляндии; у М. Горького на Капри. В сентябре 1907 года Андреев поселился в доходном доме К. Х. Кельдаля – № 13 на Каменноостровском проспекте, построенном в начале ХХ века архитектором В. В. Шаубом (в 2003 году на фасаде была установлена посвящённая писателю мемориальная доска; скульптор – Татьяна Милорадович). Надо сказать, что Андреев, как и Горький, был принципиальным сторонником модерна.
По свидетельству сына писателя – Вадима Леонидовича, тут бывали М. Горький, А. Блок, К. Чуковский и многие другие писатели. Правда, прожил там Леонид Николаевич всего один год – с 1907 по 1908-й. Ещё один адрес, где жил писатель в 1914−1917 годах, –доходный дом К. И. Розенштейна – Большой проспект ПС, 75.
Расцвет творчества, большая популярность, духовная драма, вызванная поражением революции и – неприятие большого города: «Я боюсь города, я люблю море и лес», – писал Леонид Андреев.
С весны 1908 года, когда Андреев женился на своей второй супруге, Анне Ильиничне, местом постоянного жительства писателя и его семейства стала финская деревня Ваммельсуу (ныне посёлок Серово) на Карельском перешейке. Здесь стоял знаменитый андреевский дом, в котором и вокруг которого происходило большинство из описываемых в дневнике и письмах того периода событий.
Несохранившаяся деревянная дача в стиле «северного модерна» была построена в 1908 году по проекту талантливого архитектора, выпускника Института гражданских инженеров Андрея Андреевича Оля (автора знаменитого «Дома Радости» – «Слезы социализма» на улице Рубинштейна, 7), который был женат на сестре Андреева Римме Николаевне (1881 – 1941).
В проекте Оль использовал эскизы самого Леонида Николаевича.
Вилла называлась «Аванс», поскольку была построена на авансы, полученные Л. Андреевым от издателей.
«Северный стиль» сооружения архитектор Оль подчеркнул крутой многослойностью крыш, замысловатостью деталей внутренней отделки, в частности, печей и каминов. В доме было пятнадцать комнат, над ярко-красной черепичной крышей возвышалась квадратная пятнадцатиметровая башня. Сложенный из громадных брёвен дом обогревался двадцатью печами. Грандиозный кабинет был важнейшей достопримечательностью дома. В простенках на картоне углём были сделаны Леонидом Николаевичем копии офортов Ф. Гойи.
Благодаря широте души Л. Н. Андреева его «Аванс» был одним из центров общественной и культурной жизни Петербурга и Финляндии начала ХХ века.
В 1912 году Л. Андреевым был написан «Он. Рассказ неизвестного», навеянный обстановкой дома писателя. В доме у Нордена, героя рассказа, мечтавшего построить церковь в «норманнском» (т.е. скандинавском) стиле, как и у Андреева, всегда гости. Но если у Андреева бывали преимущественно люди искусства, то у Нордена часто бывали случайные гости. Прототипом Нордена послужил Михаил Степанович Воронин, известный петербургский предприниматель и домовладелец. Второй герой рассказа, студент, очень похож на молодого Андреева. В этом мистическом андреевском рассказе описана и соседняя, не менее эффектная деревянная дача Воронина (не сохранилась, как и вилла «Аванс»).
В 1912-1918 годах Л. Н. Андреев часто гостил у сестры в городе на Неве, на Аптекарском проспекте, 6, доме напротив Ботанического сада, построенном в 1912 году А. А. Олем. Дочь зодчего и сестры Андреева Галина Андреевна Оль (1910 – 1993), тоже архитектор, оставила воспоминания о своём светлом счастливом детстве в этом доме и о тёплом отношении к ней её дядюшки.
Андрееву не суждено было играть роль оторванного от событий наблюдателя и отвлечённого созерцателя, так как гражданская война в Финляндии охватила и Карельский перешеек, так что писатель оказался в центре драматических событий.
В дневнике Андреева отражаются военные события того периода. В апреле 1918 года и Куоккала (ныне Репино), и Териоки (ныне Зеленогорск), и Уусикиркко (ныне Поляны) оказались в руках белофиннов, а красные отступали к Ино и Выборгу, либо бежали в Россию.
Следствием победы белых было закрытие пролегавшей к востоку от Ваммельсуу вдоль Сестры-реки границы между Финляндией и Россией.
Прервалась почтовая связь с родными и друзьями, и прекратилась регулярная доставка петроградских газет, и Андреев начинает следить за новостями главным образом по русским газетам, выходящим в Хельсинки.
Семейство писателя разделяло со всеми жителями Финляндии «нормальные» материальные лишения периода гражданской войны. Продолжать жить в огромном доме в Ваммельсуу стало невозможно, и с конца августа 1918 года Андреевы жили на разных дачах в соседней деревне Тюрисевя (ныне Ушково), Вохнала (ныне Пески), возвратившись в Ваммельсуу всего недель на семь в мае-июне 1919 года.
Леонид Андреев трагически воспринимал события, происходившие на его родине в годы начавшейся Гражданской войны.
Радостью для Андреева был приезд в Финляндию в октябре 1918 года Николая Константиновича Рериха, его друга, считавшего, что у Андреева «космическое мышление». Рерих поощрял желание Андреева вернуться к творческой и публицистической деятельности.
Единственное выступление Л. Андреева на финско-русскую «злобу дня», статья «Финляндия должна быть независима…» не была закончена. Во второй половине февраля 1919 года на страницах русской прессы в Финляндии возникла дискуссия по вопросу о признании независимости Финляндии. Статья Андреева представляет собой отклик на эту дискуссию. «…Русскому предоставлена только обязанность: ежедневно благодарить за гостеприимство, посылать… горячие телеграммы по начальству и восторгаться великодушием финского народа, который не высылает его в Россию под большевистские расстрелы…», – писал Леонид Андреев.
Леонид Андреев умер в 1919 году от паралича сердца в возрасте 48 лет на территории нынешнего посёлка Горьковское (ранее поселок Нейвола) на даче у своего друга – врача и литератора Ф. Н. Фальковского, куда он с женой, детьми и старушкой матерью переселился, чтобы быть дальше от русской границы.
Леонида Николаевича Андреева похоронили на кладбище Картавцева у деревни Метсякюля (ныне Молодёжное). Для русской интеллигенции в Финляндии Л. Андреев в тылу был тем же, чем Юденич на фронте. По свидетельству современников, за гробом писателя шли крестьяне-финны из окрестных деревень.
После Великой Отечественной войны прах Леонида Андреева был перенесён на Литераторские мостки Волкова кладбища (1956), а могила его матери, похороненной через год после сына на том же кладбище Картавцева, была уничтожена, как и другие захоронения кладбища вокруг храма Всех скорбящих радости на Марьиной горе у Чёрной речки…
В конце XX – начале XXI века Леонид Андреев снова обрёл популярность. Библейские и богоборческие мотивы его повести «Иуда Искариот» легли в основу фильма Михаила Каца «Пустыня» и фильма «Иуда» Андрея Богатырёва 2013 года. Повесть «Жизнь Василия Фивейского» стала фильмом «Очищение». Актёр Дмитрий Золотухин для режиссёрского дебюта выбрал рассказ «Христиане», в своё время получивший высокую оценку Л. Н. Толстого…
Сегодня надо читать Леонида Николаевича Андреева, чтобы увидеть и представить преемственность в русской литературе. Андреев заслужил право на нашу память и уважение. В 2016 году на Рощинском шоссе Курортного района, на границе Петербурга и Ленинградской области в районе посёлка Серово на дорожной обочине появился памятник. На страницах раскрытой книги высечен портрет Леонида Андреева и надпись: «Яркий представитель Серебряного века русской литературы, родоначальник русского мистицизма и экспрессионизма…». Хочется надеяться, что и в Петербурге появятся памятник писателю и улица его имени.
Автор статьи — Гаврис Надежда Валерьевна, сотрудник библиотеки «На Стремянной», СПб ГБУК «МЦБС им. М. Ю. Лермонтова», экскурсовод, автор цикла экскурсий «Вокруг Дворцовой слободы» и ряда путеводителей по истории города, участница краеведческих передач на радио «Петербург». Член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Лауреат Международного литературного конкурса «Двое» памяти Д. С. и З. Н. Мережковских 2015 г., дипломант конкурса «Серебряный голубь России» 2016 г.
Вам понравилась статья? Тогда обязательно ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Петербургские прогулки», чтобы всегда читать интересные и полезные материалы о путешествиях, туризме и Петербурге.