Найти тему
Интерэкспертиза

ФНС РФ направила рекомендации об осуществлении налогового контроля по прослеживаемым товарам

ФНС России Письмом от 03.12.2021 № ЕА-4-15/16911@ направила рекомендации по организации работы в налоговых органах с использованием национальной системы прослеживаемости товаров.

Как следует из Письма, если при обработке сведений, содержащихся в НСПТ, в автоматизированном режиме выявляются расхождения, происходит формирование рисков, которые делятся на риски, имеющие налоговую составляющую и не имеющие налоговую составляющую (технические).

Налоговую составляющую имеют следующие виды рисков:

- отрицательный остаток, разрыв цепочки - срабатывает у налогоплательщика, у которого в разделе 9 декларации по НДС количество прослеживаемого товара отражено меньше, чем у покупателя в разделе 8 декларации по НДС либо Отчете об операции с кодом операции 17 или 18;

- завышенная/заниженная стоимость реализации - срабатывает у налогоплательщика, у которого средний процент увеличения (уменьшения) стоимости реализации по аналогичным группам товаров больше (меньше) порогового значения.

Лицам, осуществляющим операции с прослеживаемыми товарами, следует иметь в виду, что информация о рисках, имеющих налоговую составляющую, передается в информационно - аналитическую систему контрольного блока АИС «Налог-3» ФНС России для проведения мероприятий налогового контроля.

Объем таких мероприятий разделяется ФНС России в зависимости от периодов их проведения.

Учитывая, что положения КоАП РФ в части регулирования операций с товарами, подлежащими прослеживаемости, предположительно вступят в силу 01.07.2022, то до 01.07.2022 в целях обеспечения полноты и достоверности передаваемой информации по товарам, подлежащим прослеживаемости, в случае выявления противоречий, несоответствий в Уведомлениях о перемещении, в Отчете об операциях, а также в НД по НДС, налогоплательщикам в автоматическом режиме направляются информационные письма с целью анализа сведений, отраженных в представленных документах (Уведомлении о перемещении, Отчете об операциях, НД по НДС), и представления уточненных НД по НДС (с внесенными изменениями в разделы 8, 9 декларации), Отчетов об операциях.

В отношении налогоплательщиков, по которым выявлены риски с налоговой составляющей, ФНС России указывает на необходимость проводить после 01.07.2022 соответствующие мероприятия налогового контроля:

1) в соответствии с п. 8.9 ст. 88 НК РФ истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий между сведениями, содержащимися в представленных документах.

Истребование счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, осуществляется с целью проверки и подтверждения сведений, отраженных налогоплательщиком в налоговых декларациях, в Отчетах об операциях, в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, в том числе в целях установления фактических обстоятельств по исполнению договорных обязательств по сделкам, связанным с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости;

2) в соответствии со ст. 31 НК РФ вызвать в налоговый орган налогоплательщика для дачи пояснений в связи с выявленными рисками, расхождениями, противоречиями между сведениями, содержащимися в налоговой декларации и сведениями, содержащимися в Отчете об операциях, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости;

3) в соответствии со ст. 86 НК РФ запросить выписки по операциям на счетах налогоплательщика и провести анализ движения денежных средств по расчетным счетам, по результатам которого необходимо установить, осуществлялась ли налогоплательщиком финансово-хозяйственная деятельность (оплата электроэнергии, арендная плата, оплата складских помещений и другие расходы), уплата таможенных пошлин, налогов при импорте прослеживаемого товара, поступление, перечисление денежных средств за товар, подлежащий прослеживаемости;

4) в соответствии со ст. 92 НК РФ провести осмотр территорий, помещений на предмет возможности их использования для хранения товаров, подлежащих прослеживаемости, в заявленных налогоплательщиком объемах, а также для определения соответствия фактических данных о товарах, подлежащих прослеживаемости, документальным данным, представленным проверяемым лицом;

5) в соответствии со ст. 90 НК РФ осуществить допрос лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, с целью установления обстоятельства заключения и осуществления сделки по поставке прослеживаемого товара, его транспортировки с учетом технических характеристик транспортного средства, погрузки, разгрузки товара, принятия товара на учет и т.д.;

6) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ истребовать у контрагента, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию) для проверки и подтверждения сведений о конкретной сделке, связанной с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости.

Налоговым органам указывается, что по результатам мероприятий налогового контроля необходимо провести работу, направленную на побуждение налогоплательщика к добровольному уточнению своих налоговых обязательств и внесения исправлений в налоговую декларацию.

При наличии доказательной базы по установлению фактов и обстоятельств, свидетельствующих об умышленном занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (нарушение положений ст. 54.1 НК РФ) - рассмотреть вопрос о составлении акта камеральной налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ и вынесении решения о привлечении к ответственности в соответствии со ст. 101 НК РФ.

С даты вступления в силу изменений в КоАП РФ (предположительно с 01.07.2022) рекомендуется в случае выявления непредставления или несвоевременного представления Отчетов об операциях, неполного отражения (искажения) реквизитов прослеживаемости в документах, представленных налогоплательщиком (Отчет об операциях, счета-фактуры, универсальные передаточные документы), нарушения установленного способа представления счетов-фактур и универсальных передаточных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, привлечь лицо к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.