Найти тему

Оферта на сайт: кому она нужна и как составить?

Если вы открыли эту статью, значит заинтересовались составлением оферты вашего бизнеса. Предприниматели не всегда понимают, для чего нужен этот документ. Но раз у всех на сайте опубликована оферта, то и вам она обязательно нужна. Или нет?

1. Разберемся с терминами.

Что такое оферта? Простыми словами – это предложение заключить договор. В оферте вы указываете существенные условия, на которых будет строиться сделка (ст. 435 ГК РФ).

Соответственно, оферта – это не вид договора.

Поэтому правильно говорить «оферта», а не «договор-оферта» / «договор оферты» и т.д.

-2

2. Кому пригодится оферта?

На первый взгляд кажется, что мир поделился на два лагеря:

1) одни рассказывают, как вести дела, чтобы никто не принял ваши публикации на сайте за оферту,

2) другие – намеренно ищут юриста, который мог бы составить для них оферту (или просто копируют оферту с чужого похожего сайта).

Это как минимум наталкивает на мысль, что необходимость составления оферты зависит от характера вашей деятельности. Потому что в одних случаях направление оферты для вас может быть невыгодным, а в других – единственно возможным способом работы.

3. Почему некоторые предприниматели избегают оферты?

Согласно ч. 2 ст. 435 ГК РФ оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.

Если вы направили контрагенту предложение заключить сделку со всеми существенными условиями для этого вида сделки (например, указали что готовы поставить товар в такой-то срок, в таком-то количестве и по конкретной цене), то при получении акцепта от клиента безоговорочно должны будете исполнить условия такого предложения.

Акцепт (ст. 438 ГК РФ) – это ответ о принятии оферты.

Соответственно, вы обязаны вступать в договорные отношения с каждым, кто акцептировал оферту. Свободы выбора у вас не остается. Даже если такое сотрудничество будет для вас невыгодным.

Вполне возможна ситуация, когда вы схематично набросаете потенциальному контрагенту схему работы без подробностей, а он акцептует это как оферту и потребует исполнения договора на предложенных вами условиях. Хотя в этих условиях может и не быть каких-то важных для вас условий. Например, по порядку доставки товара, или о сроках оплаты. Но отказаться вы уже не сможете.

Вот почему для некоторых слово «Оферта» звучит как нечто страшное.

Вывод следующий: предприниматели боятся оферты в том виде, когда она появляется непроизвольно – в ходе переписки по электронной почте или разговора по телефону. Вы вроде как и не были уверены, что все обговорили, а обязанность исполнить договор уже возникла.

Другое дело, когда речь идет о хорошо подготовленном тексте оферты, который специально размещен на вашем сайте.

4. Когда оферта – лучший выход для бизнеса?

Каждый раз, когда вы продаете свои услуги или товары клиентам, вы заключаете с ними договор. Даже если на деле никакие бумаги не подписываются. Даже если слово «договор» в вашем взаимодействии не используется. Даже если этих клиентов 10 000 в день.

Очевидно, что гораздо выгоднее для предпринимателя заранее прописать в текстовом виде условия работы с клиентами, чтобы на случай претензий максимально обезопасить себя. Самому определить условия игры, а не полагаться на волю случая.

А теперь представьте, что у вас, например, продажи онлайн-продуктов через сайт, и клиентов действительно проходит очень много.

Не будете же вы с каждым отдельно обмениваться сканами подписанного договора или отправлять друг другу документы почтой. Так все клиенты разбегутся.

Гораздо проще сделать как раз оферту, в которой пропишете все условия вашей работы и установите как происходит акцептование – с какого момента у вас появится обязанность исполнять договор.

И наоборот, когда вы, скажем, работаете в сегменте B2B с большими заказами, с индивидуальными условиями для разных клиентов, оферта для вас будет скорее помехой. В этом случае гораздо проще и безопаснее для вас будет именно заключение классического двустороннего договора в письменном виде без предварительной публикации оферты.

5. Что должно быть в вашей оферте?

Конечно, в общей статье никогда не распишешь, что должно быть именно в вашей оферте. Но есть моменты, которые стоит держать в голове при составлении текста оферты.

а) То с чего мы начали: ну пожалуйста, не пишите в заглавии документа «ДОГОВОР ОФЕРТЫ». Это выдает несерьезность отношения к вопросу.

б) Ваша оферта должна соответствовать одновременно двум критериям: требованиям ст. 435 – 443 ГК РФ об оферте и актцепте, и требованиям того раздела ГК РФ, который относится к вашему виду договорных отношений. То есть, если вы собираетесь консультировать своих клиентов, то вы учитываете еще и положения гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.

в) Обязательно пропишите, что является акцептом оферты. Во многих случаях, акцептом признают момент полной оплаты или размещения письменной заявки. В любом случае, это будет действие, которое четко вам даст понять, что клиент однозначно готов сотрудничать и принять от вас исполнение обязательств.

г) Укажите свои реквизиты как исполнителя / продавца / подрядчика и т.д. То есть должно быть прописано наименование организации или ИП, указан ИНН, платежные реквизиты и т.д. Иначе не будет понятно, кто вообще предлагает заключить договор.

д) Если работаете в сегменте B2C, то не забывайте, что условия оферты, как и любого другого договора в таком случае, не должны противоречить условиям ФЗ «О защите прав потребителей».

Это общие моменты, которые нужно понимать, если вы задумались о необходимости оферты. Надеюсь, эта статья может оказаться для кого-то полезной.

Если меня читают коллеги-юристы: какие советы вы бы еще могли дать для составления оферты? :)