Винил - это утреннее свежее кофе. Я этот напиток совсем не пью, но знаю многих людей, которые не мыслят начало дня без него. А ведь есть чай, есть сок, есть, в конце концов, вода... Но - нет, люди стоят в очередях в кофейнях, готовят напиток себе по утрам, первым делом, ещё даже толком не проснувшись, и всё по простой причине - из-за любви к кофе. Винил он такой же: его просто любишь и финита ля комедия! И пускай он горький и горячий, как кофе, зато с ним действительно и трава зеленее, и солнце ярче, и Уран всё также далёк, но как будто на несколько миллионов километров ближе.
Пластинки в коллекции - это ваше ДНК, ещё одно важное проявление человеческого "я". И пускай это грустно, но меня почему-то тешит мысль, что когда-нибудь меня не станет, а пластинки останутся. Останутся моим мимолётным следом в этом мире, продолжат быть моим ДНК (смогут ли меня когда-нибудь клонировать по этому своеобразному образцу :) )?
Вообщем, винил - это круто. Спорно, хлопотно и неудобно, но вкусно. Но мы же, любители музыки, не ищем лёгких путей? Отсюда и изобилие аудиосистем с виниловым проигрывателем в качестве источника даже в современном веке цифровых технологий.
Не будем сейчас писать про плюсы винила и его преимущества. Речь всё-таки в очередном моём обзоре пойдёт не об этом. Более того, если этот обзор кого-то и заинтересует, то именно людей, уже готовых к падению в кроличью нору. Собираете первую виниловую систему? Хотите попробовать эти симпатичные кружочки на вкус? Что ж, тогда вам не обойтись без фонокорректора. Уже слышали о них? Отлично! Тогда может он у вас уже есть и вы ищете пушку получше? Тем более хорошо!
Отмечу всё же, что одним из безусловных плюсов винила является то, что с ним можно получить отличное звучание, не вкладывая миллионы и не глотая депрессанты. Так, возьмём новодельный виниловый проигрыватель Magnat MTT 990, прикупим головку Denon DL-110 и на выходе уже получаем приличное звучание. Музыка мурлычит потрясающе: прозрачно, детально, но при этом и, конечно же, очень аналогово, слитно и живо. Дискретность сделала себе харакири, её больше нет в любом проявлении, только чистый и естественный поток музыкального сознания.
Но всех этих вкусностей не получить без хорошего фонокорректора, конечно же. Влияние его на звучание системы лучше не недооценивать. И здесь на авансцену выходит герой моего сегодняшнего обзора - фонокорректор Fezz Audio Gratia MM/MC.
Предполагаю, что немногие слышали про данный бренд и модель устройства раньше. Что ж, мне тоже нечего скрывать: я и сам узнал про данную польскую компанию совсем недавно. Fezz Audio - компания молодая и на данный момент основной ассортимент их продукции включает ламповое усиление: однотактные и двухтактные аппараты на лампах 300B, KT88, EL34 и так далее.
А ещё интересно то, что "бренд Fezz Audio является детищем семейной компании Toroidy.pl, которая уже более 20 лет известна ценителям качественного аудио как производитель высококлассных аудиофильских трансформаторов. Продукцию этой компании можно обнаружить в составе Hi-Fi и High-End компонентов брендов Mytek, LampizatOr, Audio Valve и многих других. Фирменные трансформаторы стали основой и для создания собственного лампового бренда" (информация из презентации компании).
Fezz Audio производит и фонокорректоры. Есть у них в ассортименте младшие модели Gaia MM mini (27000 руб) и Gaia MM (42000 руб), а Gratia MM/MC является флагманом. Самым дорогим устройством и самым функциональным (62000 руб).
Как уже понятно из названия, Fezz Audio Gratia может работать как с MM-картриджами, так и MC (с высоким выходом, и низким). Реализован аппарат с применением дискретного операционного усилителя высокого класса Burson Supreme V5i, а для работы с MC-картриджами встроен трансформатор той самой, упомянутой выше, компании Toroidy.pl.
В Fezz Audio Gratia нет большого количества настроек, например, регулировки сопротивления для разных типов картриджей, но есть переключение между режимом моно/стерео, регулировка коэффициента усиления (hi и low) и включение/отключение сабсоник фильтра.
Выглядит аппарат немного брутально, прямолинейно, но при этом не без доли изюминки. Компанию Fezz Audio отличает то, что она производит продукцию в большом количестве цветов: чёрный, красный, тёмно-красный, белый и, как мой вариант, участвующий в обзоре, чёрно-белый. Корпус устройства выглядит не как стандартные корпуса с матовым и ровным покрытием, а отличается присутствием заметного и сравнительно крупного зерна на поверхности, созданного краской. Передняя панель представляет собой лист металла, окрашенный уже чёрной глянцевой краской, а посередине вписан матовый серебристый логотип компании. Примечательно, что при включении аппарата появляется подсветка данного логотипа изнутри. В итоге внешний вид устройства представляется немного простым, а окраска более грубой, чем та, к которой мы все привыкли, но могу сказать, что подобное решение мне показалось даже в чём-то привлекательным и новым. Вообщем, мне внешний вид аппарата понравился, как говорится, "зашёл".
Внедрение Fezz Audio Gratia в систему оказалось не таким простым, как ожидалось. Дело в том, что картридж Denon DL-110 является MC-картриджем с высоким выходом, а если почитать руководство пользователя Fezz Audio Gratia, то там написано, что подобные картриджи польским производителем советуется подключать к MM-входу фонокорректора. Что является обычной и стандартной практикой в подобных случаях. Но когда я подключил аппарат подобным образом, оказалось, что громкость усилителя (и лампового, и транзисторного) нужно было выкручивать на максимум, чтобы добиться нужного и приемлемого уровня. Не помогала даже регулировка коэффициента усиления. И в режиме high громкость усилителя нужно было выкручивать на 5 часов, то есть почти на максимум. В результате мне пришлось задействовать именно MC-вход фонокорректора. В этом режиме работы громкость усилителя достигла приемлемых и привычных значений. В принципе не сильно поменялось и звучание: звук стал чуть более плотным и мягким. Что неудивительно, раз схема работы фонокорректора теперь включала встроенный трансформатор.
Итак, повозились, наподключались, теперь можно и музыку послушать. Первое включение показало, что характер звучания Fezz Audio Gratia отличается открытостью, чистотой и отличным разрешением! Именно эти характеристики звучания бросились в уши сразу. Музыка наполнила собой всю комнату, а сцена впечатляла шириной и осязаемостью.
Фонокорректор не демонстрировал каких-либо тональных перекосов, а главное и не было в его звучании чего-то антимузыкального, за что можно было бы сразу зацепиться. Признаюсь, я ожидал, что использование операционного усилителя, пускай и такого продвинутого, как Burson, сделает звучание устройства более жёстким, упрощенным или стерильным. Но эти ожидания, к моему удивлению, оказались напрасными. Никакой резкости на середине или в области высоких частот я не услышал. Аппарат давал слитное и достаточно музыкальное звучание, при этом ровное и без каких-либо окрасов или большого количества отсебятины. Середина не подавалась дискретно, рывками, кусками, а слитным и чуть-чуть мягким и плотным потоком. На верхних частотах я силился расслышать песок, но так его и не услышал. Низкие частоты в свою очередь демонстрировали отличную рельефность, разрешение и чёткость.
Перед включением Fezz Audio Gratia в свою систему я слушал упомянутый выше виниловый проигрыватель и головку с авторским ламповым фонокорректором. Данный аппарат на лампах 12AU7 с кенотронным питанием давал отличное звучание за свою стоимость (около 40 тыс. рублей), но Fezz Audio Gratia с первых же нот понравился мне заметно больше. Ламповый фонокорректор звучал, конечно же, более мягко, тепло и жирно, как и положено лампе. Но эти нюансы реальной музыкальности общему звучанию не добавляли, а вот прозрачность и заметно большее разрешение Fezz Audio Gratia увеличивали удовольствие от прослушивания музыки за счет большей реалистичности и достоверности её передачи. Меньше мути и замыливания, а больше слышимых нюансов звучания каждого инструмента.
Повторюсь уже в который раз (я писал об этом и в других своих обзорах), что пытаюсь оценивать любой компонент, исходя из его стоимости. Да, я слышал фонокорректоры более детальные или реалистичные, более музыкальные или натуральные по звучанию, но за свои деньги Fezz Audio Gratia предстал передо мной, пожалуй, действительно интересным и классным аппаратом, с которым хотелось слушать музыку. Он раскрывал её сильнее, не привнося в общее звучание каких-либо сильных недостатков. А это очень важно для тех, кто только начал строить свою виниловую систему или не хочет тратить баснословные деньги на создание системы-мечты. Fezz Audio Gratia позволяет получать удовольствие от музыки уже здесь и сейчас.
Но на этом еще не всё! Тех, кто будет использовать в своей системе данный фонокорректор, ждёт ещё один хороший бонус. За небольшую сумму вы можете сделать звучание аппарата ещё лучше! Или не лучше, а просто другим: каким вам захочется. Самые умные и прозорливые уже, наверное, догадались, о чём я говорю, о каком таком "недорогом" улучшении я веду речь. Да! Конечно же, о смене операционного усилителя! Ведь Fezz Audio Gratia даёт такую возможность.
Вместо стокового V5i в аппарат можно установить более старшие модели ОУ фирмы Burson - V6 Classic или V6 Vivid. А можно применить ОУ других производителей: Newclassd, Staccato, Sparkos и так далее. И я на подобный эксперимент решился! Взял попробовать две модели дискретных ОУ: Sparkos Labs SS3602 Dual и Staccato OSH-DHB Dual. И конечно же, звучание с ними заметно поменялось. Не могу сказать, что при подключении любого из этих ОУ Fezz Audio Gratia менял пол и представал передо мной абсолютно новым индивидуумом, но изменения в звучании были однозначно слышны.
ОУ от Sparkos - представитель суровой мужской школы. Этакий викинг 21 века. Звучание системы с использованием данного ОУ становилось более детальным, резким, максимально чистым и немного холодным. Тональный баланс смещался в сторону верхней середины и высоких частот. Количество этих частот заметно увеличивалось. Музыка, правда, немного начинала распадаться на атомы, чересчур много въедливости, но, к сожалению, меньше сути. Любителям яркого, напористого и детального звука можно порекомендовать данный апгрейд, но мне намного больше понравился другой участник сравнения - Staccato OSH-DHB Dual.
Примечательно, что ОУ Staccato изготовляются ещё одним польским производителем. Нашли друг друга? Может быть. ОУ Staccato OSH-DHB Dual работает в классе "А", что тоже достаточно интересно и, более того, слышно. Именно поэтому по размерам данный ОУ достаточно крупный, большую площадь занимают радиаторы, охлаждающие его горячее польское сердце.
Staccato OSH-DHB Dual демонстрирует женское начало в своём характере. :) При использовании данного ОУ звучание системы стало более тёплым, слитным и музыкальным. Как и положено классу "А". Музыкальные инструменты зазвучали реалистичнее, живее и натуральнее. Голоса наполнились кровью и эмоциями. Ушла дискретность и какая-либо резкость в подаче музыки. А ещё очень сильное впечатление произвело появление отчетливого трехмерного пространства вокруг каждого инструмента. Подобного эффекта я не услышал при использовании стокового ОУ или Sparkos. Музыкальные инструменты задышали глубже и прорезались на коже объёмной, трёхмерной сцены заметно реалистичнее. Вообщем, именно этот ОУ я и оставил в своём аппарате. Компонент стоит порядка 6000 рублей, но улучшения, которые он даёт, эту трату оправдывают, на мой взгляд, с лихвой.
Вот, пожалуй, и всё о моём знакомстве с фонокорректором Fezz Audio Gratia. Я продолжаю слушать музыку с ним каждый день. Думал, что со временем обнаружу в его звучании какие-то сильные недостатки, но аппарат их умело прячет. Всё-таки в моём понимании Fezz Audio Gratia - это такая рабочая лошадка. Не обладает изящностью и красотой дорогих пород, не участвует в скачках и не пытается изменить мир будучи преданным конём самого Робин Гуда, но каждый день он занят важным делом и делает его хорошо, не фальшивит и не знает смысла поговорки "А Король-то голый". За свои деньги аппарат даёт отличное, детальное, прозрачное и чистое звучание, музыкальное и нестерильное. Не хватает, пожалуй, регулировок сопротивления для точной подстройки звучания при использовании других картриджей, но далеко не всегда эта функция необходима. А пока... я продолжаю слушать винил. Чего и вам советую.
Состав системы: виниловый проигрыватель Magnat MTT 990, головка Denon DL-110, авторские моно-блоки на лампе ГМ-100 (однотакт, "А" класс, 100 Вт на канал)/ интегральный усилитель Audioinstrument Vivo, колонки Magnepan 3.7i. Кабели Siltech.