Найти в Дзене
Моя прелесть

Как Екатерина Великая использовала свои великолепные драгоценности для демонстрации власти?

Здравствуйте, дорогие друзья. Совсем недавно мы писали о наследии Екатерины Великой в ювелирном искусстве, и о том, как оно повлияло на современные украшения. Екатерина любила роскошь и с огромным удовольствием принимала дорогие подарки. Также она использовала свою экстраординарную коллекцию драгоценностей для того , чтобы укрепить свой авторитет просвещенного монарха.

Императрица России Екатерина Великая была героем нескольких недавних телесериалов, в том числе «Великая» с Эль Фаннинг в главной роли.

-2

Российская императрица, правившая в Золотой век (1762-1796), считала, что великие драгоценности также важны, как и великая армия. Одна легенда гласит, что она надевала дополнительные изумруды перед тем, как вступать в особо трудные переговоры со своими генералами.

Другая история связана с индийским бриллиантом и ее любовником. Григорий Орлов помог свергнуть мужа Екатерины и сделать ее императрицей (Екатерина никогда не любила своего мужа Петра), после чего у них начался долгий роман. Екатерина покончила с этим — она ушла к Григорию Потемкину, — но у Орлова появилась идея. Он знал о знаменитом бриллианте, о котором мечтала императрица, и он получил его, чтобы попытаться вернуть благоволение императрицы. Екатерина сохранила бриллиант — он стал частью Российского Императорского скипетра в 1774 году, — но все же не приняла ухаживания Орлова.

-3

Вы можете увидеть этот бриллиант под названием «Орлов» в экспозиции Кремлевского алмазного фонда. Вы не увидите его в мини-сериале о Екатерине Великой с Хелен Миррен в главной роли. «В сериале нет бриллианта Орлова, — объясняет художник по костюмам Майя Меседе. - Мы бы с удовольствием воссоздали его, но это было слишком сложно».

-4

Однако украшения играют ключевую роль в сериале, как и в жизни Екатерины, ее чувстве силы и самобытности. В фильме были воссозданы бриллиантовая брошь в виде банта и колье, а также тиара, изображенная на одном из многочисленных портретов Екатерины, написанных во время ее правления.

«Есть также репродукции красивых золотых и жемчужных серег и ожерелья, вдохновленных русским фольклорным орнаментом, — говорит Меседе. - Они во многом основаны на традиционной русской крестьянской одежде. В Екатерине не было ни капли русской крови, поэтому ей нужно было использовать эти драгоценности, чтобы доказать, насколько она стала русской».

-5

Для Екатерины, по словам Меседе, «ювелирные украшения служили посланием. Это была чистая политика». Богатство и процветание региона во время ее правления были главными среди целей, которые она преследовала и добивалась, в том числе, своими украшениями.

«Русские драгоценности того периода, по сравнению с французскими или германскими драгоценностями того же времени, гораздо крупнее и ярче». А бриллианты были просто огромными. В платьях того времени чем шире нижняя юбка вашего платья, тем богаче и могущественнее вас считали», — говорит модельер, которая изучила биографии Екатерины и Петра Великого, прежде чем посетить Эрмитаж, чтобы рассмотреть царские наряды. «То же самое было и с бриллиантами. Посмотрите на ожерелья, которые Екатерина носит на каждом портрете. И в ее волосах всегда есть дополнительные драгоценности».

На протяжении многих лет Екатерина Великая изображалась во многих образах, в том числе Элизабет Бергнер в фильме 1934 года «Восстание Екатерины Великой».

-6

Эти драгоценности также поддерживали Екатерину, когда она втайне сомневалась в своей силе. Было ли лучше, если бы она родилась мужчиной, спросила она однажды своего доверенного советника, который и назвал ее Екатериной Великой? Тот ответил быстро и мудро: «Поверьте мне, вы производите гораздо более сильное впечатление в своем красивом вышитом оранжево-красном бархатном доломане или тунике, чем может быть когда-либо мужчина в сапогах и с кушаком на плече. Кроме того, пять огромных бриллиантов сверкающих в ваших волосах, гораздо эффективнее, чем мужская шляпа, которая либо смехотворно мала, либо смехотворно велика».

Такое проявление власти Екатерины вдохновляли других влиятельных женщин, в первую очередь американского филантропа Марджори Мерриуэзер Пост, которая собрала коллекцию памятных вещей Екатерины Великой, некоторые из которых сейчас выставлены в ее доме-музее в Вашингтоне, округ Колумбия. Доктор Уилфрид Цейслер, главный куратор поместья, музея и садов Хиллвуд, также изучал использование Екатериной украшений как демонстрации власти.

-7

«На многих портретах российская императрица Екатерина Великая часто изображается в великолепных украшениях, которые стали частью связанной с ней иконографии», — говорит Цейслер. «С 1762 года ее часто изображают в исторических украшениях из регалий русской короны, которые она носила во время пышной церемонии коронации в Москве в том же году. Ее украшения служили символами имперской власти и средством оправдания ее положения после государственного переворота».

Корона была изготовлена ​​в 1884 году из бриллиантов, которые когда-то были частью драгоценностей, заказанных Екатериной Великой в ​​1767 году. Сейчас она находится в поместье, музее и садах Хиллвуд.

Избранная Екатериной иконография вышла за рамки простого самопроецирования. Она хотела ассоциировать себя с духом просвещения того времени, хотя и не как другие, заметьте. «Екатерина также была представлена ​​в современных украшениях, что свидетельствует о ее вкусе к классическому дизайну, вдохновленному греческой и римской древностью», — говорит Цейслер. «Подобно женщине-философу, Екатерина изображала из себя просвещенную монархию и была названа французским философом Вольтером «Семирамидой России», имея в виду легендарную царицу Вавилона».

Еще одна вещь в коллекции Hillwood — часы с подвеской из бриллиантов и рубинов с вензелем императрицы, которые она, вероятно, заказала. Оно досталось ее внучке великой княгине Марии Павловне (она вышла замуж за великого герцога Саксен-Веймарского в 1804 году). Часы оставались в семье до 1949 года, а Пост приобрела их в 1953 году.

Знаменитая венчальная корона Романовых также выставлена ​​в Хиллвуде. Корона была изготовлена ​​в 1884 году из бриллиантов, которые когда-то были частью драгоценностей, заказанных Екатериной в 1767 году.

-8

Этот изумруд принадлежал Екатерине Великой и более 100 лет находился в российской императорской коллекции. Он был продан на Christie’s за 4 миллиона долларов. Революция 1917 года оставила большую часть императорских драгоценностей загадкой. Некоторые экспонаты были вывезены контрабандой из России, и многие из них были проданы на аукционе Christie's в 1927 году. Некоторые из них до сих пор выставлены в Эрмитаже; местонахождение многих других неизвестно. Когда они все-таки появляются на аукционном рынке, интерес к ним бешеный, а цены высокие. В 2010 году Christies продали изумрудную брошь, которая когда-то принадлежала Екатерине, за 1,6 миллиона долларов, а в мае изумрудное ожерелье императрицы было продано за 4,3 миллиона долларов.

-9

А вы видели эти бесценные экспонаты? Как считаете, помогали ли они Екатерине в её управлении государством?