Если вы открыли эту статью, значит заинтересовались составлением оферты вашего бизнеса. Предприниматели не всегда понимают, для чего нужен этот документ. Но раз у всех на сайте опубликована оферта, то и вам она обязательно нужна. Или нет?
1. Разберемся с терминами.
Что такое оферта? Простыми словами – это предложение заключить договор. В оферте вы указываете существенные условия, на которых будет строиться сделка (ст. 435 ГК РФ).
Соответственно, оферта – это не вид договора.
Поэтому правильно говорить «оферта», а не «договор-оферта» / «договор оферты» и т.д.
2. Кому пригодится оферта?
На первый взгляд кажется, что мир поделился на два лагеря:
1) одни рассказывают, как вести дела, чтобы никто не принял ваши публикации на сайте за оферту,
2) другие – намеренно ищут юриста, который мог бы составить для них оферту (или просто копируют оферту с чужого похожего сайта).
Это как минимум наталкивает на мысль, что необходимость составления оферты зависит от характера вашей деятельности. Потому что в одних случаях направление оферты для вас может быть невыгодным, а в других – единственно возможным способом работы.
3. Почему некоторые предприниматели избегают оферты?
Согласно ч. 2 ст. 435 ГК РФ оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.
Если вы направили контрагенту предложение заключить сделку со всеми существенными условиями для этого вида сделки (например, указали что готовы поставить товар в такой-то срок, в таком-то количестве и по конкретной цене), то при получении акцепта от клиента безоговорочно должны будете исполнить условия такого предложения.
Акцепт (ст. 438 ГК РФ) – это ответ о принятии оферты.
Соответственно, вы обязаны вступать в договорные отношения с каждым, кто акцептировал оферту. Свободы выбора у вас не остается. Даже если такое сотрудничество будет для вас невыгодным.
Вполне возможна ситуация, когда вы схематично набросаете потенциальному контрагенту схему работы без подробностей, а он акцептует это как оферту и потребует исполнения договора на предложенных вами условиях. Хотя в этих условиях может и не быть каких-то важных для вас условий. Например, по порядку доставки товара, или о сроках оплаты. Но отказаться вы уже не сможете.
Вот почему для некоторых слово «Оферта» звучит как нечто страшное.
Вывод следующий: предприниматели боятся оферты в том виде, когда она появляется непроизвольно – в ходе переписки по электронной почте или разговора по телефону. Вы вроде как и не были уверены, что все обговорили, а обязанность исполнить договор уже возникла.
Другое дело, когда речь идет о хорошо подготовленном тексте оферты, который специально размещен на вашем сайте.
4. Когда оферта – лучший выход для бизнеса?
Каждый раз, когда вы продаете свои услуги или товары клиентам, вы заключаете с ними договор. Даже если на деле никакие бумаги не подписываются. Даже если слово «договор» в вашем взаимодействии не используется. Даже если этих клиентов 10 000 в день.
Очевидно, что гораздо выгоднее для предпринимателя заранее прописать в текстовом виде условия работы с клиентами, чтобы на случай претензий максимально обезопасить себя. Самому определить условия игры, а не полагаться на волю случая.
А теперь представьте, что у вас, например, продажи онлайн-продуктов через сайт, и клиентов действительно проходит очень много.
Не будете же вы с каждым отдельно обмениваться сканами подписанного договора или отправлять друг другу документы почтой. Так все клиенты разбегутся.
Гораздо проще сделать как раз оферту, в которой пропишете все условия вашей работы и установите как происходит акцептование – с какого момента у вас появится обязанность исполнять договор.
И наоборот, когда вы, скажем, работаете в сегменте B2B с большими заказами, с индивидуальными условиями для разных клиентов, оферта для вас будет скорее помехой. В этом случае гораздо проще и безопаснее для вас будет именно заключение классического двустороннего договора в письменном виде без предварительной публикации оферты.
5. Что должно быть в вашей оферте?
Конечно, в общей статье никогда не распишешь, что должно быть именно в вашей оферте. Но есть моменты, которые стоит держать в голове при составлении текста оферты.
а) То с чего мы начали: ну пожалуйста, не пишите в заглавии документа «ДОГОВОР ОФЕРТЫ». Это выдает несерьезность отношения к вопросу.
б) Ваша оферта должна соответствовать одновременно двум критериям: требованиям ст. 435 – 443 ГК РФ об оферте и актцепте, и требованиям того раздела ГК РФ, который относится к вашему виду договорных отношений. То есть, если вы собираетесь консультировать своих клиентов, то вы учитываете еще и положения гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
в) Обязательно пропишите, что является акцептом оферты. Во многих случаях, акцептом признают момент полной оплаты или размещения письменной заявки. В любом случае, это будет действие, которое четко вам даст понять, что клиент однозначно готов сотрудничать и принять от вас исполнение обязательств.
г) Укажите свои реквизиты как исполнителя / продавца / подрядчика и т.д. То есть должно быть прописано наименование организации или ИП, указан ИНН, платежные реквизиты и т.д. Иначе не будет понятно, кто вообще предлагает заключить договор.
д) Если работаете в сегменте B2C, то не забывайте, что условия оферты, как и любого другого договора в таком случае, не должны противоречить условиям ФЗ «О защите прав потребителей».
Это общие моменты, которые нужно понимать, если вы задумались о необходимости оферты. Надеюсь, эта статья может оказаться для кого-то полезной.
Если меня читают коллеги-юристы: какие советы вы бы еще могли дать для составления оферты? :)