В Женеве начался основной этап российско-американских переговоров, посвященных гарантиям безопасности. Встреча проходит в закрытом формате на территории американского постпредства при отделении ООН.
Российскую делегацию возглавили заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков и замминистра обороны Александр Фомин. Делегацию от США — первый заместитель госсекретаря США Уэнди Шерман.
Мы попросили некоторых участников Хельсинкской межконфессиональной миротворческий инициативы ответить на вопрос: Что бы я сказал представителям или даже президентам США и России, если бы встретился лично? Каков мог бы быть ответ христианских миротворцев на этот кризис доверия и безопасности?
Пастор Ярослав Кубацкий (Нидерланды)
Прежде всего, мне нужно было бы убедить себя в том, что с ними есть смысл поговорить. И это не только из-за того, что я очень негативно отношусь к политике президента Путина, да и Джо Байден не президент моей мечты. Проблема шире и глубже. Это проблема нашего доверия к политике и политикам в целом. Тот факт, что такое доверие часто отсутствует в недемократических странах, не требует пояснений. Но и в демократических странах доверие к власти снижается устрашающим образом. Почему устрашающий? Потому что демократия не может развиваться или функционировать без кредита доверия.
Итак, прежде всего, я должен поверить, что такой разговор принесет пользу. И это важно, потому что это заставляет нас осознать, что отправная точка любых изменений находится внутри нас самих.
Что бы я сказал, если бы мне каким-то образом удалось укрепить эту веру и это доверие? Я думаю, что, как и в других разговорах, которые я веду как пастор, я бы не давaл советов, но попытался бы отправиться в … путешествие с обоими джентльменами. Выдающийся политик прошлого века и одновременно мистик и писатель Даг Хаммаршельд однажды написал в своем духовном дневнике, что самое долгое путешествие — это путешествие внутри нас. Я бы попытался обнаружить в их действиях причины, которые они могут не осознавать сами. Одна из этих причин, на мой взгляд, — очень глубокая тревога. Я часто задаюсь вопросом, могут ли мировые лидеры во время этих разнообразных разговоров на саммитах сказать, что они просто чего-то боятся. Лично я сторонник рационально проводимой политики. Но пусть это будет рациональность, осознающая свои ограничения. Пусть она осознает, что за ней стоят великие эмоции, большие страдания, боль и разочарования: коллективные и индивидуальные, биографические и исторические. Мы можем убежать от него, мы можем, вместо того, чтобы признать свои раны, мы можем только петь вечно:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Потому что так по-мужски не признавать, что мы страдаем, а реагировать гневом и агрессией!
Думаю, вот к чему я бы постарался в таком разговоре: чтобы оба президента могли честно сказать друг другу, что им вредит, что вредит гражданам их стран, чего они боятся. Если бы мы смогли этого добиться, я бы считал это успехом своей жизни.
А потом мне хотелось бы, чтобы мы помолились вместе словами «Господи, помилуй!». Ничего другого — только эти слова, с помощью которых мы избавляемся от нашей боли, наших страданий, наших страхов и передаем их Богу. Фактически, это не только суть веры, но и отправная точка всей рациональности: признание того, что мы не только рациональны, что внутри нас есть бездны, которые нельзя рационализировать. Но с ними можно мириться.
Это наивно? Возможно, и все же я убежден, что в долгосрочной перспективе иначе и быть не может…
Епископ Григорий Михнов-Вайтенко, епископ Варяжский и Балтийский АПЦ (Россия)
Пожелание одно — не допустить войну
Епископ Раймонд Буш (Финляндия)
Конфессиональная лютеранская церковь Финляндии предлагает следующее для делегаций России и США для установления мира в наше время в рамках Хельсинкской межконфессиональной мирной инициативы:
«КЛЦФ предлагает следующее к предложенным беседам между Россией и США. Обе крупные державы должны проявлять сдержанность в применении военных действий друг против друга и использовать их только в качестве последнего средства и исчерпания всех дипломатических разговоров и диалога. Обе стороны должны отойти к границам, затрагивающим только их суверенитет, и не предпринимать действий, которые бы посягали на суверенитет другой стороны. Это включает в себя запрет на вторжение на территорию союзника другой стороны. В обмен на эти соображения должны быть сняты все экономические санкции и созданы механизмы проверки. Россия и США должны стать стратегическими партнерами, стремящимися сдержать шаги КПК по вмешательству во внутренние процессы каждой из держав, ее попытки военного и иного расширения своих границ, нарушения прав человека, геноцида и преследований, извлечения человеческих органов или эксплуатации граждан.
Доктор Джефф Худ, баптистский пастор (США)
Корнем войны всегда является страх. Мы боимся другого, потому что не знаем его. Если мы хотим положить конец войне, мы должны найти способ преодолеть наш страх перед другим. Единственный способ преодолеть страх перед другим — это превратить другого в нечто большее, чем другой… а именно в соседа. Обнаружив за другим ближнего, мы сможем положить конец войне. Поэтому давайте молиться о мужестве и решимости превратить другого в соседа. Это единственный процесс, который может предотвратить войну в Украине и за ее пределами.
Сергей Путилов, журналист, писатель
Несмотря на все свои различия, главы РФ и США имеют одно нечто общее. Оба они давно уже не являются мальчиками, проще говоря достигли того возраста, когда все жизненные цели уже достигнуты и впору подумать о душе. А заодно о молодежи, подрастающем поколении, которому предстоит жить в сконструированном ими обоими мире. Будут ли последующие поколения прозябать в пещерах холодной войны, в которых формировалось собственное сознание Байдена и Путина, или президенты наберутся мудрости и совместно прорубят окно к свету, чтобы указать потомкам выход из мглы. Старость, как известно мудра. Но порой случается и так, что мудрость старости обесценивается ослиной упертостью. Понятно, что молодость обоих президентов пришлась на эпоху глобального противостояния, и им не только трудно избавиться от сковывающих их души стереотипов, но рискну предположить, разгорающееся противостояние Москвы и Вашингтона психологически возвращает их лучшие времена их жизни. Нарастающая конфронтация может служить своего рода эликсиром вечной жизни, наркотиком погружающим людей дремучей эпохи советско-американского противостояния в состояние блаженной летаргии. Но вместо того, чтобы держать склеротический палец на спусковом крючке войны не лучше ли задуматься о том, что ни один человек не вечен? И более того, должен оставить после себя мир в лучшем состоянии, чем он был до него. Особенно если ты президент, и несешь ответственность не только за себя, но и за миллионы граждан собственных стран. Если наши президенты совсем впали в детство, то я советовал бы им решать споры не на полях сражений, а на футбольной площадке, или по крайней мере за настольным хоккеем. Лучше выпустить пар там, чем похоронить из-за старческого упрямства вместе с собой целый мир.
Брат Павел, лютеранский священник (Латвия)
Когда мы сталкиваемся с событиями такого рода, как угроза войны, то первая мысль, которая возникает рефлекторно — принять одну из сторон конфликта. Как написал один латвийский общественный деятель по поводу событий в Казахстане: «А кто там в Казахстане «наши»?» Я написал недавно небольшое размышление по этому поводу и, мне кажется, что оно вполне подходит с небольшой корректировкой и для начавшейся встречи России и НАТО по поводу гарантий взаимной безопасности.
Когда мы начинаем смотреть на мировые проблемы более глубоко, через линзу сострадания и взаимозависимости, о которых нам говорят религиозные традиции мудрости. И нам открываются новые измерения.
Например мы задумываемся о важности мирного диалога между странами. Ведь именно отсутствие диалога и накопившиеся предубеждения и претензии, чаще всего в итоге приводят к войнам и конфликтам. Люди теряют взаимопонимание, когда отказываются слышать друг друга, когда они не понимают, что каждый смотрит на реальность через собственную карту мира.
Либо, мы можем задуматься об ответственности за пролитую кровь. Как только насилие выходит из под контроля, оно начинает развиваться по своим собственным внутренним законам. Пролитая кровь может стать опасным началом серьезной войны, жертвами которого станут уже не единицы и тысячи, а миллионы человек.
Мы можем увидеть ситуацию глазами мирных жителей, которые хотят жить в мире, но являются заложниками политических амбиций лидеров.
Или же это будет размышление о призвании политика заботиться об общем благе, о его ответственности перед Богом за разумное управление вверенными ему инструментами власти. Если речь идет о таких сильных игроках, как Россия, США или Европейский Союз – то важно думать и о будущем человечества и мира на всей планете Земля.
Альтернативы мирному решению любых проблем в обществе не существует. Результатом эскалации конфликта между военными блоками будет только к углубление кризиса и многочисленные страдания людей.