Идеи учения Христа на многие века стали путеводной звездой для тех, кто пытался найти те социальные условия, которые создадут реальную возможность для духовного возвышения человека и для того, чтобы люди стали «любовью служить друг другу».
Некоторые мыслители (к примеру, один из наиболее просвещённых дворян Франции Габриэль де Мабли, философ Морелли, священник Жан Мелье) выдвигали только какие-то общие идеи и принципы, другие (лорд-канцлер Англии Томас Мор, итальянский монах Томмазо Кампанелла, французский писатель Дени Верас) разработали чисто теоретические «модели» нового общества. Уинстенли предложил вполне конкретную программу реформ в Англии XVIIвека после свержения монархии.
Эти концепции во многих моментах – в том числе и существенных – имеют расхождения, однако большинство из них сходятся в определении главных принципов:
- частная собственность не просто отменяется, но предусматривается целый ряд мер, нацеленных на то, чтобы не допустить, говоря словами Морелли, «духа собственности»;
- отсюда естественно следует формирование приоритета общественных интересов: поскольку благосостояние каждого неразрывно связано с благосостоянием общества в целом, то процветание общества будет важнейшей заботой всех;
- труд на благо общества должен стать обязанностью каждого человека; при этом воспитание надо строить так, чтобы люди чувствовали внутреннюю потребность в таком труде;
- все члены общества получают равные возможности не только материального потребления, но и духовного развития; общее образование и трудовые навыки дети будут получать одинаковые, а потом уже специализироваться в соответствии с дарованиями и наклонностями;
- уровень личного материального потребления в новом обществе должен определяться необходимым для удовлетворения естественных потребностей человека. С одной стороны, это исключало бы гонку за матблагами, порождающую «дух собственности», с другой – позволило бы людям уделять больше времени и внимания своему духовному совершенствованию. «Прежде всего, важна только одна цель: насколько позволяют общественные нужды, избавить всех граждан от телесного рабства и даровать им как можно больше времени для духовной свободы и просвещения. Ибо в этом, полагают они, заключается счастье жизни», - писал Томас Мор.
Предпринимались и попытки воплотить такие мечты в действительность. В 1649 году в Англии, в графстве Серрей под руководством Уинстенли была создана крестьянская коммуна. Окрестные лендлорды при покровительстве уже республиканских властей систематически громили имущество коммуны и, в конце концов, добились её уничтожения.
В конце XVIIвека мятежный офицер французского флота Миссон и монах Караччиоли на Мадагаскаре основали Либерталлию – государство Свободы. В нём не было частной собственности. Трудоспособные либеры работали в мастерских и на верфях, занимались земледелием. Продукты труда распределялись между всеми гражданами. О пожилых заботилось государство… Колония быстро окрепла.
Интересно, что, хотя Мадагаскар был одной из пиратских баз, «джентльмены удачи» отнеслись к Либерталлии вполне лояльно. Более того, среди них нашлось немало желающих поменять вольную жизнь на достаточно строгие законы общества (в частности, эти законы категорически запрещали азартные игры и употребление брани). Пиратский флот помог либерам разгромить карательную экспедицию, посланную на остров португальским правительством.
Потерпев неудачу в прямой агрессии против неё, враги Либерталлии спровоцировали мальгашские племена, от которых либеры совершенно не ожидали нападения, - и государство Свободы было уничтожено.
На христианских принципах основывалась и община индейцев гуарани, которую создали монахи в Латинской Америке в середине XVIII века. Судя по тем немногим сведениям, которые дошли до нас, коммуна процветала. Однако она притягивала к себе рабов с плантаций, и это вызвало к ней ненависть латифундистов. Те добились посылки карательной экспедиции, которая физически уничтожила как индейцев, так и их духовных наставников
Эти опыты, с одной стороны, убеждали в жизнеспособности общества, созданного на основе христианско-коммунистических принципов, но с другой стороны, наглядно продемонстрировали несостоятельность надежд на эволюционное утверждение подобной социальной организации: господствующие классы не смирятся с попыткой строить жизнь по таким принципам, поскольку ясно видят в этом угрозу своему положению. Что же касается упований на их «перевоспитание», то ещё Христос показал, насколько они беспочвенны – вспомним, чем закончился эпизод с богачом: тот, узнав, что ему необходимо расстаться с собственностью, сразу раздумал следовать за Христом. Иисус же резюмировал: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».
И потому постепенно всё более распространялась мысль о необходимости утверждения христианско-коммунистических принципов революционным путём. Она звучит уже в «Завещании» Мелье: «Поймите же, дорогие народы, что заблуждения и суеверия вашей религии и тирания ваших царей и всех тех, кто управляет вами под сенью их власти, является роковой и проклятой причиной всех ваших зол… А потому, если у вас мужественное сердце и если вы желаете освободиться от ваших зол, стряхните с себя по дружному согласию иго тирании и суеверия. Ваше благополучие находится в ваших руках. Ваше освобождение зависит только от вас».
Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород