В 1850 гг. бурлачество достигло золотой середины и уже давно вошли в обиход такие профессии, как лоцман и водолив. Если посмотреть на картины известных художников, то на изображениях зачастую присутствует лоцман.
Взять, к примеру, картину И. Репина «Бурлаки идущие вброд», 1872 года. Конечно, это уже время заката такой тяжелой работы, но все же, факт бурлачества очевиден.
Илья Репин делал эскизы для будущих картин, когда уже не один десяток лет по рекам ходили пароходы. Разительный контраст между хождением людей впряженных в лямку и проплывающих в то же время пароходов, можно было наблюдать не только на Неве или Волге.
В 1809 году американец Р. Фултон изобрел первый пароход, но в 1875 году Ф. А. Бриджмен написал картину «Бурлаки на Ниле». Вроде бы прогресс на Земле должен был коснуться каждого уголка, но бурлачество продолжало жить еще очень долго.
И причина крылась не только в том, что развитие в любой сфере до некоторых мест доходило десятилетиями. Дело в том, что местами вдоль берега мог пройти только человек, даже не лошадь, хотя конное бурлачество тоже существовало. Отсюда и конкуренция бурлаков с теплоходами, это одна из причин столь долгого существования бурлачества.
В фондах Государственного исторического музея Москвы сохранились фотографии бурлаков и бурлачек 1904–1910 годов. В граничащей с Республикой Марий Эл Нижегородской областью, в начале XX века по реке Суре в качестве бурлаков были женщины.
А как обстояли дела в небольших городках на берегу реки Волги?
Взять, к примеру, старинный город Козьмодемьянск. Бурлачество здесь процветало так же, как и везде. Хотя и река давала рыбу, а лес дичь и, грибы и ягоды, прокормиться растущему населению было все сложнее.
Отсутствие фабрик и заводов, возникновение большого числа ремесленников, прибытие в город купцов, которые занялись лесозаготовкой и сплавом леса вниз по Волге, положило расцвет бурлачеству, сменившему ямщиков.
В городе появилась поговорка: «Кому весна, бурлаку косна» (место в лямке). Как только вскрывались реки бурлаки в лямку и гнать вниз плоты самосплавом, а вверх уже тянули суда. Только на 1862 год крестьяне и мещане Козьмодемьянска получили 914 отходнических билетов для занятия бурлачеством и сплавным делом (численность жителей города составляла примерно 2 тыс. человек).
Русский писатель В. Короленко в своем произведении «В пустынных местах» писал про бурлаков следующее: «Вообще бурлак — это наиболее многочисленное, более всех отягченное трудом и наименее ценимое детище, пасынок матушки Волги».
А Максим Горький по воспоминаниям своего деда написал следующее: «…я в молодости сам, своей силой супроти Волги баржи тянул. Баржа — по воде, я — по бережку, бос, по острому камню, по осыпям, да так от восхода солнца до ночи! Накалит солнышко затылок-то, голова, как чугун, кипит, а ты, согнувшись в три погибели, — косточки скрипят, — идешь да идешь, и пути не видать, глаза потом залито, а душа-то плачется, а слеза-то катится, — эхма… Идешь, идешь, да из лямки-то и вывалишься, мордой о землю — и тому рад; стало быть, вся сила чисто вышла, хоть отдыхай, хоть издыхай!»
На Базарной площади города до сих пор сохранилась мраморная доска с барельефом М.Горького в честь посещения писателем Козьмодемьянска. Это как раз то место, где собирались бурлаки от 2 до 4 тыс. человек перед отправкой в свой тяжелый путь, для кого-то он оказывался и последним, ибо не каждое сердце выдерживало такие тяготы.
В 1929 году вышел запрет на бурлачество, который все же нарушался в небольших населенных пунктах, находившихся вблизи рек.
При подготовке материала использовался источник информации книга «Молодость древнего города» С. И. Захарова, 1983 г.
Все мои статьи можно посмотреть здесь . Буду признательна за лайк и подписку, делитесь в соцсетях. Всем добра и большое спасибо!) Мой канал на Youtube , а также Инстаграм-аккаунт и группа в контакте "Под зонтиком"